The article discusses the development of health insurance in Russia. It describes the main stages of the development process of health insurance. It reveals the current state of the health insurance, its existing types.
health insurance, development, social, compulsory health insurance, voluntary medical insurance.
Медицинское страхование в России, как показывает анализ литературы, проходило постепенно. На мой взгляд, процесс становления и развития страхования можно подразделить на несколько основных этапов.
Первый этап (1861–1903 гг.)
В 1861 г. был принят первый законодательный акт, который впервые регламентировал процесс обязательного медицинского страхования в России. В соответствии с данным законом при казенных горных заводах были созданы товарищества. При данных товариществах были созданы вспомогательные кассы. Основная задача касс – это выдача пособий по временной нетрудоспособности рабочим. Предусматривались также выплаты пенсий участникам товариществ и членам их семей, прием вкладов, выдача ссуд. Участниками «вспомогательной кассы» в основном были рабочие. Законодательством была предусмотрена уплата взносов установленного размера. Размер взноса составлял 2–3% от заработной платы рабочего. В 1866 г. был принят закон, который предусматривал создание больниц при фабриках и заводах. Согласно данному закону владельцы предприятий обязывались создавать больницы [7].
Второй этап (1903–1912 гг.)
На данном этапе развития медицинского страхования большое внимание уделялось преимущественному развитию обязательного медицинского страхования. В 1903 г. был принят Закон «О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». В соответствии с нормами данного нормативного акта работодатель нес ответственность за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных случаях на производстве. Данный нормативный акт также предусматривал обязанность предпринимателя выплачивать из казны вознаграждение не только потерпевшему рабочему, но и членам его семьи. Это был настоящий прорыв в процессе становлении медицинского страхования.
Третий этап (1912–1917 гг.)
В 1912 г. произошли кардинальные изменения в социальной политике страны. Закон «О страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев» был принят 23 июня1912 г. В Москве и Петербурге были созданы первые Присутствия по делам страхования. Затем по всей стране начали активно создваться «больничные кассы» [5]. В январе 1914 г. начали появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих при несчастных случаях.
В соответствии с положениями закона, принятого в 1912 г., медицинская помощь за счет организации оказывалась участнику «больничной кассы» в следующих видах:
- первая помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях;
- амбулаторное лечение;
- родовспоможение;
- больничное лечение с полным содержанием больного [8].
Четвертый этап (1917–1921 гг.)
После Февральской революции 1917 г. к власти пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей деятельности начало реформы в области обязательного медицинского страхования.
Основными новшествами того времени были признаны:
- расширение круга застрахованных лиц;
- создание окружных, общегородских «больничных касс».
На данном этапе было принято четыре прогрессивных для того времени законодательных акта по социальному страхованию, в которых принципиально были пересмотрены и частично исправлены минусы и пережитки закона 1912 г.
Пришедшая к власти советская власть начала свою деятельность опять же с сферы социального страхования. Основным документом здесь была Декларации Народного комиссара труда от 30 октября 1917 г. «О введении в России "полного социального страхования"».
В данном нормативном документе в первую очередь указывалось следующее:
- распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту;
- распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы);
- возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей и государство;
- возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы [9].
Проводимые советским правительством реформы способствовали осуществлению полного социального страхования на началах полной централизации. Логическим продолжением начатой политики слияния наркомовской и страховой медицины стало принятие от 31 октября 1918 г. Декрета, которым было утверждено Положение о социальном обеспечении трудящихся.
Сегодня существуют следующие формы организации медицинской помощи:
- платная (частная) медицина;
- добровольное медицинское страхование;
- обязательное медицинское страхование;
- национально-государственная система здравоохранения.
В соответствии с данными статистики можно сделать выводы о том, что сегодня тенденции в сфере ДМС и ОМС в целом благоприятны. Вместе с тем, по прогнозам, роста в ближайшей перспективе ожидать не следует [4].
Мы наблюдаем, что, несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию в стране, подавляющее большинство работодателей все же стремятся сохранить ДМС для своих сотрудников, что еще раз подчеркивает значение данной льготы и ее предсказуемое позитивное будущее.
Текущее реформирование медучреждений, работающих в системе ОМС, безусловно, способствует повышению и без того высокой ценности продуктов по ДМС. Сам же рынок ДМС развивается в соответствии с развитием экономики (в 2016 г. она расти не будет).
В сложившихся реалиях, по оценкам аналитиков, рынку ДМС удается находить нужные решения для обеих сторон в основном благодаря отказу от неоправданно дорогих лечебных учреждений. Дополнительным резервом для дальнейшего развития в перспективе специалисты считают переосмысление роли и места добровольного медицинского страхования в системе в целом.
Сейчас система обязательного медицинского страхования, к сожалению, выстроена таким образом, что по ОМС граждане могут получить помощь не в том объеме и не того качества, который можно было бы получить. И здесь, на мой взгляд, развитие ДМС могло бы каким-то образом изменить эту ситуацию, расширив наполнение того набора опций, который пациент может получить в системе ОМС, по аналогии с теми принципами, на основе которых работает КАСКО и ОСАГО.
1. Zakon RF ot 27.11.1992 № 4015-1 «Ob organizatsii strakhovogo dela v Rossiyskoy Federatsii» (red. ot 28.11.2015, s izm. ot 30.12.2015; vstup. v silu s 09.02.2016). SPS «Konsul´tantPlyus»
2. Alekseev A.A. Strakhovanie [Tekst] / A.A. Alekseev. - M.: Feniks, 2008. - 416 c.
3. Strakhovanie [Tekst]. - M.: Ekonomist´´, 2009. - 876 c.
4. Lopatenkov G. Meditsinskoe strakhovanie i platnye uslugi [Tekst] / G. Lopatenkov. - M.: BKhV-Peterburg, 2011. - 160 c.
5. Obyazatel´noe meditsinskoe strakhovanie. Voprosy i otvety [Tekst] / Vyp. 12. Bibliotechka «Rossiyskoy Gazety». - M., 2013. - 176 c.
6. Rusetskaya E.A. Rynok strakhovaniya otvetstvennosti v Rossiyskoy Federatsii: analiz, tendentsii i perspektivy razvitiya [Tekst] / E.A. Rusetskaya [i dr.]. Finansy i kredit. - 2010. - № 37. - S. 39-43.
7. Strakhovanie [Tekst]. - M.: Ekonomist´´, 2009. - 876 c.
8. Strakhovanie [Tekst]; pod red. L.A. Orlanyuk-Malitskoy, S.Yu. Yanovoy. - M.: Yurayt; Vysshee obrazovanie, 2010. - 832 c.
9. Skamay L.G. Strakhovoe delo [Tekst]: uchebnik / L.G. Skamay. - M.: Yurayt, 2011. - 344 s.