ACCOUNTING FOR THE ACTIVITIES OF LEGAL ENTITIES IN ACCORDANCE WITH THE RUSSIAN LEGISLATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the organizational questions of activities of legal entities regarding accounting, financial reporting, taking into account the requirements of the modern Russian legislation. It analyzes a number of normative legal acts regulating the relations in this sphere.

Keywords:
legal entities, companies, accounting, financial reporting, accounting legislation.
Text

Составление документов бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации – важнейшее условие выступления российских организаций в качестве участников хозяйственных отношений. Соблюдаемое организациями законодательство о бухгалтерском учете включает, помимо Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [7], также разнообразие нормативных правовых актов, не являющихся специализированными для юридического регулирования бухгалтерского учета и ведения финансовой отчетности (соответственно, нацеленных на регулирование иных общественных отношений), но содержащих множество «отсылочных» норм на правовые основы бухучета и финансовой отчетности. Большинство норм подобного содержания закреплено в законодательных актах гражданского права, регулирующих вопросы создания и осуществления экономической и иной деятельности физических, юридических лиц различных организационно-правовых форм, реализации некоммерческой деятельности государственных и муниципальных учреждений, формирования отношений в сфере рынка ценных бумаг [3]. 

Действующим законодательством России бухгалтерский учет определяется формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями, установленными этим законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такое определение бухучета учитывает понимание основных этапов учетного процесса, отраженное в законодательстве и специальной литературе (вначале любой учетный объект наблюдается, затем «измеряется», систематизируются данные о нем, осуществляется его регистрация – отражение в документах, а также дальнейшая обработка учетной информации для ее передачи пользователям) [18].

В литературе определение понятия бухучета связывается с внутренним контролем самой организации [22, с. 4–10]. В таком смысле бухгалтерский учет рассматривается как «…род деятельности, нацеленной на контроль за осуществлением хозяйственных операций и их результатами» [14]. Представляет интерес экономическое понимание бухгалтерского учета как «…производимое на основе хозяйственной документации сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия в стоимостном выражении» [17, с. 28]. Трактовка понятия бухучета принимает во внимание и такие его свойства, как упорядоченность [23, с. 6], системность осуществления [23, с. 6, 7; 19]. 

Анализ различных подходов к сущности и определению понятия бухгалтерского учета, сформулированных в юридической и экономической литературе, позволяет сделать вывод о том, что специалисты обращают внимание, прежде всего, на информационную составляющую бухучета: использование бухгалтерской отчетности для удовлетворения потребностей в информации [13, с. 22].

Отметим, что бухгалтерский учет представляет собой совокупность организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых в установленном государством порядке частными и публичными хозяйствующими субъектами – организациями, создающими условия для систематизации финансовой информации об их деятельности. 

При этом важным моментом является то, что ведение финансовой отчетности обеспечит доступ уполномоченным заинтересованным субъектам-пользователям к информации, характеризующей финансовое положение и результаты деятельности организаций. В международной практике юридического регулирования финансовых отношений, как и в законодательстве России о бухгалтерском учете, обозначена его информационная функция. Она означает, что осуществление бухгалтерского учета позволяет систематизировать информацию о хозяйственной деятельности и имущественном положении организации с учетом различных аспектов – об операциях с денежными средствами, фактах хозяйственной жизни (сделках, событиях), финансовых результатах деятельности. Тем не менее установленный в России бухгалтерский учет традиционно предполагает информационное значение финансовой (бухгалтерской) отчетности, в основном, для органов государства, в том числе осуществляющих контрольную деятельность. Финансовую (бухгалтерскую) отчетность законодательство понимает как совокупность документов финансово-информационного содержания, предназначенных для систематизации, обобщения, анализа, проверки сведений о фактах хозяйственной деятельности организаций, а также физических лиц.

Учитывая сложившиеся в мировой и зарубежной практике подходы к юридическому регулированию и пониманию ведения бухучета организациями, действующее законодательство, а именно Федеральный закон «О бухгалтерском учете», к объектам бухгалтерского учета относит обязательства, факты хозяйственной жизни организаций, их активы, доходы и расходы, источники финансирования деятельности и др. (ст. 5). Однако закон не содержит четкого определения понятия «объект бухгалтерского учета», не закрепляет и исчерпывающего перечня категорий, охватываемых данным понятием. Хотя в сравнении с утратившим юридическую силу Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [2] действующий одноименный закон конкретизирует перечень объектов бухучета, вынося за его пределы имущество организаций как категорию с размытым содержанием, не согласованную с пониманием имущества гражданским законодательством (ст. 128 Гражданского кодекса РФ). 

Представляется, уточнение анализируемого положения Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» осуществлено с учетом провозглашения влияния на ведение бухучета организациями международных стандартов финансовой отчетности (см. постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации»). МСФО в числе объектов учета принимают во внимание, в основном, такие объекты, как доходы от заключения договора аренды и возникших по нему обязательств, платежи по заключенным договорам, факты хозяйственной жизни, денежные средства, в том числе полученные в виде государственной поддержки – субсидий из бюджета и др. [2].

Для Российского государства введение в действие международных стандартов финансовой отчетности приобретает особую значимость в связи с развитием внешнеторговой деятельности организаций, усилением их международных связей, предполагающих многообразие экономических отношений между российскими, зарубежными, международными организациями, выведением финансовой деятельности государства на международный уровень. Это подразумевает приведение в соответствие юридических основ национального бухгалтерского учета России и требований международного уровня в области финансовой отчетности в целях единообразия контроля за финансовыми отношениями, единообразия составления финансовой документации и обеспечения ее прозрачности, информативности деятельности организаций.

Анализ законодательства Российской Федерации позволяет привести ряд примеров ведения бухучета, использования данных финансовой отчетности в деятельности организаций различных видов. 

Данные бухгалтерского учета используются в ходе осуществления оценочной деятельности. При проведении оценки объектов осуществляется организация сбора и обработки данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций. Наряду с этим результаты проведения оценки объекта могут быть использованы для корректировки данных бухучета и отчетности (ст. 6 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») [4]. Право на проведение оценки объекта является безусловным и не зависит от установленного законодательством порядка осуществления государственного статистического и бухгалтерского учета. 

Положения о бухгалтерском учете и финансовой отчетности также применяются в целях учета имущества, находящегося в собственности государства и публично-правовых образований, оценки эффективности его использования, в том числе по доле прибыли, перечисляемой в бюджет конкретного уровня бюджетной системы (п. 5 постановления Правительства РФ от 29.05.2003 № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» (в ред. от 29.05.2012)) [9]. Заметим, что это требование ставит бюджетные правоотношения по формированию доходов бюджета из средств в форме части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, правоотношения по осуществлению бюджетного контроля в зависимости от ведения бухгалтерского учета уполномоченными организациями.

Пункт 2 ст. 12 Федерального закона от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (ред. от 11.07.2011) [5] закрепляет правило, согласно которому издержки производства на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек рассчитываются на основе учетных документов иностранного экспортера или иностранного производителя товара, являющегося объектом расследования, при условии, что такие документы соответствуют общепринятым принципам и правилам бухгалтерского учета и отчетности в соответствующем иностранном государстве. Приведенная норма актуализирует переход России на МСФО.

Бухгалтерский учет организациями применяется и при формировании статистических показателей. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 420 «О Федеральной службе государственной статистики» (ред. от 02.11.2013) [10] (п. 5.10) статистическая служба обеспечивает заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. Формы федерального государственного статистического наблюдения, как правило, заполняются на основе данных бухгалтерского учета. 

Систематизация и анализ положений российского законодательства показывают, что бухгалтерский учет и финансовая отчетность используются также для установления перечня организаций, по отношению к которым применяются меры государственной (муниципальной) поддержки, в частности, субъектов, к которым могут быть применены меры по реструктуризации задолженности, предоставлена государственная (муниципальная) помощь, в том числе субсидии из бюджета на капитальный ремонт объектов [8, 6].

Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [1] предусматривает особенности ведения бухучета банками и иными кредитными организациями. В России был осуществлен переход организаций банковской сферы на МСФО, что основано на официальном сообщении Центрального банка РФ от 02.06.2003 «О переходе банковского сектора Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности» [20]. Это подталкивает ученых к исследованию финансовых и других правоотношений, сопутствующих функционированию банковской системы, во взаимосвязи с бухучетом, влияющими на него МСФО [12]. 

Ведение бухгалтерского учета имеет значение и для российской практики бюджетного процесса, в особенности такой его стадии, как исполнение бюджета (непосредственно, исполнение по расходам) [15, с. 3–30; 16; 24, с. 101]. Государственные и муниципальные казенные учреждения, будучи участниками бюджетного процесса в статусе получателей бюджетных средств, ведут бухгалтерский учет, его данные – предмет финансового (бюджетного) контроля [21, с. 348]. В условиях организации их хозяйственной деятельности в соответствии, например, с принципом бюджетной системы – эффективность использования бюджетных средств, на организации как на получателей бюджетных средств возлагаются обязанности достигнуть конечных результатов деятельности с одновременным повышением эффективности механизма получения этих результатов. Показателями эффективности выступают экономность использования организациями бюджетных и иных материально-финансовых ресурсов, самоокупаемость субсидированных услуг и работ, увеличение номенклатуры и объема предлагаемых работ и услуг без изменения размеров источника их финансирования. Вывод о состоянии этих показателей можно сделать на основе данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности. 

Практика показывает, что названный принцип бюджетной системы зачастую нарушается государственными и муниципальными учреждениями (например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013 по делу № А56-56194/2012; постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2009 № 18АП-7116/2009 по делу № А76-6135/2009; постановление ФАС Уральского округа от 27.07.2012 № Ф09-6508/12 по делу № А76-23101/2011). Соответствующие бюджетные правонарушения выявляются, в основном, на основе анализа информации, содержащейся в данных бухгалтерского учета, утвержденных и доведенных до сведения учреждений государственных и муниципальных заданий, определяющих номенклатуру и объем бюджетных услуг, иной информации, касающейся финансово-бюджетной хозяйственной деятельности учреждений. 

Итак, ведение бухгалтерского учета выступает юридико-организационной, информационной основой деятельности организаций. Их функционирование невозможно без ведения финансовой документации, бухучета, оказывающих управленческое и организующее влияние на потоки денежных средств. Исходя из анализа теоретических и нормативных положений о сущности бухгалтерского учета, можно утверждать, что данная категория, с одной стороны, связана с интересами частных субъектов различных организационно-правовых форм, заключающихся в организации систематизации сбора и документирования информации об их хозяйственной и иной связанной с ней деятельности. Это позволяет им обеспечить самоконтроль и управление конкретными участками осуществляемой деятельности. С другой стороны, бухгалтерский учет напрямую связан с публичными интересами государства, в лице уполномоченных органов власти, устанавливающих нормативы бухучета и финансовой отчетности, соблюдение которых, будучи воплощено в специальной документации, служит предметом государственного финансового контроля в установленных законодательством случаях. 

Актуальность в современных условиях представляет проблема взаимоувязки положений гражданского законодательства о юридических лицах, законодательства о бухгалтерском учете, финансовой отчетности, финансовом контроле, а также финансового законодательства, устанавливающего основы финансовой отчетности налогоплательщиков, организаций, задействованных в бюджетном процессе. Например, положения финансового законодательства России в области бюджетного учета являются компиляцией общих подходов к ведению бухучета и производных от них компромиссных вариантов, характерных для установления требований к бюджетной документации участников бюджетного процесса, что представляется особенно важным в связи с усилением роли финансово-контрольной функции уполномоченных государственных органов для обеспечения правомерности деятельности различных хозяйствующих субъектов в сфере финансов.

Следует также учитывать, что имеющие место в современный период тенденции влияния сформулированных на международном уровне стандартов составления бухгалтерской отчетности на регулирование и реализацию финансовых отношений внутри государства, установление правил ведения бухгалтерского учета позволяют по-новому регулировать в национальном законодательстве правовой статус организаций. Введение в действие на территории России МСФО выступает фактором необходимости совершенствования юридической основы бухгалтерского учета в России.

Таким образом, в современный период бухгалтерский учет выступает составляющей юридического регулирования хозяйственной деятельности организаций различных видов. Возложение обязанности составлять и представлять уполномоченным органам финансовую отчетность становятся важнейшим средством регулирования и контроля над хозяйственными отношениями, в которые вступают субъекты различных организационно-правовых форм.

References

1. Federal´nyy zakon ot 02.12.1990 № 395-1 «O bankakh i bankovskoy deyatel´nosti» (red. ot 30.09.2013). SZ RF. - 1996. - № 6. - St. 492.

2. Federal´nyy zakon ot 21.11.1996 № 129-FZ «O bukhgalterskom uchete» (red. ot 28.11.2011). SZ RF. - 1996. - № 48. - St. 5369.

3. Federal´nyy zakon ot 22.04.1996 № 39-FZ «O rynke tsennykh bumag» (red. ot 23.07.2013). SZ RF. - 1996. - St. 1918; 2012. - № 53 (ch. 1). - St. 7607.

4. Federal´nyy zakon ot 29.07.1998 № 135-FZ «Ob otsenochnoy deyatel´nosti v Rossiyskoy Federatsii» (red. ot 23.07.2013). SZ RF. - 1998. - № 31. - St. 3813.

5. Federal´nyy zakon ot 08.12.2003 № 165-FZ «O spetsial´nykh, zashchitnykh, antidempingovykh i kompensatsionnykh merakh pri importe tovarov» (red. ot 11.07.2011). SZ RF. - 2003. - № 50. - St. 4851.

6. Federal´nyy zakon ot 26 iyulya 2006 g. № 135-FZ «O zashchite konkurentsii» (red. ot 18.07.2011). SZ RF. - 2006. - № 31 (1 ch.). - St. 3434.

7. Federal´nyy zakon ot 06.12.2011 № 402-FZ «O bukhgalterskom uchete» (red. ot 28.06.2013). SZ RF. - 2011. - № 50. - St. 7344.

8. Postanovlenie Pravitel´stva RF ot 09.11.2005 № 672 «O restrukturizatsii zadolzhennosti ugledobyvayushchikh organizatsiy po federal´nym nalogam, sboram, a takzhe inym obyazatel´nym platezham v federal´nyy byudzhet i gosudarstvennye vnebyudzhetnye fondy, obrazovavsheysya po sostoyaniyu na 1 iyulya 2003 g., i zadolzhennosti po penyam i shtrafam, nachislennym na summu ukazannoy zadolzhennosti po sostoyaniyu na 1 yanvarya 2005 g.». SZ RF. - 2005. - № 46. - St. 4686.

9. Postanovleniya Pravitel´stva RF ot 29.05.2003 № 311 «O poryadke ucheta, otsenki i rasporyazheniya imushchestvom, obrashchennym v sobstvennost´ gosudarstva» (v red. ot 29.05.2012). SZ RF. - 2003. - № 22. - St. 2171.

10. Postanovlenie Pravitel´stva RF ot 2 iyunya 2008 g. № 420 «O Federal´noy sluzhbe gosudarstvennoy statistiki» (v red. ot 24.03.2011). SZ RF. - 2008. - № 23. - St. 2710.

11. Prikaz Minfina Rossii ot 25.11.2011 № 160n. Prilozhenie k zhurnalu «Bukhgalterskiy uchet». - 2011. - № 12.

12. Arupova N.R. Pravovye aspekty vnedreniya Mezhdunarodnykh standartov finansovoy otchetnosti v finansovo-kreditnykh organizatsiyakh Rossiyskoy Federatsii [Tekst]: dis. …kand. yurid. nauk / N.R. Arupova. - M., 2006.

13. Bakaev A.S. Zakon «O bukhgalterskom uchete»: postateynyy kommentariy [Tekst] / A.S. Bakaev. - M.: Mezhdunarodnyy tsentr finansovo-ekonomicheskogo razvitiya, 1997.

14. Berdyshev S.N. Grazhdanskoe pravo dlya bukhgaltera [Tekst] / S.N. Berdyshev. - M.: GrossMedia, ROSBUKh, 2013. - 370 s.

15. Boltinova O.V. Stadii byudzhetnogo protsessa v zarubezhnykh stranakh [Tekst]: uchebnoe posobie / O.V. Boltinova. - M.: Profobrazovanie, 2002. - 96 s.

16. Byudzhetnyy protsess v Rossiyskoy Federatsii [Tekst]: uchebnoe posobie; pod red. O.V. Vrublevskoy. - M.: Perspektiva, Infra-M, 1998.

17. Dodonov V.N. Finansovoe i bankovskoe pravo [Tekst]: slovar´-spravochnik / V.N. Dodonov, M.A. Krylova, A.V. Shestakov; pod red. O.N. Gorbunovoy. - M.: INFRA-M, 1997. - 277 s.

18. Kondrakov N.P. Bukhgalterskiy uchet [Tekst]: uchebnoe posobie / N.P. Kondrakov. - M.: Informatsionnoe agentstvo «IPB-BINFA», 2002.

19. Nauchno-prakticheskiy kommentariy k Federal´nomu zakonu «O bukhgalterskom uchete» s obzorom sudebno-arbitrazhnoy praktiki (postateynyy) / A.N. Lysenko [i dr.]. - M.: Delovoy dvor, 2011. - 280 s.

20. Ofitsial´noe soobshchenie Tsentral´nogo banka RF ot 02.06.2003 «O perekhode bankovskogo sektora Rossiyskoy Federatsii na mezhdunarodnye standarty finansovoy otchetnosti». Vestnik Banka Rossii». - 2003. - № 31.

21. Peshkova Kh.V. Byudzhetnoe pravo Rossii [Tekst]: uchebnik / Kh.V. Peshkova. - M.: KONTRAKT, INFRA-M, 2011. - 416 s.

22. Revizii i proverki byudzhetnykh uchrezhdeniy - 2010. Chto dolzhen znat´ bukhgalter [Tekst] pod red. Yu.A. Vasil´eva. - M.: Ayudar Press, 2010. - 256 s.

23. Sapozhnikova N.G. Printsipy bukhgalterskogo ucheta [Tekst]: uchebnoe posobie / N.G. Sapozhnikova. - Voronezh: Izdatel´stvo Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta, 2001. - 144 s.

24. Yakovlev D.I. Osobennosti pravovogo regulirovaniya kaznacheyskogo ispolneniya byudzhetov v Rossiyskoy Federatsii [Tekst] / D.I. Yakovlev. - Saratov: Izdatel´stvo gosudarstvennogo obrazovatel´nogo uchrezhdeniya «Saratovskaya gosudarstvennaya akademiya prava», 2008. - 124 s.

Login or Create
* Forgot password?