THE ROLE OF LITERATURE IN FORMING OF THE KNOWLEDGE ABOUT NATIVE COUNTRY OF PRESCHOOL CHILDREN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article actualizes the problem of patriotic education of children in pre-school educational institution; the educational potential of literature recommended for work with children of preschool age in the course of formation of knowledge about the country is considered: folklore (fairy tales, epics, small forms), original stories, poems, short stories.

Keywords:
patriotism, fiction, means, the form, senior preschool age.
Text

Одной из проблем современного российского общества по данным социологических исследований является «дефицит патриотизма, характерным проявлением которого - духовная опустошенность и низкая культура. В последнее время наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Проблеме патриотизма подрастающих поколении особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели ( В.Г. Белинский, Е.Р. Дашкова, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, Л.В. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский), которые писали о необходимости воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства и любящих свое отечество. Их идеи нашли дальнейшее развитие в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения.

Известно, что патриотическое воспитание должно начинаться с самого раннего детства. Проблеме теории и практики патриотического воспитания детей в современных условиях посвящены работы И.А. Агаповой, М.П. Бузского, В.В. Дьяченко, Т.С. Комаровой, В.Ф. Фролова и др.. Патриотическое воспитание подразумевает формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственности и  позитивной социализации ( Т.Н. Волков, В.В. Зеньковский, JI.H. Коган, Л.А. Кленов, Ю.П.Сокольников, К.Д. Ушинский и др.). 

 Для воспитания любви к Родине, ее истории, восхищения красотой ее природы, уважения к людям, к своему родному краю используются различные средства, основным из которых обоснованно считается художественное слово. Художественная литература присутствует в повседневной жизни ребенка, как на специально организованных занятиях, так и в различных сферах деятельности. Вместе с тем образовательный потенциал художественной литературы в решении задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста изучен недостаточно. 

Актуальность проблемы исследования обусловлена противоречиями между требованиями ФГОСДО и содержанием патриотического воспитания детей дошкольного возраста и реальным состоянием практики: низким уровнем профессиональной компетентности педагогов в данной области, отсутствием необходимой информацией, учебно-методических комплексов, тематических альбомов, рекомендаций, диагностических методик.

Художественная литература – это вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни. (В.Г. Белинский)

Художественная литература- это одна из форм освоения мира; она отражает богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей дошкольного возраста различных личностных качеств, в том числе патриотизма.

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский писали о том, что литературные произведения оказывают огромное влияние на знания детей о своей стране, на чувства ребёнка, на воспитание уважение к труду, любви к природе, человеку. В детях видел будущее страны и А.М. Горький. Его педагогический идеал был связан с  воспитанием гармонически развитой личности «человеческого человека». Особое внимание он уделял вопросу детского чтения, детской литературы, рассматривал книгу как могучее средство воспитания патриотизма.

 Художественные произведения рекомендуемые для работы с детьми старшего дошкольного возраста довольно объемны и разнообразны по форме и стилю.

Наиболее доступным восприятию детям дошкольного возраста   является устное народное творчество, в котором отражено история народа и его духовное богатство. К старшему дошкольному возрасту дети знакомы со многими видами устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки. Для знакомства с родной культурой важно, чтобы ребенок знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих моментах – в игре или обрядах. Малые формы народного фольклора присутствуют и в быту детей (песенки, потешки и заклички), но интерес к ним не так сильно выражен, как в предыдущих возрастных группах. [7, с.112] Вместе с тем в этот возрастной период особое значение приобретают считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки. Например, одни из самых популярных считалок : «Шла коза по мостику

И виляла хвостиком. Зацепила за перила...» или « Раз, два, три, четыре, пять!

Вышел зайчик погулять ….»  Известные народные скороговорки для детей «Ветеp        елками шумит,ежик наш домой спешит», «Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой», «Носит Сеня в сени сено,спать на сене будет Сеня» и т. д. 

По мнению самым ярким и любим жанром для детей остается русская народная сказка. Она полна чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы патриотизма. [6, с.20] Примерами таких сказок являются «Морозко», «Гуси-Лебеди», «Крошечка – Хаврошечка» и многие другие.

Исследованию воспитательного потенциала былин были посвящены работы  В. Г. Белинского, П.Н. Рыбниковой, Л.А. Стадниковой, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинский и др. Былины – очень древний жанр устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью. Содержание былин позволяет эффективно решать задачи патриотического воспитания. Так, например Илья Муромец и Соловей Разбойник  Добрыня и Алеша, Садко, Добрыня и Змей и т.д..  Учитывая специфику былинных текстов, в работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо использовать из упрощенный вариант. [5, с.116]

В круг детского чтения входят обрядовые песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы (народные и авторские). К небывальщине и нелепицам дети проявляют особый интерес, поскольку у них уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире, а в небылицах-перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла, представляющие собой – сплошную логическую ошибку. Детям нравится оперировать неосязаемыми сущностями, легко переставляя их в уме и ощущая себя значимыми и компетентными. Примером таких небылиц будет :

«Ехала деревня,
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор.
А по нашей кошке
Пробежал забор».

Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина -  яркие зарисовки из жизни натуральной природы и ее обитателей. Персонажи их произведений естественны, а их переживания, описанные авторами, близки детям. В рассказах описывается красота родной природы в ее постоянном изменении, взаимодействие всех живых существ с их повседневными заботами и хлопотами.

Знакомство детей с поэтическим языком при восприятии литературного произведения о природе приучает их подмечать прекрасное и выражать мысль не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от природной красоты природы: дети охотно учат стихи, используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств. Примером таких стихотворений будет И. Семенова «Березка», И. А. Бунина «На пруде» и многие другие. [4, с. 125]

Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне посвященные детям и подросткам, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам С.П. Алексеева,  А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, С. Я. Маршака, А. Т. Твардовского впервые осознают жестокость и беспощадность войны по отношению к простым людям, негодуют против военных  действии направленных нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о стране и  родном городе  считаются отдельным видом специальной детской литературы, которые рекомендуются для решения задач патриотического воспитания дошкольников. Читая данные рассказы, дети знакомятся с бытом, традициями, отдельными историческими моментами. Примерами таких сборников являются «История России в рассказах для детей», «Открывая друг друга», «Корюшкин. Невыдуманные истории», «Пермь и Пермский край» и т.д. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов.

Работа с детьми посредством использования детской художественной литературы как средства патриотического воспитания проходит при создании педагогом условий и при подборе конкретных методов, направленных на формирование патриотических представлений, суждений, оценок.

Воспитательный потенциал  художественной литературы велик, так как идеалы русской литературы, художественные образы, воплощенные в литературных героях и раскрывающие нравственную позицию писателей и народа  играют важную роль в формировании патриотического воспитания как стержня, определяющего отношение человека к людям и самому себе.

Разносторонние художественные образы пословиц, сказок, поговорок, стихотворений, рассказов, былин позволяют на материале произведений раскрывать ценностные позиции и нравственные мотивы поступков героев, формировать, у детей личностные идеалы, эмпатию, уважение; расширять их опыт нравственных отношений; побуждать их к самовоспитанию; формировать действенную любовь к добру и справедливости, стимулировать детей гордиться за свою страну.

References

1. Alekseeva M.M., Yashina V.I. Metodika razvitiya rechi i obucheniya rodnomu yazyku doshkol´nikov: Ucheb. posobie dlya stud. vysshikh i sred. ped. ucheb. zaveden - M.: Izdatel´skiy tsentr «Akademiya», 2006. - 400 s.

2. Aleshina, N.V. Patrioticheskoe vospitanie doshkol´nikov / N.V. Aleshina. - M.: TsGL, 2005. - 256 s.

3. Atemaskina Yu. Formirovanie polozhitel´nogo obraza rodnogo doma. Doshkol´noe vospitanie, №10 2006g.

4. Borodich A.M. Metodika razvitiya rechi detey: Ucheb. Posobie dlya studentov ped. inst. - M.: Prosveshchenie, 1981. - 255 s.

5. Vospitanie nravstvennykh chuvstv u starshikh doshkol´nikov / Pod red. Vinogradovoy A. M., - M., 1980. - 187 c.

6. Zimina I. /Narodna skazka v sisteme vospitaniya doshkol´nikov/ Doshkol´noe vospitanie./ -2005.-№1.- s18-27

7. Lunina G.V. /Vospitanie detey na traditsiyakh russkoy kul´tury./- M.:TsGL, «ELIZE TREYDING»,/ 2004.-128s

8. Organizatsiya raboty po patrioticheskomu vospitaniyu detey doshkol´nogo vozrasta: opyt innovatsionnoy deyatel´nosti: metodicheskaya razrabotka / avt.-sost. Yu.G. Grigor´eva; Perm. gos. ped. un-t. - Perm´, 2011. - 100 s.

9. Shchurkova N.E. Vospitanie: novyy vzglyad s pozitsii kul´tury. M.: Obrazovatel´nyy tsentr «Pedagogicheskiy poisk», 1988. - 78 s.

10. Yaseva, N.Yu. Vospitanie osnov patrioticheskikh chuvstv doshkol´nikov: uchebn. posobie dlya studentov i pedagogov / N. Yu. Yaseva. - Mogilev. Izdatel´stvo MGU, 2000. - 59 s.

Login or Create
* Forgot password?