The article summarizes the main findings of the monograph of N.M. Bagnovskyay "Siveria: ethnic dynamics of population in VIII-XVIII centuries." The study of population history in Siveria area shows a complex and contradictory path of historical and ethnic development in a region where ethnic folded Russian border, Ukrainians and Belarusians. The total result of scientific research is that at the beginning of the nineteenth century the territory of the former Siveria inhabited mostly Ukrainians and Belarusians and Russian, that is, the descendants of its ancient population joined in the all three kindred nations.
Siveria, historical and ethnic processes, ethnic dynamics of population, ethnic and cultural identity, the East Slavic tribal unions, localization of chronicle Siveria, Siverians, Cherkasy, the resettlement movement.
Россия на всем протяжении своей истории была и остается полиэтничным государством. Вопрос формирования на базе единой древнерусской основы трех народов: русских, украинцев и белорусов занимает в отечественной истории особое место и является чрезвычайно сложным. Особые трудности связаны с выяснением характера формирования населения в тех регионах, где складывались этнические границы указанных народов. Одним из таких регионов является Северская земля, население которой в силу исторических условий до конца ХVII в. сохраняло этнокультурную самобытность, а затем влилось в состав трех родственных восточнославянских народов. Резко изменившиеся социально-экономические и политические условия современной России породили множество межэтнических проблем, в том числе в отношениях с бывшими союзными республиками и, в частности, с Украиной.
С момента провозглашения независимости Украины там начинается новый раунд дискуссий, в центре которых оказались проблемы формирования восточнославянских народов и этнической структуры Древнерусского государства [4]. Ряд историков, всячески умаляя общность происхождения и тесную связь исторических судеб восточнославянских народов, стремятся обосновать разные варианты альтернативы теории единой восточнославянской этнокультурной общности. Обосновывается тезис о том, что русская, украинская и белорусская народности начали складываться задолго до образования Киевской Руси и доминирующим этносом в Киевском государстве был украинский. В этих условиях комплексное и всестороннее изучение проблем этногенеза восточных славян весьма актуально и имеет большое практическое значение.
Автором сделаны следующие принципиально важные исследовательские выводы:
- историко-этнические процессы являются важной составляющей развития общества и государства и представляют собой «возникновение, развитие и видоизменение этнических общностей под влиянием исторических обстоятельств их жизни» [8, 9];
- автор исходила из того, что на судьбу нашего государства и общества, на процесс формирования этнических общностей воздействовал целый ряд факторов, определивших специфику как общественного и государственного, так и этнического развития. Изучение тысячелетнего периода нашей истории с VIII по ХVIII век позволяет утверждать, что особую роль в ней сыграли особенности геополитического положения, природно-климатические условия, а также полиэтничность населения [5];
- автор определяет основные этапы историко-этнического развития населения Северской земли на протяжении её тысячелетней истории (VIII-Х в.; Х-ХIII в.; ХIV-ХVI в.; ХVII-ХVIII в.), исследовав их в соответствии с важнейшими этапами отечественной истории, выделяя общее и особенное в этом развитии, порой по-новому оценивая привычные в исторической литературе мнения и суждения [6];
- летописные племена предгосударственного периода – это уже сложные этносоциальные объединения, сформировавшиеся из нескольких племен, в том числе и иноэтничных. Войдя в состав Древнерусского государства, эти племенные объединения, несомненно, эволюционировали в сторону не только политической и социально-экономической, но и этнической консолидации. Однако этот процесс не получил завершения. Под воздействием развивающегося процесса феодализации общества и вызванной им политической дезинтеграции Древнерусского государства, историко-этническое развитие пошло иным путем – путем усиления земляческих, областнических тенденций[4];
- очередной виток этнической консолидации наблюдается уже не в рамках племенных объединений, а в рамках феодальных земель-княжеств. Одним из таких княжеств стало Черниговское. В его пределах оказалась основная часть территории Северского племенного союза. На первое место выступают территориальные связи населения, в летописях жители чаще именуются черниговцами, новгородцами (Северского), курянами и пр. Однако слабость экономических связей того времени, натуральный характер хозяйства способствовали устойчивости локальных особенностей и в этом смысле – племенных границ. Термин «Северская земля», видимо, в это время становится областным понятием, отражающим историю края, и выходящим за рамки политических понятий Черниговское, Северское, Переяславское княжества [1, с 84-90];
- монгольское вторжение не оказало сколько-нибудь заметного влияния на этнический состав населения древнерусских земель, в том числе и Северской земли. Население её южных и юго-восточных районов значительно раньше контактировало со степными племенами. Некоторые из этих племен оседали по рубежам Черниговского, Северского, Переяславского и др. княжеств. После монгольского завоевания наблюдается частичный отлив части кочевых групп обратно в степи, но часть, особенно полукочевого населения, продолжает обитать на прежних местах. Возможно даже некоторое продвижение последних к северу, в лесостепную полосу, в связи с отливом населения Переяславского и юга Черниговского княжеств в лесные районы, за Десну. Почти не вызывает сомнения факт определенного уменьшения численности населения в южных районах Северской земли, но тезис об абсолютном запустении этих областей не может быть принят [1, с.90-100];
- источники ХV-ХVII в. говорят о Северской земле, северских городах, реках и жителях этого края – севрюках. Севрюки, без сомнения, потомки летописной северы, локальная группа древнерусского населения, в силу исторических условий продолжавшая свое этноэволюционное развитие вплоть до начала XVΙΙ века. Геополитическая нестабильность на территории Северской земли в XΙV-XVΙ в., определявшаяся неоднократными передвижками границ между Московским государством, Великим княжеством Литовским и Польским королевством, боровшимися за территориальное наследие исторической Руси, способствовала более длительному сохранению этнокультурной обособленности населения этого региона по сравнению с другими регионами восточнославянского мира. Севрюки не прямые потомки северы, а потомки населения Северской земли, прошедшего долгий путь исторического развития[7];
- наиболее часто переходные состояния этнических общностей, таких как севрюки, завершаются изменением не только их этнических свойств, а, прежде всего, сменой этнического самосознания, что неизбежно выражается в смене самоназвания. Именно этот процесс, происходивший в Северской земле, прослеживается в письменных источниках XVΙΙ века: этноним «севрюки» исчезает[8, 9];
- традиционные экономические связи, совместная борьба против господства Польши, создание украинского государства, куда вошла основная часть Северских земель, – явились решающими социально-экономическими факторами, определившими направление этнических процессов в Северской земле ХVII – начала ХVIIIв. С конца ХVI в. и, главным образом, в ХVII в. население бывшей Северской земли влилось в процесс формирования украинской и русской народностей (возможно, в какой-то мере и белорусской)[1, с.175];
- происхождение названия «черкасы» применительно к днепровским казакам связано с адыгскими племенами, известными в южнорусских степях с до монгольских времен («касоги» летописи). Затем название «черкасы» распространилось на все население южного Приднепровья и для условий XVII в. термин “черкасы” являлся региональным экзоэтнонимом с ярко выраженными социальными особенностями. В русских источниках ХVII-ХVIII в. черкасами именовали население тех областей, которые находились под властью гетманского казацкого уряда (правительства). Языковая и культурная близость переселявшегося населения с местным приводила к быстрому их смешению [1, с. 148-154];
- переселения черкас не только из южного Поднепровья, но в значительной степени из западных и юго-западных районов Левобережной Украины на восток и юго-восток бывшей Северской земли, относятся преимущественно к ХVII – началу ХVIII в. В результате создалась область смешанного расселения русских и украинцев – Слободская Украина.[1, с.155-170];
- к концу ХVIII в. дальнейшая социальная дифференциация общества почти не оставила следа от казачества и других категорий мелких служилых людей ХVII века. На украинское население Левобережной и Слободской Украины были распространены общеимперские порядки. Всё это привело к постепенному изживанию областной обособленности населения отдельных районов. В официальных документах закрепляется общий для всего украинского населения Левобережной и Слободской Украины термин «малороссийский народ» [1, с.161-170];
- тесные экономические и политические связи населения наиболее северных и восточных районов бывшей Северской земли с Русским государством окончательно определили его этнический облик как «великорусского» населения. Материалы I Всеобщей переписи населения Российской империи свидетельствуют о том, что территорию бывшей Северской земли населяли в основном украинцы, а также русские и белорусы, то есть потомки её древнего населения влились в состав всех трех родственных народов [1, с.176].
Монография Н.М.Багновской состоит из введения, 5 глав и 10 параграфов, заключения, списка источников и литературы (553 наименования), а также приложения.
Строгая логика изложения результатов исторического анализа, обоснованность на этой основе заключений и выводов, часть из которых носят новаторский характер, системный подход к объекту исследования – всё это и составляет достоинство представленной работы.
Монография Н.М.Багновской «Северская земля: этнодинамика населения в VIII-XVIII в.» представляет собой завершенное, самостоятельное, оригинальное научное исследование, в котором решена крупная научная проблема, имеющая важное историческое, политическое и социокультурное значение. Данное исследование вносит несомненный вклад в изучение истории формирования восточнославянских народов. Поставленные автором задачи решены на высоком научно-теоретическом уровне, выводы и обобщения, сделанные в работе, обоснованны широким кругом источников и литературы и отвечают актуальным потребностям отечественной исторической науки.
1. Bagnovskaya N.M. Severskaya zemlya: etnodinamika naseleniya v VIII-XVIII v. [Tekst]. M.: INFRA-M, 2016. - 214 s.
2. Bagnovskaya N.M. O proiskhozhdenii etnonima «severa» [Tekst]. Sborniki konferentsiy NITs Sotsiosfera. 2014. № 59. S. 6-11.
3. Bagnovskaya N.M. Etnodinamika naseleniya Severskoy zemli [Tekst]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2012. T. 1. № 2. S. 7-10.
4. Bagnovskaya N.M. Problemaetnicheskoy struktury Drevnerusskogogosudarstva [Tekst]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova. 2012. № 2. S. 3-7.
5. Bagnovskaya N.M. Spetsifika russkoy kul´tury [Tekst]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova. 2004. № 1. S. 88-95.
6. Bagnovskaya N.M. Severskaya zemlya (istoriko-etnicheskoe formirovanie i razvitie naseleniya v VIII - KhVIII vv.) [Tekst]. Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni doktora istoricheskikh nauk / Moskva, 2002.
7. Bagnovskaya N.M. Sevryuki: naselenie Severskoy zemli v KhIV-KhVI vv. [Tekst]. M.: Izd-vo «Paleotip», 2002.
8. Bagnovskaya N.M. Problemy izucheniya istoriko-etnicheskikh protsessov v sovremennoy nauke [Tekst]. 15 Mezhdunarodnye Plekhanovskie chteniya. Tezisy dokladov. M.: Izd-vo REA im. G.V. Plekhanova, 2002.
9. Bagnovskaya N.M. Teoreticheskie problemy etnichnosti primenitel´no k izucheniyu etnosotsial´nykh protsessov [Tekst]. Materialy nauchnoy konferentsii «Lomonosovskie Chteniya»: Sovremennye tendentsii razvitiya nauk ob obshchestve. M.: Izd-vo «Universitet i shkola», 2002.