RELEVANCE OF DIALOGIC APPROACH IN ETHNOPSYCHOLOGICAL THEORY AND PRACTICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the possibility and relevance of the use of dialogical approach in ethnopsychological theory and practice. The conclusion regarding big potential of dialogic approach to learning and describing intercultural phenomenons and also to strengthening mutual understanding in intercultural interactions is made based on research of literary sources. The article substantiates importance of using dialogue for the training of specialists who can effectively act in intercultural space.

Keywords:
intercultural interaction, dialogue, culture, understanding, relation.
Text

В современном мире глобализация, интенсификация социальной жизни, развитие различных средств коммуникации, с одной стороны, увеличивают число и интенсивность различных контактов, в том числе межкультурных. С другой стороны, это не приводит к уменьшению количества и остроты конфликтов и противоречий. Напротив, в человеческих взаимоотношениях все чаще наблюдаются отчужденность, дефицит общих оснований, ценностей и интимности, преобладание конкурентных и потребительских отношений, что проецируется и на сферу взаимодействия между представителями различных этнокультурных групп. Глобальное сообщество становится одновременно и более взаимозависимым, и разобщенным. В таких условиях более чем когдалибо необходим диалог для совершенствования межкультурных отношений на основе взаимопонимания и подготовки личности к жизни в плюралистичном поликультурном обществе.

Одним из первых к проблеме диалога как основополагающей форме бытия обратился М. Бубер. Он выделил три вида диалога:

  • подлинный диалог, при котором участники могут даже не общаться вербально, но действительно обращаются друг к другу и создают живое взаимоотношение;
  • технический диалог, вызываемый лишь необходимостью решения каких-то конкретных вопросов;
  • замаскированный под диалог монолог, когда, находясь с другим, человек не видит его уникальности и отличности, будучи занятым лишь собой. М. Бубер описывает подобную симуляцию

диалога так: «Человек отказывается заняться другой личностью в ее особенности, не вписываемой в круг его собственной личности… и видит в другом лишь собственное переживание, лишь нечто свое… тогда диалог превращается в видимость… и в отторжении рядом живущего действительного сущность всего действительного начинает разрушаться» [1, с. 27].

References

1. Bakhtin M.M. Problemy poetiki Dostoevskogo. [Problems of Dostoevsky´s poetics]. Sobranie sochineniy. T. 6. Problemy poetiki Dostoevskogo.Raboty 1960-1970 gg [Collected Works. B. 6. Problems of Dostoevsky´s poetics. Works 1960-1970]. Мoscow, Russkie slovari Publ., 2002. 800 p.

2. Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Мoscow, Iskusstvo Publ., 1979. 424 p.

3. Bibler V.S. M.M. Bakhtin ili poetika kultury [M.M. Bakhtin or poetics of culture]. Мoscow, Gnozis Publ., 1991. 176 p.

4. Buber M. Dva obraza very [Two types of faith]. Мoscow, Respublika Publ., 1995. 464 p.

5. Dyakonov G.V. Psikhologicheskaya ontologiya otnosheniya i obrashcheniya v dialogike M. Bubera [Psychological ontology of relations and contact in Martin Buber’s dialogics]. Praktichna psihologIya ta sotsialna robota [Practical Psychology and Social Work] 2009. no.10, pp. 61-67. (in Russian)

6. Tatarko A.N., Lebedeva N.M. Kross-kulturnyi analiz sotsialnopsihologicheskih faktorov etnicheskoy tolerantnosti i tipichnyie strategii mezhgruppovogo vzaimodeystviya v polikulturnyih regionah Rossii [Cross-cultural analysis of the socio-psychological factors of ethnic tolerance and the typical strategies of intergroup interaction in multicultural regions of Russia]. Etnicheskaya tolerantnost’ v polikulturnyih regionah Rossii [Ethnic tolerance in multicultural regions of Russia]. Мoscow, RUDN Publ., 2002. pp. 252-284.

7. Barrera I., Kramer L. Skilled dialogue: weaving webs of connectedness across diverse voices and identities. Childhood Education. 2007, V. 83, I. 5, pp. 304-309.

8. Bruner J. Life as Narrative. Social Research. 1987, V. 54, I. 1, pp. 11-32.

9. Gudykunst W.B., Kim Y.Y. Communicating with strangers: An approach to intercultural communication. Boston: McGraw-Hill, 1997.

10. Hatch J.B. Buber’s I-You Philosophy in Cross-Cultural Contexts: A Theistic Approach to Intercultural Communication. Available at: http://www.ibrarian.net/navon/paper/Running_Head__BUBER_S_I_YOU_PHILOSOPHY_IN_CROSS_C.pdf?paperid=7001039 (accessed 15 March 2016).

Login or Create
* Forgot password?