Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article the features of testament are considered as a type of inheritance it is well-proven within the framework of this research, that the grounds of inheritance is difficult composition of legal facts, and testament and law types of inheritance, to the kinds inheritances belong also the inherited transmission and inheritance as of right of presentation.

Keywords:
inheritance, heirs, testator, testament, legal continuity.
Text

В настоящее время в России все заметнее становится тенденция возрастания роли завещания при определении дальнейшей судьбы наследства после смерти ее собственника. 

Если раньше первостепенное место отводилось наследованию по закону, а наследование по завещанию носило второстепенный характер, теперь законодатель изменил структуру раздела, счел актуальным придать большее значение предоставлению возможности гражданину распорядиться правом частной собственности на случай своей смерти. 

Завещание обладает определенной самостоятельностью, проявляющейся в специфической направленности действия и неизменяемости после открытия наследства. Завещательные распоряжения обладают юридической силой после смерти завещателя. Этой силой завещание наделено законом. 

При физическом отсутствии завещателя его воля по распоряжению наследством как основание соответствующего порядка наследования охраняется властью закона и опирается на интерес самих наследников по завещанию. 

Однако Л.П. Ануфриева констатирует что, завещание не обладает исключительной правовой силой, и при определенных обстоятельствах, несмотря на всю безупречность завещания как сделки, наследование по завещанию уступает место наследованию по закону [1]. 

Безусловно, соотношение наследования по завещанию и наследования по закону составляет главный пункт общих положений о наследовании вообще и общих положений о наследовании по завещанию в частности. 

Следует отметить, что в зависимости от условий завещания и конкретных обстоятельств наследование по завещанию полностью замещается наследованием по закону, если: 

  • наследники по завещанию отсутствуют на день открытия наследства (ст. 1116 ГК РФ); 
  • ни один из наследников по завещанию не принял наследства, либо каждый из них отказался от наследства по завещанию (ст. 1157, 1158, 1161 ГК РФ); 
  • ни один из наследников по завещанию не имеет права приобрести наследство в силу недостойности (ст. 1117 ГК РФ); 
  • завещание в целом признано недействительной сделкой (ст. 1131 ГК РФ). Поэтому мнение о том, что завещание не обладает исключительной правовой силой, представляется ошибочным [1].

Так, в соответствии с п. 3 ст.1 158 ГК РФ, если наследник призывается к наследованию одновременно по нескольким основаниям, он вправе отказаться от части наследства, причитающейся ему по одному из этих оснований, по нескольким или по всем. 

Обращает на себя внимание изложение п. 3 ст. 1158 ГК РФ: «…если наследник призывается к наследованию одновременно по нескольким основанием (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное), он вправе отказаться от наследства, причитающегося ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям». 

Возникает вопрос: почему законодатель, указывая на основания наследования – завещание и закон, упоминает наследственную трансмиссию и открытие наследства, ведь в законодательстве однозначно в статье 1111 ГК РФ в качестве оснований наследования указаны завещание и закон? Таким образом, законодатель противоречит себе. Многие исследователи справедливо отмечали, что наследование может наступить только на основании одного юридического факта – смерти наследодателя [2], в рамках данного исследования доказано, что основаниями наследования является сложный состав юридических фактов, а завещание и закон – виды наследования. К видам наследования относятся также наследственная трансмиссия, наследственная субституция и наследование по праву представления.

Для разрешения явной неопределенности п. 3 ст. 1158 ГК РФ следует изложить в следующей редакции: «…Однако если наследник призывается к наследованию одновременно по завещанию и по закону, а также в порядке наследственной трансмиссии, наследственной субституции и по праву представления, он вправе отказаться от наследства, причитающегося ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям».

В российском гражданском праве существует два варианта регламентации отношений, связанных с наследственным правопреемством. В основе их различия лежит волеизъявление умершего, направленное на определение посмертной судьбы его имущества. Если такое волеизъявление было сделано, правопреемство регулируется способом, который именуется наследованием по завещанию. В случаях его отсутствия правопреемство регулируется другим способом, который именуется наследованием по закону, отмечает К.Б. Ярошенко [10]. 

Применение юридических терминов «наследование по завещанию» и «наследование по закону» как видов наследования является устоявшимся в российском законодательстве и теории гражданского права (К.П. Победоносцев [11], О.В. Мананников [9], В.А. Рясенцев [13] и др.). Однако следует иметь в виду их условность. Названные виды наследования являются таковыми лишь в обобщающем значении, обозначая порядок развития наследственных правоотношений (по воле завещателя либо, при отсутствии таковой, – по закону) [6].

Между тем, очевидно, что определяющим основанием для вступления в наследование и по завещанию, и по закону является факт смерти наследодателя, и только потом встает вопрос о наличии или отсутствии завещания. 

В.И. Серебровский отмечал, что действительным основанием призвания к наследованию является не непосредственно сам закон, а некоторые факты, предусмотренные законом, – смерть наследодателя; родство наследника с наследодателем, усыновление им наследника, состояние наследника в браке с наследодателем [14].

Следует согласиться с выводами О.Н. Садикова [6], М.К. Треушникова [17], что и название статьи 1111 ГК РФ – «Основания наследования» – неудачно. Эта нечеткость терминологии не только породила трудности в правовой литературе советского периода, но и имеет негативные последствия в современном законодательстве РФ и правоприменительной практике. 

В частности, в ГК РФ содержится следующее общее положение: «…в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом» (п. 2 ст. 218 ГК РФ). Отсюда вполне может быть сделан ошибочный вывод о том, что при переходе имущества в соответствии с завещанием закон не играет никакой роли, на практике оба вида наследования осуществляются в рамках гражданского законодательства.

Главное что оба вида наследования осуществляются в строгом соответствии с правилами, установленными законом [17]. 

Придерживаются этой точки зрения многие ученые, подчеркивая, что термин «наследование по закону» является неточным, так как оба названных порядка перехода имущества умершего к иным лицам основаны исключительно на предписаниях наследственного права [12]. 

Следовательно, основным критерием следует считать наличие или отсутствие выраженной в определенном гражданским законодательством порядке воли наследодателя в отношении своего имущества. 

Исходя из изложенного, для более детальной регламентации законодательных норм и адекватного понимания теории гражданского права предпочтительнее было бы именовать оба вида наследования общеизвестными со времен Древнего Рима терминами: наследование по завещанию и наследование без завещания. 

В западноевропейском законодательстве наследование по закону именуется как наследование без завещания, когда закон, восполняя недостающее волеизъявление наследодателя, исходит из его предполагаемой, вероятной воли и обеспечивает наследством ближайших родственников.

Наряду с этим ГК РФ указывает в качестве оснований наследования и иные обстоятельства (открытие наследства, переход права на принятие наследства, направленный отказ от наследства, наследование в качестве подназначенного наследника и т.п.), которые необходимо рассматривать как частные случаи проявления одного из двух общих оснований наследования. 

Учитывая значение завещания, необходимо иметь в виду, что наследование – это один из производных способов возникновения права собственности, при котором правопреемство наступает лишь благодаря наличию определенного состава юридических фактов. Имущество гражданина становится имуществом умершего только в результате его смерти, т.е. юридического факта, с которым ГК РФ связывает прекращение гражданской правоспособности этого физического лица.

По мнению О.А. Красавчикова [8], под основаниями возникновения, изменения, прекращения наследственного правоотношения следует понимать юридические факты, которые в зависимости от наличия или отсутствия волевого момента могут быть подразделены на две группы: 

  1. события (смерть наследодателя); 
  2. действия (принятие наследства).

При наследовании по завещанию, по мнению Т.П. Великоклад [2], имеют значение такие юридические факты, как состояния – родство наследника с наследодателем, супружество наследодателя и наследника. Соглашаясь с данным мнением, Б.Б. Черепахин дифференцировал юридические факты в зависимости от способов вступления в наследование.

При наследовании по завещанию основаниями для возникновения наследования являются следующие факты:

  • составление завещания; 
  • смерть наследодателя;
  • открытие наследства;
  • принятие наследства.

При наследовании по закону необходимо наличие таких юридических фактов как:

  • смерть наследодателя; 
  • наличие определенного состояния у наследников (родство, супружество и т.д.); 
  • относительность степени родства наследника к определенной очереди наследников, призываемых к принятию наследства. 

Кроме того некоторые авторы выделяют основания невозникновения, изменения, прекращения наследственных отношений [7]: 

  • противоправные действия (составление фиктивного завещания, сокрытие завещания, принуждения наследодателя к составлению завещания в чью-либо пользу, злостно уклонение от исполнения обязанности по содержанию наследодателя, если такая обязанность была предусмотрена);
  • лишение наследника наследодателем наследственных прав;
  • лишение родительских прав наследников в тех случаях, если наследодателем являются их дети при наследовании по закону;
  • умолчание наследодателя о каком-либо наследнике в завещании.

Приведенные юридические факты могут быть отнесены к числу выделяемых в науке юридических состояний [3]. 

Полагаем, что к юридическим состояниям следует отвести самостоятельное место в классификации юридических фактов, которая может быть проведена в зависимости от длительности (завершенности) их проявления или выражения: в отличие от однократно совершенного действия или произошедшего события [4]. 

Они отличаются тем, что имеют длящийся характер, в то же время они могут иметь как волевой (состояние в браке), так и неволевой (состояние в определенной степени родства, состояние нетрудоспособности) характер [16], соответственно, относиться к действиям или событиям по волевому критерию. 

О.А. Красавчиков рассматривал юридические состояния (в частности, состояние в зарегистрированном браке) в качестве правоотношений, характерной чертой которых (в отличие от большинства гражданско-правовых обязательств) является относительная стабильность [8]. Между тем не все юридические состояния могут быть отнесены к правоотношениям. Например, наследодатель и его дальний родственник могли не состоять ни в каких правовых отношениях, но в то же время, при определенных условиях, состояние их родства может явиться одним из необходимых юридических фактов, ведущих к возникновению наследственного правоотношения.

Вместе с тем для возникновения наследственного правоотношения необходимым и достаточным является только один юридический факт: смерть (либо объявление умершим) наследодателя. Наступление ко времени открытия наследства иных юридических фактов, в том числе упомянутых юридических состояний, не является обязательным для того, чтобы правовое отношение возникло. При их отсутствии наследство в порядке универсального правопреемства переходит к государству. Наступление юридического факта, который приводит к возникновению наследственного правоотношения, является открытием наследства, открытие наследства и есть «самое возникновение наследственного правоотношения» [4].

Всю совокупность юридических фактов, которые ведут к возникновению наследственного правоотношения, можно условно подразделить на две основные группы. 

К первой группе, как упоминалось выше, относятся юридические факты, являющиеся предпосылками возникновения права наследования. Они должны иметь место ко времени открытия наследства. От этих фактов зависит, прежде всего, состав правопреемников наследодателя. 

Ко второй группе юридических фактов, ведущих к возникновению наследственного правового отношения, относятся:

  • смерть гражданина (событие); 
  • объявление гражданина умершим в судебном порядке (действие) [18].

Таким образом, можно предложить следующую классификацию правовых оснований наследования, с учетом того, что правовые основания наследования – это сложный юридический состав, совокупность юридических фактов, для наступления наследования, юридические факты должны возникать в строго определенной последовательности: 

  1. правообразующие юридические факты – смерть наследодателя; объявление гражданина (наследодателя) умершим в судебном порядке;
  2. по волевому основанию – события (смерть наследодателя); действия (принятие наследства, отказ от наследства, написание завещания);
  3. по фактам наследования по завещанию – составление завещания; смерть наследодателя; открытие наследства; принятие наследства.
    По фактам наследования по закону – смерть наследодателя; наличие определенного состояния у наследников (родство, брак и т.д.); открытие наследства; принятие наследства;
  4. по времени возникновения: юридические факты до открытия наследства; юридические факты открытия наследства; юридические факты принятия наследства.

 

References

1. Anufrieva L.P. Kommentariy k chasti tret´ey Grazhdanskogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii [Tekst] / L.P. Anufrieva. - M.: Volters-Kluver, 2010. - 256 s.

2. Velikoklad T.P. Razvitie polozheniy o nasledovanii po zaveshchaniyu v zakonodatel´stve Rossiyskoy Federatsii [Tekst]: avtoref… dis. kand. yurid. nauk / T.P. Velikoklad. - M., 2007. - 22 s.

3. Grazhdanskoe pravo [Tekst] / V 2-kh t. - T. 1; otv. red. E.A. Sukhanov. - M., 2005. - 342 s.

4. Ioffe O.S. Pravootnoshenie po sovetskomu grazhdanskomu pravu: Izbrannye trudy po grazhdanskomu pravu [Tekst] / O.S. Ioffe. - M.: Statut, 2000. - 642 s.

5. Kalmykov Yu.Kh. Imushchestvennye prava sovetskikh grazhdan [Tekst] / Yu.Kh. Kalmykov. - Saratov, 1979. - 194 s.

6. Kommentariy k Grazhdanskomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii, chasti pervoy [Tekst] / 3-e izd.; otv. red. O.N. Sadikov. - M.: Norma, 2005. - 345 s.

7. Kommentariy k chasti tret´ey Grazhdanskogo kodeksa RF, chasti tret´ey (postateynyy) [Tekst] pod red. M.M. Abovoy, A.G. Boguslavskogo i dr. - M.: Infra-M, 2004. - 432s.

8. Krasavchikov O.A. Yuridicheskie fakty v sovetskom grazhdanskom prave [Tekst] / O.A. Krasavchikov. - M.: Norma, 1958. - 124 s.

9. Manannikov O.V. Nasledstvennoe pravo Rossii [Tekst] / O.V. Manannikov. - M.: Statut, 2002. - 376 s.

10. Nasledstvennoe pravo [Tekst] pod red. B.A. Bulaevskiy, K.B. Yaroshenko. - M.: Norma, 2005. - 123s.

11. Pobedonostsev K.P. Kurs grazhdanskogo prava. Chast´ vtoraya: Prava semeystvennye, nasledstvennye i zaveshchatel´nye [Tekst] / K.P. Pobedonostsev. - M.: Statut, 2003. - 639 s.

12. Rubanov A.A. Kommentariy k chasti tret´ey Grazhdanskogo kodeksa RF [Tekst] pod red. A.L. Makovskiy, E.A. Sukhanov. - M.: Yurist, 2009. - 241s.

13. Ryasentsev V.A. Nasledovanie po zakonu i po zaveshchaniyu v SSSR [Tekst] / V.A. Ryasentsev. - M.: Znanie, 1972. - 342 s.

14. Serebrovskiy V.I. Izbrannye trudy po nasledstvennomu i strakhovomu pravu [Tekst] / V.I. Serebrovskiy. - M.: Statut, 1997. - 502s.

15. Stal´gevich A.K. Nekotorye voprosy teorii sotsialisticheskikh pravovykh otnosheniy [Tekst] / A.K. Stal´gevich. Sovetskoe gosudarstvo i pravo i pravo - 1957. - № 2.

16. Tolstoy Yu.K. K teorii pravootnosheniya [Tekst] / Yu.K. Tolstoy. - L., 1959. - 74s.

17. Uchenye yuristy MGU o sovremennom prave [Tekst] pod red. M.K. Treushnikova - M.: Gorodets, 2005. - 64 s.

18. Cherepakhin B.B. Pravopreemstvo po sovetskomu grazhdanskomu pravu [Tekst] / B.B. Cherepakhin. Trudy po grazhdanskomu pravu. - M.: Prospekt, 2001. - 408 s.

Login or Create
* Forgot password?