The article discusses the international-legal aspect of legal regulation of administrative relations in the context of globalization in the modern period, requiring accounting economic integration. Legal regulation is based on international legal regulators- international norms- principles ,making transparent and uniform requirements for the legal regulation of relations in the sphere of supranational structures.
: international law, international rules, principles, globalization, global economic space, unification of the law, function of the state, integration, agreement.
Эволюция функций государства происходит не только под влиянием внутренних изменений в государстве. Современная эпоха – это эпоха глобализации, означающая высокодинамичное развитие интеграционных процессов в сфере экономики.
Одним из важнейших моментов постепенного стирания как законодательных, так и экономических барьеров является формирование глобального экономического пространства. Поэтому, рассматривая правовое регулирование отношений в глобализационной экономике в современный период, нельзя не учитывать имеющиеся мировые интеграционные процессы, особенно резко интенсифицирующие процессы межгосударственной интеграции на региональном уровне. При этом необходимо отметить, что наиболее активно развиваются межгосударственные объединения экономической интеграции. Так, по данным Минэкономразвития России, по состоянию на 1 января 2011 г. в мире было заключено 202 региональных торговых соглашения и 104 соглашения об экономической интеграции1.
Создание Евразийского Экономического Союза, в котором действуют единые административно-правовые регулятивы национальных экономик, позволяет не только обеспечить, особенно в условиях постоянного экономического давления со стороны государств, стремящихся к геополитическому господству, равноправную конкуренцию с развитыми государствами, но и защитить свой экономический суверенитет путем ограничения возможностей объединившихся государств в свободной экономической деятельности вследствие разного рода санкций от государств, стремящихся не только к мировому господству в экономике, но и порой к внешнему управлению другими государствами без учета их национальных интересов, жесткому давлению на развитие национальных экономик и на процессы принятия политических и экономических решений.
В Cтратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года2 определены алгоритмы решения актуальных проблем в связи с созданием Единого экономического пространства, включая решение проблемы, связанной с иерархией норм права. Базисом решения озвученной проблемы стало решение о выстраивании иерархии норм, исходя из концепции всеобщности (универсальности) норм права. По нашему мнению, не может быть ни американского права, ни права Европейского союза, ни права СНГ (возможно их существование только в виде научной и учебной дисциплины, что может быть полезным). Данный тезис декларируется Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, регламентирующей в качестве приоритета внешней политики России построение международных отношений на принципах права, основу которого составляют универсально действующие нормы права и документы международных организаций.
Глобализация объективно ведет к появлению наднациональных/транснациональных элементов административно-правового регулирования общественных отношений в различных сферах деятельности государства. Кроме того, следует иметь в виду, что процесс глобализации усилил взаимосвязи между национальным административным правом государств и международным правом. Поэтому, рассматривая правовое регулирование административных отношений в современный период, нельзя не учитывать мировые интеграционные процессы, обусловленные глобализацией. В процессе создания целостного законодательства, подчиняющегося единой правовой логике, необходимо учитывать как неолиберальные мировые тенденции, так и разнообразную природу национальных правовых систем.Возрастание роли взаимодействия международного и национального права вследствие глобализационных тенденций в cовременных условиях проявляется, прежде всего, в “максимальной приближенности, непосредственном соприкосновении сфер регулирования”3международного права и национального права, в том числе административного.
В развитии административного права в условиях глобализации можно выделить следующие основные тенденции. Во-первых, тенденцию к гармонизации права, проявляющуюся в стремлении выработать общий, всеобъемлющий подход к развитию административного праву. Разумеется, степень развития данной тенденции в пределах разных регионов не одинаковая в силу разного уровня региональной интеграции.
Во-вторых, применение для правового регулирования административных отношений международных норм-принципов: принципы законоположения, общеправовые принципы (равенства, справедливости, гуманизма и др.), общесоциальные и специально-юридические принципы (законности, ответственности только за виновные противоправные действия, сочетания прав и обязанностей, и др.) и т. д. Нормы-принципы, отличающиеся от обычных норм права гораздо более высоким уровнем обобщения, выполняют регулятивные функции не только сами по себе, но и во взаимосвязи и взаимодействии с обычными нормами права на глобальном и региональном уровнях административно-правового регулятивного воздействия на общественные отношения. Разные формы и проявления норм-принципов определяются правовыми идеями, заложенными в них. В условиях глобализации именно международные нормы-принципы играют все более важную и активную роль в системе административно-правовых регулятивных средств в различных сегментах управления экономикой со стороны государства.
В-третьих, в условиях глобализации наряду с законодательными актами, сохраняющими доминирующее положение в системе источников административного права, особенно в странах романо-германской правовой системы, зарождается в качестве источника права прецедент, создаваемый решениями международных судов, выступающий в качестве источника права как на национальном, так региональном и глобальном уровнях. В условиях глобализации “право становится все более сложной системой и предусмотреть все в законах невозможно”4, поэтому неизбежно повышается роль судебной практики ‒ административного судопроизводства в решении вопросов, связанных с правовым регулированием административных отношений.
Образование мирового экономического пространства и, как следствие, мирового рынка, выдвигает вопросы глобализации управления в области экономики на основе уже сформированного административно-правового массива. Прообраз такого глобального управления в области экономики, по нашему мнению, в настоящее время cформирован в странах, присоединившихся к ВТО.
Концепция приведения норм российского административного права в соответствие с международными нормами-принципами при формировании глобализационной экономики основывается, по нашему мнению, на следующих теоретических подходах:
- повышение влияния международных договоров Российской Федерации на законодательство, регулирующее административные отношения;
- внедрение общераспространенных международных норм-принципов в законодательство, регулирующее административные отношения;
- расширение использования в национальном законотворчестве документов межгосударственных и международных организаций.
Поскольку общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации), то в качестве нормативных источников правового регулирования административных отношений включаются и международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием Российской Федерации. К ним относится, в частности, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами – с другой, подписанное Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным 24 июня 1994 г. и ратифицированное в соответствии с Федеральным законом от 25 ноября 1996 г. № 135-ФЗ5. В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве Стороны признают, что важным условием укрепления экономических связей между Россией и Европейским Союзом является сближение законодательства. В связи с этим Россия в соответствии со ст. 55 данного Соглашения взяла на себя обязательство “к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества”.
Международное соглашение о партнерстве ЕС и РФ “дополняет” российское законодательство включением в него международных “норм-принципов”. “Нормы-принципы”, будучи международными по сути, становятся самоисполнимыми по форме их воздействия на регулируемые общественные отношения.
Изменения, связанные с глобализацией, и вызванная этим необходимость в наднациональном (глобальном) регулирования административных отношений в сфере экономики напрямую затрагивают законотворческий процесс, связанный с принятием внутригосударственных нормативных правовых актов, регулирующих административные отношения. Результатом проведенного сближения национальных законодательств является принятие межгосударственных соглашений, составляющих единое законодательство, регулирующее административные отношения. Такой подход, например, заложен в основу единого европейского законодательства. Координирующие директивы Европейского Союза по правовому регулированию административных отношений в различных сферах деятельности государства, которые вводились в период с 1973 по 2002 г., определяют действия национальных систем административно-правового регулирования в этих областях.
Рассматривая вопрос о международно-правовом аспекте при формировании национальной административно-правовой системы регулятивного воздействия в сфере управления национальной экономикой при расширении интеграционных экономических процессов, необходимо, на наш взгляд, исходить из оценки двух взаимосвязанных между собой факторов – более глубокое и разностороннее включение правовой системы Российского государства в межгосударственные интеграционные соглашения, равноправная и равноценная, в формально-юридическом отношении, воля государств, – лежащих в основе межгосударственных соглашений – это своего рода международно-правовой идеал.
Поэтому, по нашему мнению, при решении всех вопросов, связанных с характером взаимодействия национального административного права и международного права в условиях глобализации, во избежание нарушения интересов России при непростых внешнеэкономических факторах, имеет место объективная целесообразность в обязательном законодательном выражении согласия на применение положений межгосударственных интеграционных соглашений к национальному административному праву. Международно-правовой аспект в развитии национального административного права, регулирующего деятельность в сфере государственного управления того или иного сегмента жизнедеятельности государства, особенно в национальной экономике, проявляется в развитии внутригосударственного законодательства с применением адекватных современных форм, принятых в международной практике правового регулирования административных отношений; в возрастании актуальности системного построения законодательства в сфере государственного управления в связи с определением приоритета и условий применения международных норм и норм национального права, регулирующих административные отношения в этих областях. При формировании в условиях глобализации национального административного законодательства чрезвычайно важно учитывать международно-правовые тенденции в правовом регулировании административных отношений в различных сегментах деятельности государства с самого начала процесса формирования национального административного законодательства, поскольку в современных условиях трудно развивать закрытую, полностью зависящую только от внутренних факторов национальную экономику, уже интегрированную в мировую экономическую систему.
Кроме того, в силу геополитического, демографического, социально-экономического положения России, по нашему мнению, должна быть проявлена максимальная заинтересованность в том, чтобы возможно полнее исследовать международно-правовые аспекты формирования и развития административно-правовых форм управления процессами создания и управления межгосударственных объединений экономической интеграции с участием России. Это позволит не только прогнозировать вероятные последствия развития этих интеграционных процессов для России, но и проанализировать альтернативные варианты собственных действий при различных внутренних и внешних условиях. Внешнеэкономическая государственная политика, опосредованная на общепризнанных международно-правовых регуляторах административных отношений, позволяет в условиях применяемых к России экономических санкциях не просто на них реагировать, но действовать на их опережение, что делает ее заведомо эффективной в отстаивании национальных интересов России.
1 Набиуллина Э.С. Тезисы выступления на конференции РСПП “Формирование Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: взаимодействие с бизнес-сообществом”// Официальный сайт Минэкономразвития России: http://www.economy.gov.ru/minehc/press/news/doc20101116_04.
2 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 год” // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
3 Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. М.: Спарк. 2002. C. 35, 48.
4 Лукашук И.И. Глобализация и право // Государство и право. 2005. № 12. C. 112.
5 Федеральный закон от 25 ноября 1996 г. № 135 “О ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны” // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5494.
1. Anufrieva L.P. Sootnoshenie mezhdunarodnogo publichnogo i mezhdunarodnogo chastnogo prava: pravovye kategorii. M.: Spark. 2002. C. 35, 48.
2. Lukashuk I.I. Globalizatsiya i pravo. Gosudarstvo i pravo. 2005. № 12. C.112.
3. Nabiullina E.S. Tezisy vystupleniya na konferentsii RSPP “Formirovanie Edinogo ekonomicheskogo prostranstva Respubliki Belarus´, Respubliki Kazakhstan i Rossiyskoy Federatsii: vzaimodeystvie s biznes-soobshchestvom”. Ofitsial´nyy sayt Minekonomrazvitiya Rossii: http://www.economy.gov.ru/minehc/press/news/doc20101116_04.
4. Federal´nyy zakon ot 25 noyabrya 1996 g. № 135 “O ratifikatsii Soglasheniya o partnerstve i sotrudnichestve, uchrezhdayushchee partnerstvo mezhdu Rossiyskoy Federatsiey, s odnoy storony, i Evropeyskimi soobshchestvami i ikh gosudarstvami - chlenami, s drugoy storony”. SZ RF. 1996. № 49. St. 5494.
5. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 12 maya 2009 goda № 537 “O Strategii natsional´noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 god”. SZ RF. 2009. № 20. St. 2444.