PEDAGOGICAL PROFESSIONALISM OF THE MODERN HIGHER SCHOOL TEACHER
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the different approaches to the definition of teacher professionalism. The article analyzes the publication activity on the subject of pedagogical professionalism of teachers in higher education. There is a discussion of the problem of understanding and definition of pedagogical professionalism of a high school teacher. The article also describes the typical problems of a modern high school teacher. Analyzes the requirements of the professional standard "Teacher of vocational training, vocational education and secondary vocational education" to the modern high school teachers. The article presents the classification of professional competences, which should have a higher school teacher, and considered ways to solve the problems identified.

Keywords:
pedagogical professionalism, higher school teacher, general pedagogical competence, special pedagogical competence, professional standard, job specifications
Text

Одной из важных, неотъемлемых характеристик современного человека является его профессионализм. В самом широком смысле профессионализм можно рассматривать как хорошее владение своей профессией [12]. Во многом именно от профессионализма зависят результаты и эффективность любой трудовой деятельности, в частности педагогической. Изучению и разработке проблем педагогического профессионализма посвятили большое количество исследований: В.А. Сластенин, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Н.Д. Никандров, Л.К. Гребенкина и многие другие.

По мнению Н.В. Кузьминой, существует пять основных компонентов деятельности педагога, степень сформированности которых определяет уровень профессионализма:

  • гностический (умение анализировать педагогическую ситуацию);
  • проектировочный;
  • конструктивный;
  • коммуникативный (умение строить педагогически целесообразные отношения);
  • организаторский (практическое решение педагогических задач) [9].

Одной из проблем исследования педагогического профессионализма является отсутствие единого определения понятия и общего понимания данного явления.

Так, например, И.П. Подласый рассматривает педагогический профессионализм как обобщение понятия «профессиональный потенциал педагога» [16]. Е.В. Андриенко отмечает, что педагогический профессионализм «является личностно-профессиональным феноменом» [1]. В своих работах О.Г. Красношлыкова определяет профессионализм педагога через педагогическую компетентность, педагогическое мастерство, профессионально значимые качества и индивидуальный имидж педагога [8].

References

1. Andrienko E.V. Pedagogicheskiy professionalizm v teorii i praktike sovremennogo obrazovaniya. - Novosibirsk: NGPU, 2014. - 155 s.

2. Bolonskiy protsess: 2007-2009 gody. Mezhdu Londonom i Levenom / Luven-la-Nevom / pod nauch. red. V.I. Baydenko. - M.: Izdatel´skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov. 2009. - 302 s.

3. Bolotin I. S., Dorofeeva A. A., Sorokina N. D. O kompetentsiyakh prepodavatelya i vuzovskoy sisteme povysheniya kvalifikatsii. Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2015. - №2. - S. 151-155.

4. Dmitrieva T.V., Shepeleva R.P. Reytingovaya otsenka kachestva didakticheskoy deyatel´nosti prepodavateley vuzov. Vysshee obrazovanie segodnya. - № 9. - S. 50-54.

5. Dremova N.B., Konoplya A.I. Formirovanie pedagogicheskogo masterstva prepodavatelya vuza. Vysshee obrazovanie v Rossii.- 2015. - №1. - S. 127-131.

6. Edinyy kvalifikatsionnyy spravochnik dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov i sluzhashchikh. Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostey rabotnikov v sfere obrazovaniya. Programmno-apparatnyy kompleks «Professional´nye standarty». URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/eksd.

7. Krasinskaya L.F. Prepodavatel´ vysshey shkoly: kakim emu byt´? (Razmyshleniya o sotsial´nykh ozhidaniyakh i professional´nykh realiyakh). Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 1. - S. 37-46.

8. Krasnoshlykova O.G. Sovremennoe opredelenie sushchnosti professionalizma pedagoga. Polzunovskiy vestnik. - 2005. - № 3. - S. 88-92.

9. Kuz´mina N.V. Sposobnosti, odarennost´, talant uchitelya. - L.: Znanie, 1985. - 32 s.10. Mitrofanova K.A., Pen´kova E.A. Kompetentnostnyy podkhod v vysshem obrazovanii: podgotovka professorsko-prepodavatel´skogo sostava. Innovatsii v obrazovanii. - 2015. - № 6. - S. 50-61.

10. Mogilevkin E.A., Novgorodov A.S. Osobennosti formirovaniya kadrovogo rezerva v universitete v usloviyakh reformirovaniya sistemy vysshego obrazovaniya v Rossii. Vysshee obrazovanie segodnya. - 2015. - № 1. - S. 40-44.

11. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar´ russkogo yazyka. - 4-e izd., dop. - M.: ITI Tekhnologii, 2006. - 944 s.

12. Pedagogicheskiy professionalizm v obrazovanii: sb. nauchnykh trudov XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 80-letiyu NGPU: v 3 t. - Novosibirsk: Novosibirskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet. - 2015. - 340, 322, 34

13. Podlasyy I.P. Pedagogika: v 2 kn. - Kn. 1: Obshchie osnovy. - M.: Gumanitarnyy izdatel´skiy tsentr VLADOS, 2008. - 528 s.

14. Professional´nyy standart «Pedagog professional´nogo obucheniya, professional´nogo obrazovaniya i dopolnitel´nogo professional´nogo obrazovaniya». Ofitsial´nyy sayt kompanii Konsul´tantPlyus. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186851/401bbde2fe2d741ca5e80561f69a2e8e7b7d3440/

15. Romanov E.V. Imperativ innovatsionnogo razvitiya vysshego obrazovaniya v Rossii. Alma Mater (Vestnik vysshey shkoly). - 2015. - № 2. - S. 10-19.

Login or Create
* Forgot password?