Abstract and keywords
Abstract (English):
At present, the priority is to cluster development in the formation of the region´s economy. For efficient operation of regional clusters in Russia and abroad are specialized organizations that coordinate their work.

Keywords:
cluster, cluster development center, cluster policy, Regional Development Agency, the economy, the region.
Text

На протяжении последних лет все больший интерес экономистов и разработчиков экономической политики вызывает тема промышленной агломерации и специализации. Среди различных идей и концепций  наиболее значимыми являются работы Майкла Портера, посвященные кластерам.  Теория кластеров Майкла Портера стала общепризнанной концепцией, и его кластерная модель с успехом используется во всем мире, являясь инструментом повышения конкурентноспособности экономики, региона и страны в целом.

По определению, данному Майклом Портером, «кластеры – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций» [4]. 

Иными словами, кластер представляет собой группу взаимосвязанных компаний и организаций (стейкхолдеров), сконцентрированных на одной территории, которые совместно используют специализированную инфраструктуру, рынки труда и услуги  в достижении конкретной цели, и усиливающих конкурентные преимущества компании и кластера в целом.

В отличие от обычных форм взаимодействий малого, среднего и крупного предпринимательства кластерная модель характеризуется следующими особенностями:

• наличием крупного предприятия;

• территориальной  локализацией основных хозяйствующих субъектов  – участников кластерной системы;

• устойчивостью связей хозяйствующих субъектов – участников кластерной системы.

Кластер по своей структуре может состоять из компаний или предприятий малого и среднего размера, каждая из которых не получает преимущества от конкуренции с другой, входящей компании в кластер, компании. В то же время они получают преимущества от компактного расположения друг с другом, связанные с использованием общих ресурсов, в том числе квалифицированного персонала, специфичной инфраструктуры, необходимого для ведения данного бизнеса. Успешное развитие кластеров предполагает массовое производство, ориентированное на мировой рынок. Тем самым развитие кластеров предполагает значительной интеграции территории в более широкое экономическое пространство.

Как отмечает Владислав Тарасенко, суть современного кластерного подхода к развитию экономики состоит в том, чтобы различные стейкхолдеры (бизнес-сообщества, общественные и научные организации, органы власти, образовательные организации, финансовые институты) смогли консолидировать свои усилия по кооперации большого числа конкурирующих между собой предприятий в кластер. Предполагается, что успешная кооперация конкурентов усиливает экономический рост и социальное развитие, как отдельных регионов, так и страны в целом [6].

Кластеры обеспечивают значительный импульс для развития государств с развитой экономикой, позволяют им мобилизовать новый сетевой ресурс организации территорий, становятся базой конкурентоспособной экономики. В 1968 г. в Европе в рамках Европейского Союза был создан Генеральный директорат по региональной политике, в 1975 г. — Европейский фонд регионального развития. В 1988 г. Европарламентом была принята Хартия регионализма, начал функционировать Совет региональных и местных сообществ [5]. Данные события показывают развитие кластеров в качестве эффективного направления инновационной деятельности. 

Кластерная концепция развития предпринимательства фокусируется на взаимосвязях между корпоративными структурами, а также инвестиционными, посредническими, научными, учебными, общественными организациями региона. Суть кластерной концепции заключается в реализации консолидированного потенциала регионов, экономическая территория которых является базисом для развития европейского сотрудничества, а решение проблем региональной экономики — одним из доминирующих направлений деятельности европейского сообщества [2]. Внутренняя политика  Европейского союза сосредоточена на разработке и принятии решений,  направленных на повышение инновационного развития регионов. C этой целью на национальном уровне было реализовано несколько проектов по развитию кооперации между инновационными кластерами. Европейский Союз рассматривает кластерную политику в качестве ключевого инструмента повышения конкурентоспособности отраслей и регионов, а также повышения инновационного потенциала и экономического развития в средне и долгосрочной перспективе. В промышленной политике должны присутствовать различные новшества, которые будут содержать новые, более либеральные инструменты регулирования, способные дать промышленности большую свободу в поиске собственных технологических решений [3].

В мире существуют различные организации по ведению кластерной политики. В Российской Федерации специализированными организациями являются центры кластерного развития, которые, как правило, стали структурными подразделениями Технопарков высоких технологий либо создаются при Технопарке. За рубежом специализированными организациями на национальном уровне являются Агентства регионального развития. В европейских странах эти Агентства входят в состав Министерств и различных департаментов.

Одной из отличительных черт российских центров кластерного развития – это специализация по формированию и развитию кластеров. За рубежом данные функции входят в задачи организаций с широким кругом ответственности, которые лежат в сферах стимулирования инновационной деятельности, поддержки экспорта, образования, предпринимательства, а также развития туризма.

При условии отсутствия центра кластерного развития как такового кластеры в странах Европы поддерживаются многими государственными структурами, что является еще одним отличием от отечественной практики. Основываясь на европейской практике, рассматривается существующая организация, которая координирует работу других организаций, реализующих кластерные программы. Непосредственной реализацией кластерной политики в странах Европы занимаются агентства, которые входят в министерства. Большинство стран имеют от одного до трех таких агентств, в обязанности которых также включена задача развития кластеров [1,7].

Кроме того, в странах Европейского Союза существует множество успешных практик, при которых государство делегирует  частным организациям долю функций, связанных с поддержкой кластеров (кооперация, обмен опытом, обучение кластерных менеджеров и др.). При этом уровень координации и инфраструктурной поддержки кластеров и центров кластерного развития в России гораздо ниже, что говорит об ограничении  эволюции региональных центров кластерного развития. Данный факт свидетельствует об еще одном существенном отличии кластерной политики в Европейском Союзе и в Российской Федерации.

Иностранные инвестиции специализированных организаций в Российской Федерации  носят односторонний характер в краткосрочной перспективе. В Канаде и Европе  комплексная поддержка кластеров  осуществляется различными государственными структурами, в Европейском Союзе - Европейским фондом  регионального развития, Советом региональных и местных сообществ. Государственное финансирование объектов кластерного развития  в Российской Федерации происходит на трёх уровнях: Федеральный бюджет, Региональный бюджет и внебюджетные источники.

Ключевой особенностью европейских кластерных программ является  заявительный порядок регистрации кластеров для дальнейшего отбора с целью поддержки. Основной дефиницией данного процесса является отсутствие определения властью перспективных и приоритетных кластеров при условии организации конкурса, в котором могут участвовать компании и организации, претендующие на то, чтобы сформировать поддерживаемый государством кластер.  В России в то же самое время кластеры, поддерживаемые центром кластерного развития, «назначаются».

Анализ деятельности организаций, аналогичных центрам кластерного развития, позволил сделать следующий вывод о том, что характеристики организаций, которые организуют кластерную политику в регионе, в большей степени не поддаются обобщению. Институциональная реализация данного органа специфична не только для страны, но и для каждого региона в целом. Данное заключение основывается на колоссальном  отличии  центров кластерного развития в субъектах Российской Федерации между собой, а также от  зарубежного опыта кластерных инициатив. 

References

1. Ananishnev, VV Problems in remuneration of Professional Directors / VV Ananishnov, VV Brizhanin, EA Pronin // Right. Economy. Security. - 2015. - № 2 (6). - P.46-50.

2. Asaul, LN Building a cluster - a new regional production system. Construction Economics. 2004. № 6. // [Electronic resource] URL: http://www.mbrk.ru.

3. Competitiveness Clusters // [Electronic resource] URL: http://subcontract.ru.

4. Competition M. Porter / M. Porter. - St. Petersburg - Moscow - Kiev. Izdat. House "Williams", 2002.

5. Rudnev, PS Experience of structural clusters in developed countries // The economy of the region. 2007. №18. Part 2 (December).

6. VV Tarasenko Local clusters: Seven management tools. Moscow 2014.

7. Vladslav Tarasenko Interosubektivnost clustering of economic agents of the regional

Login or Create
* Forgot password?