The article actualizes the problem of patriotic education of children in pre-school educational institution; the educational potential of literature recommended for work with children of preschool age in the course of formation of knowledge about the country is considered: folklore (fairy tales, epics, small forms), original stories, poems, short stories.
patriotism, fiction, means, the form, senior preschool age.
Одной из проблем современного российского общества по данным социологических исследований является «дефицит патриотизма, характерным проявлением которого - духовная опустошенность и низкая культура. В последнее время наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Проблеме патриотизма подрастающих поколении особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели ( В.Г. Белинский, Е.Р. Дашкова, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, Л.В. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский), которые писали о необходимости воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства и любящих свое отечество. Их идеи нашли дальнейшее развитие в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения.
Известно, что патриотическое воспитание должно начинаться с самого раннего детства. Проблеме теории и практики патриотического воспитания детей в современных условиях посвящены работы И.А. Агаповой, М.П. Бузского, В.В. Дьяченко, Т.С. Комаровой, В.Ф. Фролова и др.. Патриотическое воспитание подразумевает формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственности и позитивной социализации ( Т.Н. Волков, В.В. Зеньковский, JI.H. Коган, Л.А. Кленов, Ю.П.Сокольников, К.Д. Ушинский и др.).
Для воспитания любви к Родине, ее истории, восхищения красотой ее природы, уважения к людям, к своему родному краю используются различные средства, основным из которых обоснованно считается художественное слово. Художественная литература присутствует в повседневной жизни ребенка, как на специально организованных занятиях, так и в различных сферах деятельности. Вместе с тем образовательный потенциал художественной литературы в решении задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста изучен недостаточно.
Актуальность проблемы исследования обусловлена противоречиями между требованиями ФГОСДО и содержанием патриотического воспитания детей дошкольного возраста и реальным состоянием практики: низким уровнем профессиональной компетентности педагогов в данной области, отсутствием необходимой информацией, учебно-методических комплексов, тематических альбомов, рекомендаций, диагностических методик.
Художественная литература – это вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни. (В.Г. Белинский)
Художественная литература- это одна из форм освоения мира; она отражает богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей дошкольного возраста различных личностных качеств, в том числе патриотизма.
Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский писали о том, что литературные произведения оказывают огромное влияние на знания детей о своей стране, на чувства ребёнка, на воспитание уважение к труду, любви к природе, человеку. В детях видел будущее страны и А.М. Горький. Его педагогический идеал был связан с воспитанием гармонически развитой личности «человеческого человека». Особое внимание он уделял вопросу детского чтения, детской литературы, рассматривал книгу как могучее средство воспитания патриотизма.
Художественные произведения рекомендуемые для работы с детьми старшего дошкольного возраста довольно объемны и разнообразны по форме и стилю.
Наиболее доступным восприятию детям дошкольного возраста является устное народное творчество, в котором отражено история народа и его духовное богатство. К старшему дошкольному возрасту дети знакомы со многими видами устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки. Для знакомства с родной культурой важно, чтобы ребенок знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих моментах – в игре или обрядах. Малые формы народного фольклора присутствуют и в быту детей (песенки, потешки и заклички), но интерес к ним не так сильно выражен, как в предыдущих возрастных группах. [7, с.112] Вместе с тем в этот возрастной период особое значение приобретают считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки. Например, одни из самых популярных считалок : «Шла коза по мостику
И виляла хвостиком. Зацепила за перила...» или « Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять ….» Известные народные скороговорки для детей «Ветеp елками шумит,ежик наш домой спешит», «Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой», «Носит Сеня в сени сено,спать на сене будет Сеня» и т. д.
По мнению самым ярким и любим жанром для детей остается русская народная сказка. Она полна чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы патриотизма. [6, с.20] Примерами таких сказок являются «Морозко», «Гуси-Лебеди», «Крошечка – Хаврошечка» и многие другие.
Исследованию воспитательного потенциала былин были посвящены работы В. Г. Белинского, П.Н. Рыбниковой, Л.А. Стадниковой, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинский и др. Былины – очень древний жанр устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью. Содержание былин позволяет эффективно решать задачи патриотического воспитания. Так, например Илья Муромец и Соловей Разбойник Добрыня и Алеша, Садко, Добрыня и Змей и т.д.. Учитывая специфику былинных текстов, в работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо использовать из упрощенный вариант. [5, с.116]
В круг детского чтения входят обрядовые песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы (народные и авторские). К небывальщине и нелепицам дети проявляют особый интерес, поскольку у них уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире, а в небылицах-перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла, представляющие собой – сплошную логическую ошибку. Детям нравится оперировать неосязаемыми сущностями, легко переставляя их в уме и ощущая себя значимыми и компетентными. Примером таких небылиц будет :
«Ехала деревня,
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор.
А по нашей кошке
Пробежал забор».
Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина - яркие зарисовки из жизни натуральной природы и ее обитателей. Персонажи их произведений естественны, а их переживания, описанные авторами, близки детям. В рассказах описывается красота родной природы в ее постоянном изменении, взаимодействие всех живых существ с их повседневными заботами и хлопотами.
Знакомство детей с поэтическим языком при восприятии литературного произведения о природе приучает их подмечать прекрасное и выражать мысль не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от природной красоты природы: дети охотно учат стихи, используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств. Примером таких стихотворений будет И. Семенова «Березка», И. А. Бунина «На пруде» и многие другие. [4, с. 125]
Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне посвященные детям и подросткам, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам С.П. Алексеева, А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, С. Я. Маршака, А. Т. Твардовского впервые осознают жестокость и беспощадность войны по отношению к простым людям, негодуют против военных действии направленных нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.
Рассказы о стране и родном городе считаются отдельным видом специальной детской литературы, которые рекомендуются для решения задач патриотического воспитания дошкольников. Читая данные рассказы, дети знакомятся с бытом, традициями, отдельными историческими моментами. Примерами таких сборников являются «История России в рассказах для детей», «Открывая друг друга», «Корюшкин. Невыдуманные истории», «Пермь и Пермский край» и т.д. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов.
Работа с детьми посредством использования детской художественной литературы как средства патриотического воспитания проходит при создании педагогом условий и при подборе конкретных методов, направленных на формирование патриотических представлений, суждений, оценок.
Воспитательный потенциал художественной литературы велик, так как идеалы русской литературы, художественные образы, воплощенные в литературных героях и раскрывающие нравственную позицию писателей и народа играют важную роль в формировании патриотического воспитания как стержня, определяющего отношение человека к людям и самому себе.
Разносторонние художественные образы пословиц, сказок, поговорок, стихотворений, рассказов, былин позволяют на материале произведений раскрывать ценностные позиции и нравственные мотивы поступков героев, формировать, у детей личностные идеалы, эмпатию, уважение; расширять их опыт нравственных отношений; побуждать их к самовоспитанию; формировать действенную любовь к добру и справедливости, стимулировать детей гордиться за свою страну.
1. Alekseeva M.M., Yashina V.I. Metodika razvitiya rechi i obucheniya rodnomu yazyku doshkol´nikov: Ucheb. posobie dlya stud. vysshikh i sred. ped. ucheb. zaveden - M.: Izdatel´skiy tsentr «Akademiya», 2006. - 400 s.
2. Aleshina, N.V. Patrioticheskoe vospitanie doshkol´nikov / N.V. Aleshina. - M.: TsGL, 2005. - 256 s.
3. Atemaskina Yu. Formirovanie polozhitel´nogo obraza rodnogo doma. Doshkol´noe vospitanie, №10 2006g.
4. Borodich A.M. Metodika razvitiya rechi detey: Ucheb. Posobie dlya studentov ped. inst. - M.: Prosveshchenie, 1981. - 255 s.
5. Vospitanie nravstvennykh chuvstv u starshikh doshkol´nikov / Pod red. Vinogradovoy A. M., - M., 1980. - 187 c.
6. Zimina I. /Narodna skazka v sisteme vospitaniya doshkol´nikov/ Doshkol´noe vospitanie./ -2005.-№1.- s18-27
7. Lunina G.V. /Vospitanie detey na traditsiyakh russkoy kul´tury./- M.:TsGL, «ELIZE TREYDING»,/ 2004.-128s
8. Organizatsiya raboty po patrioticheskomu vospitaniyu detey doshkol´nogo vozrasta: opyt innovatsionnoy deyatel´nosti: metodicheskaya razrabotka / avt.-sost. Yu.G. Grigor´eva; Perm. gos. ped. un-t. - Perm´, 2011. - 100 s.
9. Shchurkova N.E. Vospitanie: novyy vzglyad s pozitsii kul´tury. M.: Obrazovatel´nyy tsentr «Pedagogicheskiy poisk», 1988. - 78 s.
10. Yaseva, N.Yu. Vospitanie osnov patrioticheskikh chuvstv doshkol´nikov: uchebn. posobie dlya studentov i pedagogov / N. Yu. Yaseva. - Mogilev. Izdatel´stvo MGU, 2000. - 59 s.