Penza, Penza, Russian Federation
The article presents the results of research of problems related to the transformation of the labor market due to the activation of social and economic processes, forecasts its further development from the point of view held by the state in the field of employment measures, which have become the subject of the monograph of S.D. Reznik "Labor Markets and educational services in Russia: Realities and Prospects".
educational services market, the labor market, institutional system, achievement-oriented and competitiveness.
Рынки труда и образовательных услуг России: реалии и перспективы: монография / под общ. ред. Р.М. Нижегородцева, Г.А. Резник, С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2016.
Рынки труда и образовательных услуг являются важными составляющими экономической системы современного общества. Они создают основу формирования национальной экономики, обеспечивают квалификационный потенциал страны, доходы граждан и формируют их уровень жизни.
В монографии «Рынки труда и образовательных услуг России: реалии и перспективы» представлены результаты исследований проблем, связанных с трансформацией рынка труда вследствие активизации социально-экономических процессов, прогнозы его дальнейшего развития с точки зрения проводимых государством мероприятий в области занятости.
Структурно монография состоит из пятнадцати глав, объединенных в три раздела.
Первый раздел «Общие проблемы рынка труда России» [1, с. 14–127] содержит теоретический и аналитический материалы по проблемам устойчивости функционирования рынка труда как социально-экономической системы, рассматривает факторы, обеспечивающие его устойчивость; анализирует процессы реформирования институционально-правовых основ в сфере трудовых отношений; выявляет тенденции внутренней миграции населения Российской Федерации.
Во втором разделе «Трудовой потенциал организации и регулирование оплаты труда» [1, с. 128–208] рассматриваются вопросы, связанные с обоснованием особенностей трудового потенциала как стратегического ресурса формирования инновационной экономики; раскрыта сущность инновационного трудового потенциала и представлены результаты его оценки в Пензенском регионе; проанализированы проблемы информационной асимметрии на рынках труда, влияющие на процессы трудоустройства и занятости в регионах; рассмотрены проблемы формирования конкурентной системы оплаты труда в условиях регионально ориентированной экономики; выявлены новые возможности использования неформальной занятости и др.
В третьем разделе монографии «Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг» [1, с. 209–315] выявлены принципы взаимосвязи регионального рынка труда и рынка образовательных услуг; обозначен круг проблем, связанных с проблемами занятости молодежи; рассмотрены принципы управления взаимодействием высшего учебного заведения с внешней средой как важной основой формирования его репутации, определена роль управленческого персонала высших учебных заведений в обеспечении качественного образования и трудоустройства выпускников, обоснованы факторы формирования и развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности студентов, предложены пути развития студенческого бизнеса и др.
Главы монографии подготовлены на основе специальных исследований, проведенных авторами по заданию Минобрнауки России в рамках выполнения проектов:
- Научно-методическое обеспечение системы управления высшим учебным заведением на основе мониторинга содержания деятельности и организации работы с руководящими кадрами высших учебных заведений (2006–2007 гг.), № гос. рег. 01200603693;
- Развитие научно-методического обеспечения системы управления факультетом – ключевым звеном высшего учебного заведения на основе мониторинга состава и содержания деятельности деканского корпуса (2008 г.), № гос. рег. 01200803321;
- Методическое обеспечение формирования резерва руководящих кадров в высших учебных заведениях России, сопровождения и управления их профессиональным продвижением (2010–2012 гг.) № гос. рег. 01201061657;
- Разработка инструментария и практических рекомендаций по конкурентоориентированию студенческой молодежи, повышению на этой основе конкурентоспособности на рынке труда выпускников высших учебных заведений России (2012–2013 гг.) № гос. рег. 01201253649;
- Педагогические технологии формирования организационной культуры российского студенчества в условиях изменений социально-экономической среды (2012–2013 гг.) № гос. рег. 01201273468.
Таким образом, монография опирается на результаты комплексного исследования взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг как сложного многогранного явления, отражающего различные стороны социально-экономической жизни страны в условиях рыночной экономики.
В результате проведенных исследований получены следующие научные результаты.
В главе «Рынок труда как социально-экономическая система: теоретические и методологические аспекты исследования» [1, с. 14–49] представлены результаты анализа рынка труда в контексте социально-экономической системы рыночной экономики в целом и региональной экономики в частности. Рассмотрены аспекты формирования развитого рынка труда в условиях структурной перестройки экономики при интенсификации процессов территориального перемещения рабочей силы и оптимизации соотношения «региональный рынок труда – общероссийский рынок труда». На основе проведенных исследований, результаты которых опубликованы авторами в научных статьях [2, 3], в этой главе предложено уточненное понятие «региональный рынок труда» и выявлены особенности функционирования рынка труда Пензенского региона в условиях рыночной экономики как открытой системы, чутко реагирующей как на внутреннюю, так и на внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру.
В главе «Институциональная система рынка труда» [1, с. 50–80] в развитие ранее проведенных исследований [4, 5] обосновано, что в современной ситуации, характеризующейся сокращением темпов развития мировой экономики в целом и российской экономики в частности, возникает необходимость государственного воздействия на рынок труда посредством следующих механизмов: развитие институтов социального партнерства, активизация деятельности институтов занятости, активизация института трудовой мобильности и осуществление консультативной поддержки субъектам рынка услуг.
В главе «Современные тенденции внутренней миграции населения Российской Федерации» [1, с. 81–96] автором на основе обзора библиографических источников [6–9] обосновано, что внутренняя миграция населения обусловлена различными причинами и различиями в экономическом развитии регионов. При этом население будет выбирать более развитые регионы, уезжая из депрессивных регионов, что в конечном итоге приведет к перенаселению и проблемам в одних регионах, к снижению численности населения и дальнейшему упадку – в других. Создание условий не только для труда, но и для нормального проживания населения на территории определенного региона позволяет снизить уровень возможной миграции населения и дает предпосылки для развития региона.
В главе «Государственные и рыночные методы регулирования рынка труда» [1, с. 97–127] проанализированы проблемы, связанные с процессами управления и функционирования региональных рынков труда в целом и рынка труда Пензенского региона в частности. Раскрыты особенности формирования инновационного трудового потенциала в условиях регионально ориентированной экономики. Рассмотрены факторы устойчивости рынка труда как социально-экономической системы региона, выявлены задачи формирования социально-экономической устойчивости регионов в связи с решением проблем нестабильности социально-экономической ситуации в регионах, проанализированы проблемы инвестиционной привлекательности региона как совокупности двух групп факторов инвестиционного потенциала региона и регионального инвестиционного риска. Выявлены особенности несбалансированности рынка труда в связи с трансформационными преобразованиями экономики и структурно-технологическими сдвигами, непременным спутником которых является безработица. Показано, что региональные рынки, в том числе и рынок труда, формируются как открытая система и чутко реагируют на внутреннюю и на внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру.
В главе «Трудовой потенциал как стратегический ресурс формирования инновационной экономики» [1, с. 128–159] авторами с учетом ранее проведенных исследований [14, 15] отмечено, что инновационный трудовой потенциал представляет собой новую экономическую категорию. Процесс формирования инновационного трудового потенциала индивида, организации или предприятия, региона является неотъемлемой частью трудового потенциала страны. В современных быстро меняющихся условиях, вызванных процессами глобализации, интеграции, социально-экономических преобразований, возникает острая необходимость формирования системы управления формированием и реализацией инновационного трудового потенциала. Обеспечение инновационной деятельности и инновационного производства значительно зависит от эффективной системы управления как на региональном уровне, так и на уровне отдельного предприятия.
В главе «Информационная асимметрия на региональном рынке труда» [1, с. 160–183] обоснована роль информации в современном обществе как важнейшего экономического ресурса наряду с землей, капиталом, трудом, предпринимательской способностью. Выявлены последствия информационной асимметрии, выраженные в таких явлениях, как застойная безработица, дискриминация в условиях оплаты труда и найме на работу, усиление социальной напряженности и нежелательной трудовой мобильности и пр. Обоснована ключевая роль сферы информационных услуг на рынке труда как важнейшего фактора, обеспечивающего его нормальное функционирование и развитие. Дана оценка влияния информационной асимметрии на процесс трудоустройства; предложен комплекс мероприятий для преодоления информационной асимметрии рынка труда, усовершенствования его правовой инфраструктуры и т.п.
В главе «Регулирование оплаты труда на современном этапе структурных преобразований» [1, с. 184–200] отмечено, что современный этап структурных преобразований в российской экономике характеризуется рядом негативных тенденций распределения денежных доходов, которые влекут за собой опасные социальные проявления. К их числу относится имущественное расслоение, выделение групп «богатых» и «бедных» членов современного общества, социальная напряженность. Исследование механизма функционирования российского рынка труда позволяет выделить дифференциацию заработной платы в качестве основного экономического фактор нарастающей социальной стратификации. Дифференциация заработной платы характеризуется значительными масштабами проявления на отраслевом и региональном уровнях функционирования национальной экономики. Сложившийся значительный разрыв в уровнях оплаты труда различных категорий работников деформирует социальную структуру, вызывает имущественное неравенство и социальное расслоение на классы богатых и работающих бедных, усиливает социальную напряженность и представляет собой реальную угрозу раскола российского общества. Как отмечали авторы в ранее опубликованных работах [16–18], данные негативные социально-экономические процессы обусловливают необходимость повышения эффективности реализуемой государством политики доходов и заработной платы. Формирование национальной модели распределительной политики с учетом особенностей и тенденций формирования денежных доходов населения представляется актуальной задачей социально-экономической политики государства.
В главе «Неформальная занятость: новые возможности использования человеческих ресурсов» [1, с. 201–208] показано, что в XXI в. рынок человеческих ресурсов в России становится более гибким, тяготеющим к менее жестким формам. Распространение получают виды занятости, общей чертой которых является снижение зависимости работника от работодателя. Обоснована экономическая и социальная роль неформальной занятости, рассмотрена ее структура. Установлено, что все виды неформальной занятости имеют общую черту – нестабильность в системе социального обеспечения, правовой защиты, доступа к рынку капитала.
В главе «Управление взаимодействием высшего учебного заведения с внешней средой как важная основа формирования его репутации» [1, с. 209–223] уточнено понятие «репутация высшего учебного заведения» как общественная оценка, мнение, сложившееся о вузе в обществе под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды учебного заведения. Обосновано, что важным направлением управления репутацией вуза и повышения его репутационной ответственности является мониторинг внешней среды, изучение потребителей репутации и образовательных услуг вуза, их ожиданий, что позволяет учебному заведению выстраивать и развивать эффективные отношения с ними. Определены потребители репутации высшего учебного заведениям: потребители образовательных услуг (абитуриенты, студенты, аспиранты, соискатели и докторанты, слушатели дополнительных образовательных программ, работодатели и др.), а также школьники, родители студентов, абитуриентов вуза и школьников, профессорско-преподавательский состав вуза и его сотрудников, преподаватели других учебных заведений, вузы-конкуренты, средства массовой информации, кадровые агентства. На основе проведенных исследований [19–24] авторами предложены механизмы формирования и управления репутацией вуза, одновременно способствующие не только укреплению позиций учебного заведения на рынке образовательных услуг, но и повышению эффективности его взаимодействия с рынком труда, в частности: развитие системы профориентации, трудоустройства и адаптации выпускников вузов; формирование в студенческой среде ценностей, потребностей и способностей самореализации личности.
В главе «Развитие потенциала управленческих кадров высших учебных заведений как важный фактор обеспечения качественного образования и трудоустройства выпускников» [1, с. 224, 235] обоснована важная и значимая роль выпускающих кафедр высших учебных заведений в процессах трудоустройства выпускников. Отмечено повышение значимости контактов кафедр с потенциальными организациями-работодателями – 42,8% (в 2003 г. таких кафедр было только 32,3%); 51,8% указали, что их кафедра способствует трудоустройству выпускников только в том случае, если есть заявки от организаций. Для выпускающей кафедры вуза предложены мероприятия по повышению качества практико-ориентированного образования и эффективности трудоустройства выпускников. Следует отметить, что авторы осуществили комплекс исследований, связанных с проблемами развития управленческого потенциала высших учебных заведений [25–33].
В главе «Конкурентоориентирование и конкурентоспособность выпускника вуза на современном рынке труда» [1, с. 236–247] обосновано, что в условиях интеграции образования студенты вузов слабо конкурентоориентированны и не готовы к серьезной конкуренции в борьбе за свое будущее. В то же время на молодежном рынке труда существует серьезная проблема, которая обусловлена противоречиями между потребностью общества в конкурентоориентированных, профессионально-компетентных специалистах и уровнем их профессиональной подготовки; необходимостью повышения эффективности профессиональной подготовки студентов вуза и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения данного процесса. Исследования, результаты которых ранее опубликованы в научных статьях [34–36], позволили авторам выявить основные факторы, тормозящие профессиональный рост и повышение конкурентоспособности молодых специалистов: отсутствие жизненного опыта, неготовность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность, психологические проблемы в общении, неготовность к интенсивному труду.
В главе «Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг и проблемы занятости молодежи» [1, с. 248–285] уточено, что возросшая роль высшего профессионального образования влияет на ускорение процесса интеграции бизнес-сообществ и образовательных учреждений, которые нуждаются в более эффективных механизмах и инструментах взаимодействия, что будет способствовать не только совершенствованию учебного процесса, но позволит учитывать индивидуальные производственные и региональные потребности в высококвалифицированных специалистах. Выявлено, что перспективы развития молодежного рынка труда сегодня представляются неоднозначными, поскольку вузам необходимо, во-первых, признать факт существования самозанятости студентов; во-вторых, сформировать необходимую базу (юридическую, материальную, образовательную, экономико-практическую и пр.) для дальнейшего развития студенческого фриланса; в-третьих, обеспечить адаптивное сосуществование учебной и трудовой видов деятельности студентов. Функциональная значимость молодежного рынка фриланс-услуг во внутренней структуре высших учебных заведений, как показывают исследования, экономически обоснована, оправдана и выгодна для современных вузов [37].
В главе «Развитие студенческого бизнеса: задачи высшей школы и самоопределение молодежи» [1, с. 286–296] выявлены современные тенденции развития российского общества в целом и экономической сферы в частности, связанные с развитием предпринимательства и требующие развития соответствующих качеств и компетенций у молодежи. В этих условиях необходимо, чтобы образовательная политика государства способствовала достижению качественного образования, соответствовала актуальным и перспективным запросам личности, общества и экономики страны. Перед современными российскими вузами встают новые задачи – передача студентам, во-первых, необходимого для предпринимательства корпуса знаний, навыков и умений, во-вторых, формирование у них способности к предпринимательству: прежде всего, способности к инновации, к «интеллектуальному предпринимательству», в-третьих, стимулирование развития предпринимательских инициатив у выпускаемых специалистов через специфику своей организации. Выявлено, что, с одной стороны, предприниматели проявляют готовность к созданию совместных со студентами предпринимательских структур и участия в учебном процессе, с другой стороны, студенты проявляют высокий уровень интереса и готовность к созданию бизнеса. Используя результаты проведенных исследований [38–41], авторы обосновывают необходимость и дальше развивать студенческий бизнес, в том числе в форме малых инновационных предприятий и в непосредственном взаимодействии с вузом, что позволит решить множество проблем – от безработицы до увеличения экономической стабильности региона и страны.
В главе «Развитие личностной культуры студенческой молодежи как фактор повышения их конкурентоспособности на рынке труда» [1, с. 297–308] обосновано, что на сегодня проблема изучения личных качеств и жизненных ориентиров человека является одной из наиболее актуальных. С учетом ранее полученных научных результатов [42–44] автор делает акцент на том, что личностная культура студента выражается в устойчивом стремлении сохранить собственное достоинство и не унизить достоинство другого (будь то однокурсник или же преподаватель), уважать их индивидуальность, быть терпимым к непосредственным партнерам, не переносить деловые конфликты на эмоциональную и личностную сферу взаимоотношений; а также всегда поддерживать свой статус – студент вуза.
В главе «Студенты управленческих специальностей как будущие менеджеры и предприниматели: результаты мониторинга выпускниц регионального вуза» [1, с. 309–315] обоснована необходимость разработки эффективной системы профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений с учетом их гендерных особенностей на основе научно-методических подходов, обеспечивающих ускорение процесса адаптации выпускниц к условиям социально-экономической среды и социальную защищенность молодых специалисток на рынке труда, а также стимулирование и поддержание их усилий, направленных на максимальное использование личностных возможностей. На основе специально проведенных исследований [45–50] автором представлены рекомендации студенткам управленческих специальностей высших учебных заведений по формированию и развитию лидерских качеств, способствующих повышению конкурентоспособности молодых выпускниц на рынке управленческого труда. Определено, что ответ на вопрос: «Смогут ли студентки стать менеджерами?» может быть утвердительным, но с учетом определенных дополнений: им необходимо быть на порядок «сильнее» юношей, чтобы противостоять патриархальным воззрениям на должность руководителя как на сугубо мужскую. Как справедливо заметила канадская писательница Шарлотта Уиттон, «Любое дело женщине приходится делать вдвое лучше мужчины, чтобы заслужить хотя бы половинное уважение. К счастью, это нетрудно».
Материалы монографии будут полезны студентам экономических направлений при подготовке к семинарским занятиям, а также аспирантам, преподавателям и широкому кругу читателей, интересующихся исследованиями рынка труда и рынка образовательных услуг.
1. Rynki truda i obrazovatel´nykh uslug Rossii: realii i perspektivy: monografiya [Tekst] / pod obshch. red. R.M. Nizhegorodtseva, G.A. Reznik, S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2016.
2. Reznik G.A. Mobil´nost´ kak faktor razvitiya rynka truda [Tekst]: ucheb. posobie / G.A. Reznik, A.I. Maskaeva. - Penza: PGUAS, 2006.
3. Reznik G.A. Sotsial´no-ekonomicheskiy potentsial regiona: sushchnost´ i metodologicheskie podkhody k issledovaniyu [Tekst] / G.A. Reznik, N.A. Korobkova. Ekonomika i predprinimatel´stvo. - 2013. - № 7 (36). - S. 153-156.
4. Reznik G.A. Upravlenie sotsial´no-ekonomicheskim potentsialom penzenskogo regiona [Tekst]: monografiya / G.A. Reznik, N.A. Korobkova. - Penza: PGUAS, 2013.
5. Reznik G.A. Otsenka usloviy realizatsii prirodno-resursnogo potentsiala penzenskogo regiona [Tekst] / G.A. Reznik, N.A. Korobkova. Aktual´nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. - 2014. - № 9. - S. 175-182.
6. Petukhov N.A. Regressionnoe modelirovanie svyazi mezhdu urovnem zanyatosti i ob´´emom VRP na dushu naseleniya dlya regionov Rossiyskoy Federatsii [Tekst] / N.A. Petukhov, R.M. Nizhegorodtsev, N.P. Gorid´ko. Modernizatsiya ekonomiki i upravleniya: I Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, 27 marta 2013 g.: Sb. nauch. trudov; pod obshch. red. V.I. Berezhnogo. - Ch. I. - Stavropol´: Stavrolit, 2013. - S. 19-21.
7. Petukhov N.A. Osnovnye napravleniya podgotovki spetsialistov v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh [Tekst] / N.A. Petukhov. RussianJournalofManagement. - 2015. - T. 3. - № 3. - C. 300-309. - DOI:https://doi.org/10.12737/12084.
8. Nizhegorodtsev R.M. Trudovaya migratsiya kak instrument povysheniya kachestva chelovecheskogo kapitala [Tekst] / R.M. Nizhegorodtsev. Izvestiya Ural´skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. - 2014. - № 3. - S. 6-10.