Obschestvennaya palata Murmanskoy oblasti (Predsedatel')
Murmansk, Russian Federation
In this paper the author draws attention to the role of the federal state educational standards as the element of the anti-corruption state policy. Elements of anti-corruption behavior are reflected in the education plans of educational institutions, are becoming the part of the education plans for the secondary and higher educational institutions. They play the important role in the federal state educational standards.
corruption, anti-corruption policy, federal state educational standards.
1. Сущность антикоррупционной образовательной политики государства
Об антикоррупционной политике современного государства уже шла речь в ряде публикаций автора [31, 32, 33, 34]. В данной работе автор обращает внимание на роль ФГОС как элемента антикоррупционной политики государства.
Коррупция является сложным социальным феноменом. По этой причине она предстает в качестве предмета исследования различных наук, в т.ч. и права. Слово «коррупция» сложилось из сочетания латинских слов «corei» - несколько участников в обязательном правоотношении по поводу единственного предмета спора и «rumpere» - нарушить что-либо; рассматривается нарушение индивидами этических норм для получения личной выгоды.
Как социально-негативное явление в обществе, коррупция известна с давних времен. Понятие «коррупция» получило законодательное закрепление еще в древности, однако его содержание толковали по-разному. Например, определение «corrumpere» в римском праве понималось самым общим образом, как портить, фальсифицировать, подкупать, и обозначало в целом противоправное действие, предпринятое в первую очередь против судьи [38, с. 2].
Коррупция сегодня ставится в один ряд с такими преступлениями, как терроризм и экстремизм, и является одним из серьезнейших факторов, влияющих на обеспечение государственной и общественной безопасности. Коррупция – один из трудноизлечимых недугов общества, в связи с чем, важно не только бороться с уже существующим явлением, но организовывать целостную систему превентивных мероприятий, направленных на формирование в обществе четкого понимания, что из себя представляет коррупция и почему она является безусловным пороком – то есть, на воспитание, безусловно, негативного отношения к данному явлению, на что, в свою очередь, нацелено антикоррупционное образование.
Эффективность борьбы с коррупцией заключается не столько в принятии антикоррупционного законодательства и его реализации на практике, сколько в формировании системы антикоррупционного образования посредством разработки и реализации соответствующих мер. Несмотря на важность применения данного способа противодействия коррупции, обозначенная система мер до сих пор не развита надлежащим образом. Само понятие антикоррупционного образования, его признаки, виды, факторы, влияющие на его эффективность, также мало изучены.
Антикоррупционное образование – формирование мировоззрения, в котором коррупция вызывает общественное осуждение. Оно включает развитие правового сознания и гражданской этики, приобретение знаний о механизмах защиты от коррупции. Базовое антикоррупционное образование предполагает воспитание в людях социальной активности, признание необходимости общественного контроля [24, с. 16].
Антикоррупционное образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанный на дополнительных общеобразовательных и профессиональных обучающих программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в учреждениях высшего образования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры [28, с. 45].
Таким образом, формирование у студента правовой культуры – необходимое условие его компетентности и личностного развития, на уровень которой существенное влияние оказывает качество полученного в правового, в том числе антикоррупционного, образования. В связи с чем, в настоящее время наряду с проблемой повышения эффективности овладения студентами правовыми знаниями и умениями возникает необходимость постановки и решения проблемы повышения качества правового образования будущих юристов, предоставляемого им, в частности, в вузе, реализуемом юридическую подготовку, как основным потребителям образовательных услуг.
Существует большое количество причин существования коррупции [29], одним из которых выступает коррупционное поведение граждан, заключающееся в использовании властных полномочий компетентными должностными лицами в целях своего корыстного обогащения. Люди позволяют себе такое поведение, потому что оно считается для них нормальным в данном обществе. Такое восприятие складываться, как правило, с детства, в том числе, в процессе получения человеком образования. На данном этапе важно влиять на формирующееся мировоззрение с учетом воспитания неприязненного отношения каждого к коррупции.
Подобная идея находит свое воплощение в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2], где в качестве первого элемента среди составляющих противодействия коррупции выделяется именно предупреждение коррупции, т.е. стремление к исключению психологической готовности граждан к совершению правонарушений в данной сфере. Один из основных принципов противодействия коррупции – приоритетное применение мер по ее предупреждению. Наряду с названными в Федеральном законе мерами по предупреждению коррупции, следует обратить внимание на необходимость развития у молодежи нетерпимости к коррупционным проявлениям. В частности, в высших и средних профессиональных учебных заведениях при подготовке будущих юристов, экономистов и управленцев необходимо уделять этой проблеме повышенное внимание, ведь львиная доля должностей государственной и муниципальной службы замещается именно выпускниками вузов и факультетов, ведущих соответствующие направления (специальности) подготовки.
Антикоррупционные образовательные практики могут принимать различные формы и быть рассчитаны на абсолютно разные возрастные группы - от учеников начальных школ до обучающихся магистратуры. В соответствии с типом целевой аудитории может варьироваться и методика антикоррупционного образования. Здесь можно выделить два подхода: формальный и неформальный. Формальный подход, предполагает проведение специальных семинаров и конференций, а также включение антикоррупционного образования в программы уже существующих предметов - права, обществознания, истории в школах, профессиональной этики и других предметов - в высших учебных заведениях. Неформальный – лучше всего подходит для самых младших обучающихся и, как правило, предполагает интерактивные занятия, в ходе которых разыгрываются возможные ситуации, связанные с коррупцией и помогающие понять, в каких случаях можно с ней столкнуться и как ей противостоять.
Вуз - это последняя организация, после которой выпускники занимают те или иные места с определенными полномочиями, которые потенциально возможно использовать в корыстных целях [22, с. 16]. К сожалению, приходится констатировать, что в условиях сохранения высокого уровня коррупции образовательный процесс по формированию антикоррупционного поведения обучающихся реализуется недостаточно хорошо. Практика низкого качества воспитания, в свою очередь, напрямую связана с недостаточностью изучения теоретических основ противодействия корруцпии.
Основополагающие начала формирования антикоррупционного поведения обучающихся, включая студентов, отражены в пп. 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об образовании» [1], который к числу принципов осуществления образовательной деятельности в целом относит «воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования». Согласимся с мнением, что «воплощение в выпускнике этих качеств позволит не допустить совершения им коррупционных деяний, т.к. их воспитание в человеке и означает устоявшееся неприязненное отношение к неправомерному поведению» [22, с. 17].
Важные задачи антикоррупционного образования стоят перед высшими учебными заведениями. Так, в Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460, указывалось на необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции [4].
Остро стоит задача подготовки педагогов-профессионалов в масштабах всей страны. Такие специалисты могут быть способны осуществлять информационно-идеологическую подготовку молодых выпускников вузов и средних профессиональных учреждений [37, с. 101].
По мнению ученых, «восприятие коррупции как чего-то обыденного, привычного и, по мнению многих, - неизбежного - делает ее неискоренимой» [30]. Чтобы побороть подобное отношение ко всем формам коррупции, развить ясное понимание его пагубных последствий для нормального функционирования общества и государства во многих странах развивают практики антикоррупционного образования. Элементы антикоррупционного поведения, наряду с конференциями, круглыми столами и иными подобного рода мероприятиями, имеют место и в учебных планах образовательных учреждений, становятся частью образовательных программ в средних и высших учебных заведениях. Важную роль они играют в федеральных государственных образовательных стандартах (далее – ФГОС).
Значительное внимание уделено антикоррупцинному образованию в образовательных стандартах высшего и среднего профессионального образования. В ряде стандартов идет указание на противодействие коррупции, как область профессиональной деятельности, во второй группе стандартов имеется лишь указание на общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен овладеть выпускник; в третьей группе – наряду с компетенциями дается оценка знаний, умений и навыков, которые приобретает обучающийся.
2. Компетентностный подход в образовании и федеральные государственные образовательные стандарты
Коротко остановимся на компетентностном подходе в образовании.
В современном глобальном мире только инновационный путь развития обеспечивает прогресс. Понимание этого императива [21, с. 3], по всей видимости, предопределило переход национального высшего образования на двухуровневую систему высшего образования в России, где одним из существенных элементов является компетентностный подход, который применяется в новых формах и методах преподавания.
Компетентностный подход в образовании юриста раскрывается через взаимосвязанные категории «компетенция» и «компетентность», где достижение определенной компетентности осуществляется посредством усвоения компетенций, которые заключаются в приобретении знаний, умений, навыков, личностных качеств и опыта практической деятельности в области юриспруденции. Можно сказать, что компетентность юриста определяет его способность применить компетенции в профессиональной сфере.
Кроме того, компетентностный подход в высшем юридическом образовании предполагает не только усвоение знаний студентами, но и приобретение практических умений, которые позволяют качественно действовать в новых, неопределенных и проблемных ситуациях, обусловленных быстро меняющимся законодательством, противоречивой судебной практикой и динамикой изменений профессиональной среды. Одним из важнейших признаков компетентностного подхода является способность студента к дальнейшему самообучению в профессии, а это напрямую связано с получением глубоких знаний и профессиональных навыков и умений [26, с. 38].
Так, с учетом перехода на двухуровневую систему высшего, и в том числе, юридического, образования уровень компетенций бакалавра и магистра различается. В процессе обучения у бакалавров, в зависимости от вида профессиональной деятельности, должны вырабатываться базовые профессиональные компетенции, которые в процессе дальнейшего обучения в магистратуре должны быть углубленно развиты в профессионально-специализированные компетенции магистра. Кроме профессиональных компетенций, после окончания обучения бакалавр должен обладать тринадцатью общекультурными компетенциями, которые в процессе дальнейшего обучения в магистратуре совершенствуются в пять общекультурных компетенций магистра.
Анализируя, в рамках нашей классификации, первую группу ФГОС, отметим, что в Приказе Минобрнауки России от 23.09.2015 г. № 1044 «Об утверждении ФГОС высшего образования по направлению подготовки 38.04.09 Государственный аудит (уровень магистратуры)» [6] отмечается, что объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, регулирующих формирование и использование финансовых ресурсов, обеспечения эффективного расходования бюджетных средств, противодействия коррупции в финансовой сфере, правового и экономического обучения и воспитания (п. 4.2.).
Следует отметить, что это вообще единственный стандарт, в котором объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, относятся общественные отношения, связанные с противодействием коррупции.
В стандартах данной группы (в данном стандарте), как минимум странно выглядит тот факт, что сфера профессиональной деятельности магистра непосредственно связана с антикоррупционным поведением, но ни в компетенциях, ни в знаниях, умениях и навыках нет ни слова о коррупции и о необходимости ее предупреждения.
В иных образовательных стандартах (стандарты второй группы) антикоррупционное поведение закреплено в части общекультурных компетенций, которыми должен область выпускник по соответствующей специальности (направлению) подготовки. Так, в Приказе Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 513 «Об утверждении ФГОС среднего профессионального образования по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование» [7] закреплено, что специалист по судебному администрированию должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: «ОК 9. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению» (п. 5.1.).
Коротко идет речь о противодействии коррупции и в Приказе Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. № 2048 «Об утверждении и введении в действие ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 035701 Перевод и переводоведение (квалификация (степень) «специалист»)» [17] дает ссылку на способность … проявлять нетерпимость к коррупционному поведению (ОК-5).
К большому сожалению, схожей низкой антикоррупционной составляющей обладает Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2010 г. № 1763 «Об утверждении и введении в действие ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» [18] предлагает реализацию следующих компетенций: осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению… (ОК-1); способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6); способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции… (ПК-8).
К сожалению, в данном стандарте не идет речь ни об области профессиональной деятельности юриста, ни знаниями, умения и навыки, связанные с антикоррупционным поведением, которые они могут получить.
Не находятся в стороне и ФГОС среднего профессионального образования, в частности, отметим ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. Так, в Приказе Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508 «Об утверждении ФГОС среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения» [8] имеется общекультурная компетенция 12 «Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению», которой должен область выпускник по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
В третьей группе образовательных стандартов, наряду с общекультурными и профессиональными компетенциями, антикоррупционное поведение находит свое отражение в знаниях, умениях и навыках.
Недостаточное, на наш взгляд, внимание уделено антикоррупционному поведению в Приказе Минобрнауки РФ от 04.05.2010 г. № 464 «Об утверждении и введении в действие ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» [19], где к числу компетенций отнесены: имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14).
Здесь, в отличие от стандарта магистров (указанного выше, во второй группе стандартов), определены умения, к которым относится: «выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения».
В рамках Приказа Минобрнауки РФ от 01.02.2011 г. № 132 «Об утверждении и введении в действие ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 090915 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере (квалификация (степень) «специалист»)» [10] имеются общекультурные компетенции, связанные с способностью соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК-11); способностью выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-16); способностью выявлять и устранять причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям в коллективе (ПК-20). Наряду с этим, по ряду дисциплин закреплены определенные позиции по приобретенным навыкам (умениям и владениям).
Так, специалист по направлению подготовки (специальности) 090915 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере, должен:
- уметь: давать нравственную оценку коррупционным проявлениям …; противодействовать коррупционным проявлениям в служебной деятельности;
- знать: сущность и содержание коррупции как социально-правового явления; детерминанты коррупции, особенности их проявления в механизме преступного поведения; правовые, организационные и тактические средства предупреждения коррупции; основные направления профилактики коррупционного поведения;
- владеть: навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в служебном коллективе.
Приказом Минобрнауки РФ от 17.01.2011 г. № 67 «Об утверждении и введении в действие ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030301 Психология служебной деятельности (квалификация (степень) «специалист»)» [11] определены общекультурные и профессиональные компетенции, такие как способность соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК-11) и способность выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-31).
Кроме того, специалист, обучающийся по направлению подготовки (специальности) 030301 Психология служебной деятельности должен:
- знать: педагогические основы профилактики коррупционного поведения сотрудников и служащих правоохранительных органов; психологический, организационно-правовые и тактические средства предупреждения коррупции в служебном коллективе;
- уметь: давать нравственную оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики;
- владеть: навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в служебном коллективе.
Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 г. № 40 «Об утверждении и введении в действие ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031003 Судебная экспертиза (квалификация (степень) «специалист»)» [12], устанавливает такие общекультурные и профессиональные компетенции, как «способность проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6)» и «способность выявлять и устранять причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям в служебном коллективе (ПК-12)».
В данном документе также определены знания, умения и навыки. Так, специалист по направлению подготовки (специальности) 031003 Судебная экспертиза должен:
- уметь давать нравственную оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики; противодействовать коррупционным проявлениям в служебной деятельности;
- знать: сущность и содержание коррупции как социально-правового явления; детерминанты коррупции, особенности их проявления в механизме преступного поведения; правовые, организационные и тактические основы предупреждения коррупции в правоохранительных органах; основные направления профилактики коррупционного поведения сотрудников и служащих правоохранительных органов;
- владеть: навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям.
Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 г. № 39 «Об утверждении и введении в действие ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) «специалист»)» [13] дает указание на приобретаемые компетенции, такие как способность проявлять непримиримость к коррупционному поведению… (ОК-6); способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации, осуществлять юридическую экспертизу нормативных правовых актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-9); способность выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-25).
Уточнены умения, знания и навыки. Специалист должен:
- уметь: давать нравственную оценку коррупционным проявлениям …; противодействовать коррупционным проявлениям в служебной деятельности;
- знать: сущность и содержание коррупции как социально-правового явления; детерминанты коррупции, особенности их проявления в механизме преступного поведения; правовые, организационные и тактические средства предупреждения коррупции; основные направления профилактики коррупционного поведения;
- владеть: навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в служебном коллективе.
Приказ Минобрнауки РФ от 14.01.2011 г. № 20 «Об утверждении и введении в действие ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»)» [14] определяет компетенции: способность проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6); способность осуществлять юридическую экспертизу проектов нормативных актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции… (ПК-9); способность выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-31).
Уточнены умения, знания и навыки. Специалист должен:
- уметь: давать нравственную оценку коррупционным проявлениям…;
- знать: коррупции как социально-правового явления; детерминанты коррупции, особенности их проявления в механизме преступного поведения; правовые, организационные и тактические средства предупреждения коррупции; основные направления профилактики коррупционного поведения сотрудников и служащих правоохранительных органов;
- уметь: противодействовать коррупционным проявлениям в служебной деятельности;
- владеть: навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в служебном коллективе.
Значительное внимание антикоррупционному поведению уделено в Приказе Минобрнауки РФ от 14.01.2011 г. № 19 «Об утверждении и введении в действие ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) «специалист»)» [15], который определяет компетенции: … нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК-6); способность выявлять и устранять причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям в коллективе (ПК-47).
Указаны умения, знания и навыки. В частности, специалист по направлению подготовки (специальности) 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) «специалист»), должен:
- уметь: давать нравственную оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики;
- знать: сущность и содержание коррупции как социально-правового явления; детерминанты коррупции, особенности их проявления в механизме преступного поведения; правовые, организационные и тактические средства предупреждения коррупции; основные направления профилактики коррупционного поведения;
- уметь: разрабатывать и проводить мероприятия по противодействию коррупции, легализации криминальных доходов;
- владеть: навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в служебном коллективе.
В Приказе Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. № 2062 «Об утверждении и введении в действие ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050407 Педагогика и психология девиантного поведения (квалификация (степень) «специалист»)» [16] находят свое отражение следующие компетенции: … нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК-11); способность выявлять и способствовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-41).
В части знаний определены: организационно-правовые и тактические средства предупреждения коррупции в служебном коллективе.
В части умений определены: давать нравственную оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики; соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности.
В части владения указана возможность противодействовать коррупционным проявлениям в служебной деятельности.
Не находятся в стороне и ФГОС среднего профессионального образования, в частности, следует отметить ФГОС по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность. Так, в Приказе Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509 «Об утверждении ФГОС среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность» [9] имеется общекультурная компетенция 13 «Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону» и закреплены знания, умения и навыки по учебной дисциплине «Криминология и предупреждение преступлений» (обратим внимание, что в данном стандарте конкретизирована учебная дисциплина, которая формирует указанные знания, умения и навыки). В части умений установлено, что выпускник должен:
- уметь: выявлять обстоятельства, способствующие преступности, в том числе коррупции; осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений, в том числе коррупционных;
- знать: основные цели и задачи государственной политики в сфере противодействия коррупции; детерминанты коррупции, особенности их проявления в механизме преступного поведения; организационно-правовые средства предупреждения и профилактики правонарушений, в том числе организационные, правовые и тактические основы предупреждения коррупции в правоохранительных органах, основные направления профилактики коррупционного поведения сотрудников и служащих правоохранительных органов.
ФГОС-3 в сравнении с государственными образовательными стандартами второго поколения имеют ряд преимуществ и недостатков. В целом ФГОС-3 более совершенны, поскольку требуют от юриста быть аналитиком, быть частью современного информационного общества, знать иностранный язык на уровне не ниже разговорного, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания, иметь нетерпимое отношение к коррупционным проявлениям.
Однако, например, в ФГОСах по «Юриспруденции» (бакалавриат, магистратура) нет требований к нравственной характеристике личности юриста.
Согласимся с мнением, что «упущено воспитание одной из важнейших характеристик личности юриста - нравственности как элемента профессионального правосознания юриста» [23, с. 25].
Также в числе существенных недостатков ФГОС третьего поколения (в частности, по направлению подготовки «Юриспруденция»), следует отметить отсутствие практических способов формирования нетерпимого отношения к коррупционному поведению. ФГОСы по направлению подготовки «Юриспруденция» предъявляют требование к выпускнику, согласно которому он должен иметь «нетерпимое отношение к коррупционному поведению», но основные образовательные программы не предусматривают соответствующей дисциплины. Таким образом, вуз ограничен в решении задачи формирования антикоррупционного правосознания, в частности, у студентов-юристов.
Отметим, что некоторые виды и категории вузов, а именно федеральные и национальные исследовательские университеты, имеют право реализовывать образовательные программы высшего образования на основе образовательных стандартов, разрабатываемых ими самостоятельно, что позволит создать образовательные программы обучения студентов-юристов, направленные на полноценное формирование их профессионального правосознания, путем акцентирования внимания на уважительном отношении к праву и закону, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, воспитания нравственной личности, способной к аналитическому мышлению.
3. Направления совершенствования антикорупционной политики через федеральные государственные образовательные стандарты
Для решения указанных проблем, к числу неотложных мер, направленных на стабилизацию ситуации в сфере высшего юридического образования, в частности, предлагается обеспечить разработку ФГОС высшего образования в области юриспруденции, направленных на повышение качества преподавания базовых юридических дисциплин, формирование у преподавательского состава стимулов к качественному обучению, ликвидацию предпосылок коррупции в образовательном процессе, увеличение сроков практической подготовки обучающихся, воспитание у обучающихся уважительного отношения к праву и закону (в рамках ФГОС-3+).
Можно с уверенностью утверждать о необходимости направления учебно-воспитательного процесса в такое русло, чтобы не только дать студентам знания в области права, экономики и управления, но и воспитать в духе уважения к закону, справедливости, нетерпимости ко всем проявлениям девиантного поведения, ведь «юрист с низким уровнем общей культуры и морали - это абсолютный брак в работе любого юридического учебного заведения» [35, с. 33]. Подобные цели ставят и современные образовательные стандарты, ориентирующие на выпуск компетентных специалистов.
Практика показывает, что недоработка в данном направлении существует. Масштабы и глубина коррумпированности в России достигают критических показателей. Формальный подход к решению данного вопроса со стороны руководства страны, силовых ведомств и самого гражданского общества пагубно влияет на морально-нравственное воспитание молодого поколения, порождает цинично-корыстное отношение к высшему образованию и своей будущей профессии, формирует антисоциальную (а нередко - преступную) направленность в поведении. В связи с чем, необходимо обеспечить исключение однобокости в учебно-воспитательном процессе путем гармоничного нравственного, правового, патриотического и даже идеологического воспитания молодых граждан страны [25, с. 199].
Особое значение в решении указанных проблем, необходимо уделять роли преподавателя как лидера, имеющего несомненный авторитет у обучающихся, и на своем примере показывающего важность и значимость образования, воспитания и дисциплины. «Педагогические приемы и методы, применяемые в отношении современной нам молодежи, должны быть строго отобраны и дифференцированы, в их общем массиве гораздо большее место следует отводить индивидуальным и личностно-ориентированным методам воздействия на сознание и мышление» [25, с. 199]. Среди таких методов особую актуальность сегодня приобретают привлечение учащихся к участию в проводимых конференциях, семинарах и круглых столах, проведение мастер-классов представителями различных органов государственной власти и управления, привлечение к работе в юридических клиниках, действующих при образовательном учреждении [34] и ряд других.
Предложенные меры смогут способствовать формированию у современной молодежи неприятия коррупционных практик, отчетливого понимания реального вреда для общества и безопасности государства, который наносит коррупция.
Согласимся, что «современной молодежи необходима прививка чести, достоинства и упорства, не позволяющая соглашаться с нарушениями закона в различных сферах общественной и государственной жизни, игнорировать общечеловеческие принципы и нормы морали» [36, с. 13].
Исходя из изложенного, к вопросу борьбы с коррупционными проявлениями в обществе необходимо подходить многоаспектно. К уже существующим элементам антикоррупционной политики (антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, налоговое администрирование, борьба с подкупом в частной сфере и др.) необходимо добавить работу с молодежью, в первую очередь, по направлению антикоррупционного образования.
Отметим, что определенные направления в решении рассматриваемой проблемы уже имеются: принят ряд нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции, создается механизм реализации Национального плана противодействия коррупции, в том числе посредством антикоррупционного образования, создания единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, мониторинга и оценки эффективности правоприменительной практики. Препятствие их эффективного развития может послужить затянувшийся экономический кризис и нестабильная политическая обстановка, но все же следует отметить, что Россия находится в начале долгого пути по искоренению такого негативного и деструктивного явления, как коррупция.
Изложенное позволяет сделать вывод, что антикоррупционное образование обучающихся как деятельность институтов государства и гражданского общества должно быть основано на четкой программе и принципах, с применением эффективных методов убеждения и принуждения. Разработать такую методическую базу возможно путем внесения изменения и дополнений в соответствующие ФГОС.
Проведенный правовой анализ показал, что в целом, ФГОСы уделяют не существенное значение антикоррупционному поведению; хотелось бы обратить внимание, что все специалисты в области юриспруденции и экономики и управления должны обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками, а также реализовывать общекультурные и профессиональные компетенции, которые нацелены на выявление, предупреждение и пресечение коррупционных проявлений в обществе.
В рамках системы высшего образования, помимо различного рода факультативных занятий и спецсеминаров по антикоррупционной тематике, должны быть (в обязательном порядке) предусмотрены специальные дисциплины, посвященные отдельным аспектам коррупционных проявлений. В первую очередь, это необходимо при обучении юристов, управленцев (государственное и муниципальное управление) и экономистов. Такими дисциплинами могли бы быть «Правовые основы противодействия коррупции», «Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Расследование должностных и коррупционных преступлений», «Криминологическая характеристика коррупционных преступлений», «Антикоррупционное право» и др.
Например, в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) реализуется магистерская программа «Правовая лингвистика» по направлению 030900.68 «Юриспруденция». Одним из направлений обучения по указанной программе является подготовка экспертов по производству антикоррупционной юридико-лингвистической экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В рамках таких дисциплин, как «Юридико-лингвистическая неопределенность в структуре антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта и проекта нормативного правового акта», «Юридико-лингвистическая экспертиза коррупциогенных текстов», студенты усваивают понятия коррупциогенного фактора, особенности методики производства антикоррупционных юридико-лингвистических экспертиз, ее место в системе классификации судебных экспертиз и др. [24, с. 17].
Кроме того, в рамках учебного процесса необходимо, в рамках семинарских занятий, организовывать встречи обучающихся с представителями учреждений и организаций, занимающихся борьбой с коррупцией; привлекать обучающихся к участию в социологических исследованиях по вопросам коррупции, написанию докладов, рефератов, а также выпускных квалификационных работ [20; 27, с. 65].
Опыт автора данной статьи в преподавании дисциплин «Повышение уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения» и «Правовые основы антикоррупционной деятельности в России» в вузах г. Мурманска, убеждает в том, что для успешного познания обучающимися специфики правоотношений в сфере противодействия коррупции необходима опора на ранее полученные знания из области теории и истории государства и права, административного, гражданского, уголовного, международного права, законодательной техники, а также и других учебных дисциплин.
Междисциплинарный подход в антикоррупционном образовании обусловлен особенностями объекта изучения – коррупции, в ее самых разнообразных проявлениях (преступлениях, гражданско-правовых деликтах, дисциплинарных проступках, административных правонарушениях и др.) и адекватных им правовых мерах воздействия на них.
Следует также иметь в виду, что сложность антикоррупционного учебного курса, как и выявления практически ценных закономерностей в области противодействия коррупции на современном этапе опосредована относительной новизной законодательства о противодействии коррупции и особенностями тех его норм, которые имплементированы из международных антикоррупционных конвенций и не нашли еще массовой практики правоприменения, а также необходимостью учета регионального законодательства при решении вопросов профилактики и предупреждения коррупции.
Для формирования системы антикоррупционного образования, в первую очередь, у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» и по смежным с ним специальностям и направлениям подготовки) помимо указанного выше необходимо в образовательном процессе обучить способам проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых документов; привлекать к проведению в антикоррупционной экспертизе региональных (муниципальных) и локальных нормативных правовых актов; организовать прохождение всех видов учебных практик в учреждениях и организациях, занимающихся противодействием коррупции.
Для осуществления антикоррупционного образования, в рамках внеучебной деятельности целесообразно: информировать обучающихся и их родителей о невозможности использования коррупционных схем для решения проблем, возникающих в рамках учебного процесса; совершенствовать технологии контроля качества процесса обучения с помощью использования информационных технологий; информировать обучающихся о способах подачи обращений в связи с возникновением коррупционных ситуаций.
Кроме того, необходимо привлекать студентов к научной деятельности по антикоррупционной тематике (конкурсы соответствующей тематики проводятся Министерством юстиции Мурманской области, прокуратурой Мурманской области, Министерством внутренних дел Мурманской области и др.). В Мурманской области осуществляется систематическое информирование студентов-юристов о мероприятиях, связанных с противодействием коррупции, юридической ответственности за совершение коррупционных действий, о разрушительных последствиях коррупции для профессиональной карьеры конкретных лиц, значительную роль здесь играют политические партии, в первую очередь «Единая Россия» [31].
В целом антикоррупционное образование - один из важнейших элементов всей антикоррупционной государственной стратегии России. Информированные и подготовленные граждане, неравнодушные к коррупционным проявлениям, способны их предупреждать и предотвращать эффективнее, чем любое антикоррупционное законодательство. Абсолютное неприятие коррупции, являющееся одной из главных задач антикоррупционного образования, играет роль в принятии решений - то есть, на этическом, ценностном уровне, исходя из которого гражданин делает свой выбор в противоречивых ситуациях. Такие образовательные методики воспитывают определенную культуру - культуру участия, сознательности и противодействия коррупции [30].
С целью создания действенного и эффективного механизма противодействия коррупции необходимо не только пресечение существующих проявлений, но и внедрение профилактических мер. Таким образом, одним из важнейших средств предупреждения и пресечения коррупции является антикоррупционное образование.
Базовыми знаниями в области противодействия коррупции должны владеть все граждане, а не только юристы, экономисты и управленцы. Это позволит, на наш взгляд, обеспечить рост правосознания в обществе, будет способствовать развитию демократических институтов общества, снижению уровня коррупции и последующих благоприятных изменений в различных сферах жизни нашей страны. Решению этой сложной задачи позволит внедрение на всех уровнях образования единой системы антикоррупционного образования.
Важную роль в развитие указанных положений, сыграет реализация положений Указа Президента РФ от 11.04.2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» [3], в части обеспечения разработки и внедрении в образовательных организациях учебного цикла на тему «Противодействие коррупции» в структуре основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (п. «е» Указа).
В заключение необходимо отметить, что повышение эффективности образовательного процесса подготовки студентов посредством внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий, направленных, прежде всего, на реализацию идей личностно-ориентированного образования, приводит в конечном итоге к достижению поставленной общей цели - повышению качества правового образования будущих специалистов и формированию у них антикоррупционного мировоззрения.
С учетом вышеизложенного целесообразно:
1. Активизировать работу вузов по внедрению в рамках ФГОС высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление» магистерской программы «Антикоррупционная деятельность».
2. В действующих ФГОС:
- расширить перечень дисциплин антикоррупционной тематики, а также увеличить (или включить) в учебных планах объем часов, выделяемых для изучения курсов антикоррупционной направленности;
- включить в число обязательных дисциплин, изучаемых студентами независимо от специальности и форм обучения, курс «Правовые основы противодействия коррупции».
3. Обеспечить разработку ФГОС высшего образования в области юриспруденции, направленных на повышение качества преподавания базовых юридических дисциплин, формирование у преподавательского состава стимулов к качественному обучению, ликвидацию предпосылок коррупции в образовательном процессе, увеличение сроков практической подготовки обучающихся, воспитание у обучающихся уважительного отношения к праву и закону. В частности:
3.1. В связи с тем, что на наш взгляд, недостаточное внимание уделено антикоррупционному поведению в ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)», утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 04.05.2010 г. № 464 [19], полагаем необходимым внести изменения в части включения в в него положений, касающихся области профессиональной деятельности бакалавра (в пункт 4.2. Приказа) по направлению подготовки 030900 Юриспруденция следующих положений «объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, а также противодействия коррупции».
3.2. Соответствующие изменения необходимо внести в пункт 4.2. ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» [18]. Предлагаем следующую формулировку данного пункта «Объектами профессиональной деятельности магистров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, а также противодействия коррупции».
3.3. Следует добавить, наряду к имеющимся, общекультурные компетенции, связанные с:
- способностью соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК-14 в ФГОС бакалавриат «Юриспруденция»; ОК-6 в ФГОС магистратура «Юриспруденция»);
- способностью выявлять и устранять причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям в коллективе (ПК-20 в ФГОС бакалавриат «Юриспруденция»; ПК-16 в ФГОС магистратура «Юриспруденция»).
3.4. В указанные ФГОС необходимо добавить соответствующие знания, умения и навыки («владения»):
- уметь: давать нравственную оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики; противодействовать коррупционным проявлениям; противодействовать коррупционным проявлениям;
- знать: сущность и содержание коррупции как социально-правового явления; детерминанты коррупции, особенности их проявления в механизме преступного поведения; правовые, организационные и тактические средства предупреждения коррупции; основные направления профилактики коррупционного поведения;
- владеть: навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям.
При подготовке ФГОС-3+ необходимо принять во внимание учет антикоррупционной составляющей, в части изменений и дополнений, предложенных выше.
4. Необходимо стремиться к исполнению положений Указа Президента РФ от 26.05.2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» [5] по обеспечению разработки и общественного обсуждения федеральных государственных стандартов высшего образования по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция», предусматривающих увеличение объема практической части основной образовательной программы высшего образования, формирование у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону.
5. Важную роль может сыграть организация акций антикоррупционной направленности, например, таких, как «Юристы против коррупции», и привлечение к активному участию в них максимально возможного числа обучающихся. В ходе проведения таких акций студенты под управлением модераторов могли бы обмениваться представлениями о причинах и характере коррупции, наиболее распространенных ее формах, разрушительных последствиях коррупции для правоохранительных органов, средствах противодействия коррупционным проявлениям, неотвратимости ответственности за совершение коррупционных действий и т.п.
6. Развертывание доступных на уровне вуза или юридического факультета форм пропаганды действий антикоррупционной направленности. В рамках этого направления могли бы создаваться специальные рубрики в газетах и других средствах массовой информации, в том числе и вузовских, изготавливаться и распространяться листовки с призывами антикоррупционной направленности, создаваться и распространяться на электронных носителях видеоролики о борьбе с коррупцией.
7. Действенной формой пропаганды могло бы стать формирование специального антикоррупционного сайта, где обучающиеся получали бы информацию о действующем законодательстве по борьбе с коррупцией, о проводимых в вузе мероприятиях по антикоррупционному воспитанию. В рамках этого сайта студенты могли бы обмениваться мнениями о состоянии коррупции и эффективности антикоррупционных действий.