As the positive attributes of the advertisement discourse — aggregated activity were examined the varied in form expressing lexical items, the explicit reference to the addressee, terse and interlocutory texts, slogans available. On the minus side there are hyperbolized advertising objects, failed poetry and slogans.
the advertising discourse; blocks of advertising works; semiotics; flyer; lexical items.
Рекламный дискурс представляет собой вид комплексной деятельности, включающей, прежде всего, создание знаков, деятельности, направленной на пропаганду какого-либо предмета, явления, личности. Обратный процесс, предназначенный для дискретитации тех же объектов или действий, называется антирекламой.
Имеет место несколько видов рекламного дискурса. Это, по большей части, речь, в том числе письменная (печатная) речь, устная (звуковая) речь, музыкальная реклама, изобразительная (статическая и динамическая, в том числе анимационная) реклама. Все виды рекламы, помимо речи, которая не является обязательным ее компонентом, содержат также другие составляющие дискурса: паралингвистические средства (жесты, мимику, телодвижения), ситуацию, в которой функционирует реклама, условия ее создания [подробнее см.: 4].
Важнейшей, хотя и не единственной, составляющей рекламного дискурса является язык рекламы (ЯР), который следует отличать от языка рекламного дела (ЯРД), т.е. метаязыка рекламы, описывающего ЯР, прежде всего его лексические единицы (они будут охарактеризованы ниже).
Реклама реализуется в разных формах. Письменная (печатная) реклама выступает в виде статьи традиционной газеты, журнала либо собственно рекламной газеты или в виде рекламного объявления [8], в форме наружной рекламы (на бортах разного рода транспорта, уличных растяжках, в вагонах или на эскалаторах метро, в витринах магазинов: Гастроном № 1 Мясоед), флаера — рекламной листовки, распространяемой на улицах, в транспорте или через почтовый ящик, надписи на тюбиках, содержащих косметические средства: Ароматерапия — гель для душа фирмы Колгейт-Пальмолив, обогащенный эфирным маслом и экстрактом ириса (2011 г.). Печатная реклама является важной частью телевизионной рекламы.
Особой формой рекламы служат некоторые вывески — названия магазинов, организаций; они выполняют две функции — информационную и собственно рекламную: магазин Диван Диваныч, медицинская фирма Наркомед (нарколог на дом; только московские врачи!) [7, с. 51].
Рекламное произведение может выступать в виде связного текста (особенно часто в рекламной или обычной газете), в виде назывных, неполных или незаконченных предложений (во флаерах и рекламных объявлениях), даже в виде отдельного слова (в наружной рекламе: Go — тариф провайдера мобильного телефона) (в связи с этим термин «рекламный текст» не является всеобъемлющим).
Звуковая реклама применяется в радио- и телевизионных передачах, рекламных объявлениях на улице и на транспорте, в том числе в метро, магазинах, аэропортах и на вокзалах. Эта форма рекламной деятельности большей частью содержит речевой компонент, который может быть музыкальным (хорошего или слабого качества). Звуковая реклама может быть отдельным элементом радиои телевещания или прерывать фильм и другую передачу.
1. Goykhman O.Ya. Vmesto vvedeniya. Reklama: yazyk, rech', obshchenie: Ucheb. posobie / Pod red. O.Ya. Goykhmana i V.M. Leychika. - M.: INFRA-M, 2008. - S. 9-17.
2. Kara-Murza E.S. «Divnyy novyy mir» rossiyskoy reklamy: sotsiokul'turnye, stilisticheskie i kul'turno-rechevye aspekty. Slovar' i kul'tura russkoy rechi: k 100-letiyu so dnya rozhdeniya S.I. Ozhegova. - M.: Indrik, 2001. - S. 164-186.
3. Karpova I.A. Lingvokul'turologicheskiy kontsept «pozitivnoe myshlenie» v rabotakh amerikanskikh sotsial'nykh psikhologov: Avtoref… kand. filol. nauk. - M.: MPGU, 2011.
4. Leychik V.M. Reklama kak diskurs. Reklama: yazyk, rech', obshchenie: Ucheb. posobie / Pod red. O.Ya. Goykhmana, V.M. Leychika. - M.: INFRA-M, 2008. - S. 18-40.
5. Leychik V.M. Terminologiya i nomenklatura v yazyke reklamy. Svyazi s obshchestvennost'yu v delovoy sfere: Kommunikativnye, sotsial'nye, politicheskie aspekty. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 22-24 maya 2009 g. - Kaliningrad: OOO «Aksios», 2009. - S. 140-144.
6. Romat E.V. Reklama. - SPb.: Piter, 2002.
7. Teleprogramma. - 2012. - № 32 (544).
8. Formanovskaya N.I. Ob''yavlenie - reklama - reklamnoe ob''yavlenie (k utochneniyu kharakteristiki zhanra). Reklama: yazyk, rech', obshchenie: Ucheb. posobie / Pod red. O.Ya. Goykhmana i V.M. Leychika. - M.: INFRA-M, 2008. - S. 205-215.
9. Tsentr-plus-Vostok. - 2005. - № 50.
10. Tsentr-plus-Vostok. - 2012. - № 31.