The article describes an approach to structuring educational results based upon the M.S. Kagan’s fi ve-component model of personal potential (cognitive, axiological, creative, communicative and aesthetical potentials). Under the term “students’ functional competence” we understand their readiness for socio- economic activity and ability to integrate into their social environment. We consider the principles of constructing the structural model of the school students’ functional competence and its didactical possibilities aimed at harmonizing the socialization process of the students.
functional competence, Federal state education standard, structure of educational results, social function of school students.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15–06–10526.
Прежде чем перейти к основной теме статьи, считаем необходимым отметить следующее. Одной из главных новаций ФГОС является представление образовательных результатов школьников в виде триады: предметные образовательные результаты — метапредметные образовательные результаты — личностные образовательные результаты. По сути, их классификация проведена по основанию: знание — метазнание — эмоции и отношения, что, на наш взгляд, в большей степени соответствует знаниевой, нежели деятельностной, образовательной парадигме. Не будучи склонными к радикальному противопоставлению этих двух подходов, отметим, что в деятельностной парадигме было бы логично провести классификацию образовательных результатов по отношению к основным видам деятельности.
Таким основанием для классификации образовательных результатов является пятикомпонентная модель М.С. Кагана, представляющая собой «модус перехода от общества к личности» и выведенная им из видового строения человеческой деятельности (познавательная деятельность, мировоззрение, сфера труда, межличностное общение и творчество).
1. Efremova T.F. Tolkovyy slovar’ [Explanatory Dictionary]. Moscow, 2000. Available at: http://tolkslovar.ru/s10294.html
2. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel’nost’ (opyt sistemnogo analiza) [Human activities (system analysis experience)]. Moscow, Politizdat Publ., 1974. 328 p.
3. Obrazovanie: vyzovy i idei [Education: Challenges and ideas]. Available at: http://www.slideshare.net/oiro/ss-25887604
4. Terminologicheskiy slovar’ bibliotekarya po sotsial’no-ekonomicheskoy tematike [Glossary librarian on socio-economic issues]. St. Petersburg, Rossiyskaya natsional’naya biblioteka Publ., 2011.
5. Federal’nye gosudarstvennye obrazovatel’nye standarty obshchego obrazovaniya [The federal state educational standards of general education]. Available at: http://минобрнауки.рф/ документы/543