Abstract and keywords
Abstract (English):
The article provides an overview of the monograph of T.A. Zheldybina "Legislation in Russia: evolution and the present», devoted to actual problems of law-making in Russia, a change in the system of Russian legislation.

Keywords:
lawmaking, legal regulation, legal globalization.
Text

Монография Т.А. Желдыбиной «Законотворчество в России: эволюция и современность», вышедшая в свет в издательстве «ИНФРА-М» в 2015 г., представляет собой достаточно серьезное научное исследование, являющееся логическим продолжением изданных за последние годы автором работ [1].

Актуальность научного исследования обусловлена рядом факторов: 

  • научные юридические исследования в последнее время демонстрируют значительный рост интереса к различным аспектам законотворчества и вопросам его совершенствования. Вместе с тем в науке наблюдается углубление междисциплинарных взаимодействий, что позволяет говорить о законотворческих проблемах не только как о юридических;
  • многоаспектный характер законотворческой деятельности предполагает комплексный характер ее изучения. Большую роль играет системный подход при анализе законотворчества; 
  • ведущей тенденцией законотворческих изменений стало участие Российской Федерации в процессе наднационального правотворчества, что является определяющим фактором развития процесса правообразования в целом; 
  • объективно необходимым является развитие сравнительного правоведения или правовой (юридической) компаративистики, позволяющей сопоставлять и сравнивать различные правовые системы мира и отслеживать в данном ракурсе закономерности законодательного развития. 

Книга состоит из трех глав. Татьяне Анатольевне удалось воплотить основной замысел – показать развитие современного законотворчества в контексте преемственности традиций исследования законотворческого процесса предшествующих периодов, с тенденциями и перспективами его развития, сложившимися в настоящее время. Автор исходит из посылки, что ведущей идеей сегодня при рассмотрении вопросов законотворческого развития России является идея правовой глобализации. Книга сопровождается многочисленными примерами практического характера.

Расширение объема законотворческой деятельности, интенсификация нормотворческого процесса, кардинальные законодательные реформы свидетельствуют о том, что ни законодатель, ни правоприменитель не могут охватить все многообразие меняющейся правовой действительности. Уровень законотворчества служит показателем демократичности в правовом государстве. Основной задачей законотворческой деятельности является повышение качества принимаемых законов. 

Цель работы – очертить круг проблем, которые свойственны законотворчеству в настоящее время и, тем самым, заинтересовать читателя в попытке найти ответ на вопрос, как разрешить эти проблемы в ближайшем будущем.

В первой главе автор делает историко-правовой анализ законотворчества в России. За основу взяты идеи, систематизированные в работах известных российских юристов, – П.Г. Виноградова, Н.П. Загоскина, Ф.Р. Зигеля, И. Дитятина, Н.Л. Дювернуа, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Н.А. Максимейко, Кр. И. Малышева, С.А. Муромцева, И. Собестианского, Г.Ф. Шершеневича, Ф.В. Тарановского и др. Показано становление и развитие такого направления, как законоведение; проанализирована его сравнительная основа, при этом сделан вывод именно о доминировании нормативного сравнения (сходных правовых норм, институтов, законодательных актов). 

Автор прослеживает развитие законоведения как учебной дисциплины, которая постепенно получила распространение в учебных курсах высших учебных заведений России. Оно составляло особый предмет преподавания в военно-учебных заведениях – кадетских корпусах, военных и юнкерских училищах. 

Отмечено, что российское законоведение имело следующий характер: оно излагало кратко итоги, добытые в науках, изучающих сущность права и законов. И в этом было основное отличие законоведения от других юридических наук.

Рассмотрены специфические особенности советского законотворчества с акцентом на положительные его стороны – институт всенародного обсуждения, возможности социологического анализа при решении законотворческих проблем и др.

Вторая глава посвящена состоянию и развитию российского законодательства в конце XX – начале XXI в. В связи с изменениями в системе законодательства первостепенным стало сближение национальных законодательств как основа правового развития на постсоветском пространстве. Увеличение роли международного права повлекло обновление российского законодательства, в первую очередь в области прав человека, также уголовного, гражданского, административного, судебного и др. 

Изменилась система источников права. Помимо общепринятого советского источника права – нормативного правового акта, в систему источников российского права стали входить также общепризнанные принципы и нормы международного права, акты судебного конституционного контроля и т.д. Все большее значение стали приобретать правовые позиции Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения пленумов высших судов.

Расширение сферы правового регулирования – также одно из изменений в системе законодательства, связанное с модернизацией российского общества и активными государственно-правовыми преобразованиями. Результатом является появление новых отраслей, институтов права и законодательства – информационного, космического, патентного, медицинского и др. Кроме того, наблюдается тенденция усиления роли государства в различных сферах, что также не может не оказывать влияния на развитие права системы законодательства. В условиях возрастающего процесса глобализации государство является основным субъектом международных публичных отношений, занимая доминирующее место на политической арене. Современное российское государство развивается в направлении становления гражданского общества, формирования правового государства и связанного с этими процессами совершенствования национального законодательства и приведения его в соответствие с общепризнанными международными нормами и принципами. Государство, являясь одновременно субъектом международного и отечественного права, участвует в лице его государственных органов, как в национальном, так и наднациональном законотворчестве.

Автор привлекает внимание к одной из заметных тенденций, оказавших влияние на состояние современного законодательства: переход от «индустриального общества» к «обществу информационному», повлекший расширение информационного пространства. В связи с этим возникает необходимость принятия нормативных правовых актов, связанных с разработкой в теории и внедрении на практике приемов юридической техники. 

Отмечена возрастающая роль сравнительного правоведения. (Автор неоднократно привлекала внимание данному вопросу как в русле развития современного права и законодательства, так и в исторической ретроспективе. См.: монография «Становление и развитие сравнительно-правовых исследований в цивилистике России XIX – начала XX в.». – М.: ИНФРА-М, 2013; рец. на монографию: Лядащева-Ильичева М.Н. // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 3(98).) 

Т.А. Желдыбина конкретизирует тенденции развития российского законодательства в условиях возрастания роли сравнительного правоведения. Одной из таких тенденций является тенденция унификации права различных государств, сближение правовых систем. Взаимосвязь российского и иностранного права и законодательства также является одной из ярко проявляемых тенденций развития системы законодательства России.

Несомненно, важной является роль в законодательном процессе представительного и законодательного органа Российской Федерации – Федерального Собрания (парламента). Перед российским парламентом встает актуальная задача дать направление законодательному регулированию, не умаляя нормы международного права.

Интересны и важны авторские указания на необходимость разработки модельного и рамочного законодательства.

Одно из достоинств монографии – своевременное обращение автора к наиважнейшему правовому институту имплементации (реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне). Во многом имплементация обусловлена происходящими процессами глобализации права, которую зачастую связывают с возможностью универсализации правового регулирования в международном праве. 

Останавливаясь на монистической и дуалистической концепции, анализируются точки зрения различных ученых-юристов. Исследуя в рамках данного вопроса теорию трансформации, представлено соотношение понятий «трансформация» и «имплементация», где различие имеет в своем основании силу государственной воли, где в случае трансформации происходит издание национального правового акта (хотя реализация международных правовых норм требует проведения дополнительных организационно-исполнительных мероприятий). 

Подробно освящен вопрос совершенствования законодательства в процессе имплементации, которая, как отмечает автор, есть деятельность организационно-исполнительного характера, правотворческого и правоприменительного характера. 

Имплементация предполагает повышение качества принимаемых законов и подзаконных нормативных правовых актов, совершенствование законодательства и обеспечение его системности. Но простой имплементации правовых норм недостаточно, нужны дополнительные факторы. Автор указывает на готовность законодателя имплементировать международные правовые нормы, а также возможность обеспечения их применения. 

Далее автор переходит к основным проблемам, сложившимся в законотворчестве современной России, среди которых неопределенность понятийно-терминологического аппарата, технические приемы законотворчества и связанные с последним проблемы языка права, проблемы взаимосвязи федерального и регионального законодательства, разработка стратегии законотворческой деятельности и др.

Особое внимание сосредоточено Т.А. Желдыбиной на вопросе законотворческой политики, влияющей на совершенствование механизмов юридической техники, способной оказывать постоянное влияние на правовую сферу, позитивно воздействуя на современный законотворческий процесс, повышая его качество.

В последней главе монографии автором изучается современное законотворчество – эволюция и перспективы развития.

Несомненный интерес представляют размышления автора о методологических основаниях современного законотворческого процесса. Рассматривая вопрос методологии исследования, автор указывает на то, что на смену единственно верному методу исследования с точки зрения марксистско-ленинской идеологии – диалектико-материалистическому – пришел плюрализм философско-методологических оснований, который во многом способен задавать научно обоснованные ориентиры развития. 

Кроме того, на разработку методологии законотворчества значительную роль оказала философия. Научный поиск теоретико-методологического инструмента рассмотрения и решения задач законотворчества осуществлялся и осуществляется в рамках юридического позитивизма, что предполагает неприятие метафизической стороны, связанной с раскрытием сущности правовых явлений, ограниченности предмета познания только фактическим знанием (рассмотрение права как закона). Преимущественно с позиции этого подхода рассматривается и методология законотворчества. 

Автором отмечено, что методология законотворчества должна включать и теоретические, и практические моменты, что подразумевает особое внимание к юридической технике. Теорию законотворчества можно создавать, опираясь на практику законотворчества, поскольку практика оказывает во многом ведущую роль на содержательные изменения в праве. Методология законотворчества предопределяет ступенчатое исследование законотворчества – выделение основной законотворческой проблемы, которую необходимо решить, определение инструментария, с помощью которого возможно решение данной проблемы, выработку нормативного предписания, его реализация, дальнейшее правоприменение. Методология законотворчества представляет сегодня конгломерат методов. 

Своевременным является один из параграфов монографии, освещающий демократизацию законотворчества в контексте формирования единого мирового правового пространства. 

Автор приходит к заключению, что происходящие социально-экономические и политико-правовые преобразования породили широкий спектр законотворческих проблем, имеющих не только «национальный характер»: 

  • гармонизация российского и международного права и законодательства в связи с расширением сфер влияния последнего;
  • соответствие внутренних законодательных актов общепризнанным нормам и принципам международного права; 
  • выработка единых подходов, универсализация категориального аппарата, предполагающая единую политику в сфере нормативной терминологии; 
  • качество принимаемых законов и др. 

Очевидно, что законотворческий процесс заключается в интеллектуальной, мыслительной деятельности. Поэтому решение важных проблем современного российского законотворчества невозможно без использования огромного потенциала юридической науки. 

Автор высказывает мнение о том, что современный законотворческий процесс в России не может быть иным как демократическим, что, безусловно, связано с принципом верховенства закона. Демократизм законотворчества сегодня подразумевает непосредственное участие народа в законотворческой деятельности через своих представителей (депутатов) и через свои общественные организации, которые выступают с законодательной инициативой. 

Конституционно закреплена возможность принятия наиболее важных законопроектов посредством всенародного голосования – референдума, что подтверждает принцип демократизма в законотворчестве. Выделены ключевые проблемные моменты российского законотворчества в процессе формирования единого мирового правового пространства. 

Поскольку монография написана в области теории права, справедливо обращение автора к понятийному аппарату, без которого невозможно формирование полноценной теории законотворчества в России. Т.А. Желдыбина дает анализ понятий глобализация, гармонизация, унификация права через призму их соотношения и взаимосвязи в условиях стремительного развития не только национального, но и наднационального законодательства. Заслуживает внимания проведенный автором анализ сопряженных с названными понятиями теоретических понятий: правовая интеграция, сотрудничество, униформизация, специализация права. 

Несомненно, востребованным в науке теории права стали размышления и логические выводы автора о новом направлении научных исследований – сравнительном законоведении как средстве гармонизации российского законодательства. Вопрос о необходимости развития такого направления обозначился с распадом СССР, когда страна не могла оставаться закрытой, вовлекаясь в круговорот мировых социально-экономических и политико-правовых изменений. Как следствие, появляется необходимость наднационального, надгосударственного правового регулирования, формирования нового подхода в юридической науке, связанного с гармонизацией национального и международного законодательства. 

Однако наиболее распространенной сегодня является ориентация российского законодателя и правоприменителя на правовой опыт стран Западной Европы, где все более расширяется сфера наднационального правового регулирования за счет вовлечения нового круга отношений. Тем не менее автор обращает внимание читателя на законотворческие изменения в государствах – участниках СНГ, поскольку последние имеют много общего в своем правовом развитии с Россией.

На настоящий момент сравнительное законоведение предполагает сближение законодательств не только сходных, но и различных правовых систем. Так, одной из проблем законотворчества в России является недостаток организации и экспертного обеспечения законодательного процесса. В аспекте сравнительного законоведения автор обращает внимание на правовой опыт западных стран, например Канады, где экспертиза законодательных предложений является составной частью процесса подготовки законопроектов, начинающегося с выработки политики. Та же логика применима к решению вопроса об отсутствии полной, корректной и практичной модели качественного закона в России, где интересным будет сравнительный анализ законотворческой деятельности разных стран.

Автор, отмечая значимость сравнительного законоведения, вместе с тем указывает его недостатки. 

Обоснованным в рамках данной монографии стало обращение Т.А. Желдыбиной к проблемам и перспективам развития системы законодательства России в условиях глобализации.

При уяснении вопросов воздействия правовой глобализации на современную систему законодательства указан тот факт, что данная система сегодня переживает этап сложного, не всегда успешного и качественного обновления. Совершенно очевидно, что современная система законодательства складывается под влиянием правового регулирования как на национальном, так и международном уровне. Изменение сферы правового регулирования (по причине внедрения информационных технологий, инноваций в медицинской деятельности, появления новых проблем экологической безопасности, международной преступности и др.) в последнее время предполагает повышение авторитета закона, требует акцента на правовом регулировании преимущественно законодательными актами. 

Правовая глобализация как научное направление затрагивает сегодня область и частного, и публичного права. Очевидно, что во многом здесь значительную роль играет создание многочисленных международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ВТО, ВОЗ, МОТ, МАГАТЭ и др.), наделенных в том числе нормотворческими функциями. 

Дальнейшее совершенствование законодательства связано в первую очередь с повышением качества законов. 

В связи с этим автор предпринимает попытку осмыслить состояние российской системы законодательства в поисках ответа на вопрос, каковы дальнейшие важные, магистральные направления развития системы законодательства России, к которым относятся: 

  • трансформация сферы правового регулирования в связи с изменением общественно-политической и социально-экономической ситуации в стране;
  • проблема повышения роли закона, объясняющая необходимость дальнейшей систематизации законодательства; 
  • заметное влияние на состояние российской системы законодательства фактов сближения принципов и норм международного права и норм национального права; 
  • проблема устранения дисгармонии в законодательном регулировании; возрастающая роль судебного правотворчества; др. 

Исследуя современное законотворчество, его эволюцию и развитие, Т.А. Желдыбина подробно анализирует вопросы эффективности законотворческого процесса в современных условиях. Подробно рассмотрены факторы, влияющие на эффективность законотворчества.

Сегодня можно констатировать увеличение динамики законодательной деятельности, а также признать факт стабильного роста ежемесячно вносимых в Государственную Думу законопроектов. Кроме того, увеличивается число законов о внесении изменений и дополнений в ранее принятые законы, особенно в кодифицированные акты, что свидетельствует о неустойчивости законотворческого процесса, избыточной нормативности. 

Внесение поправок и дополнений в законы сегодня распределяется неравномерно по наиболее важным сферам общественной жизни. Например, часто подвергаются изменениям налоговое законодательство, законодательство о социальном обеспечении, в то время как в другие законы (не менее важные) изменения и дополнения не вносятся.

Как один из вариантов решения данной проблемы автор видит в развитии института правового мониторинга – систематического отслеживания, наблюдения за каким-либо процессом, сбор и обработка информации о чем-либо и подготовка рекомендаций по внесению корректив.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует целостный механизм мониторинга состояния законодательства, не закреплено понятие мониторинга на законодательном уровне. Сложилась ситуация, когда в научный оборот введены понятия: мониторинг законодательства, мониторинг закона, мониторинг правоприменительной деятельности, мониторинг правоприменения, мониторинг правового пространства, мониторинг нормативных правовых актов. Автором анализируются различия между правовым мониторингом и мониторингом законодательства.

Главное назначение правового мониторинга заключается в повышении качества законов, их эффективной реализации, что в итоге должно помочь совершенствовать законодательство. Главная цель правового мониторинга – оптимизация правовой системы. Автором показано, какие результаты может дать правовой мониторинг.

Монография Т.А. Желдыбиной «Законотворчество в России: эволюция и современность», ставшая итогом предыдущих работ автора в данной сфере [2–9], заинтересует не только специалистов в области истории, теории, философии права, отраслевых юридических наук, но также всех тех, кто интересуется современной теорией и практикой законотворчества. Монография будет полезна научным сотрудникам, преподавателям, студентам, широкому кругу читателей.

References

1. Zheldybina T.A. Zakonotvorchestvo v Rossii [Tekst] / T.A. Zheldybina. - M.: INFRA-M, 2015.

2. Zheldybina T.A. Problemy i perspektivy razvitiya zakonodatel´stva Rossii [Tekst] / T.A. Zheldybina. Aktual´nye problemy rossiyskogo prava. - 2014. - № 7. - S. 1327-1332.

3. Zheldybina T.A. O metodologii sovremennogo zakonotvorchestva [Tekst] / T.A. Zheldybina. Vestnik Voronezhskogo universiteta. - Seriya: Pravo. - 2014. - № 3 (18). - S. 17-25.

4. Zheldybina T.A. Osnovnye tendentsii izmeneniy v zakonodatel´stve Rossii na rubezhe XX-XXI vv. [Tekst] / T.A. Zheldybina. Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii. - 2014. - № 8. - S. 150-154.

5. Zheldybina T.A. Demokratizatsiya zakonotvorchestva v Rossii v kontekste formirovaniya edinogo mirovogo prostranstva [Tekst] / T.A. Zheldybina. Yuridicheskaya tekhnika. - 2014. - № 8. - S. 150-154.

6. Zheldybina T.A. Sravnitel´noe zakonovedenie kak sredstvo garmonizatsii rossiyskogo zakonodatel´stva [Tekst] / T.A. Zheldybina. Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal. - 2013. - № 4 (34). - S. 27-32.

7. Zheldybina T.A. Ponimanie zakona i zakonnosti v sovetskoy yuridicheskoy nauke: istoriko-pravovoy aspekt [Tekst] / T.A. Zheldybina. Pravo. Zakonodatel´stvo. Lichnost´. - 2013. - № 2 (17). - S. 7-13.

8. Senyakin I.N. Retsenziya na monografiyu: Vlasenko N.A. Razumnost´ i opredelennost´ v pravovom regulirovanii [Tekst] / I.N. Senyakin, T.A. Zheldybina. - M.: INFRA-M, 2015.

9. Senyakin I.N. Konstitutsiya, vlast´ i svoboda v Rossii. Retsenziya na knigu: Ebzeev B.S. Konstitutsiya, vlast´ i svoboda v Rossii: opyt sinteticheskogo issledovaniya [Tekst] / I.N. Senyakin, T.A. Zheldybina. Zhurnal rossiyskogo prava. - 2014. - № 4 (208). - S. 148-154.

Login or Create
* Forgot password?