COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONCEPTS OF "TAX BURDEN" AND "MANDATORY SPENDING"
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article describes and analyzes the existing concepts and techniques of cost accounting and the tax burden, as well as a new classification criterion costs. A comparative analysis of mandatory spending and highlighted the similarities and differences between these categories. In the course of the study it was concluded that the concept of "mandatory spending" will help to balance the interests of business and government.

Keywords:
mandatory costs, tax burden, classification of expenditure, balance the interests of the state and enterprises.
Text

Понятие «расходы» является одним из важнейших понятий в экономике на микро- и на макроуровнях. Учет и контроль расходов - это неотъемлемая часть оперативного и управленческого учета в любом бизнесе. Грамотный учет и контроль расходов имеет большое значение для наиболее эффективного управления как на уровне предприятия, так и экономикой в более широких масштабах, вплоть до мирового уровня.

В соответствии с ПБУ 10/99 под расходами понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств или иного имущества или возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации [10].

Существует несколько видов классификации расходов, выделенных на основе различных классификационных признаков: по учетному принципу, однородности элементов, отношению к объему производства, способу отнесения на себестоимость, направлениям деятельности предприятия, статьям калькуляции, экономической роли в процессе производства, периодичности возникновения, составу и участию в процессе производства.

Схематично существующие классификации расходов представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Существующая классификация расходов

Помимо рассмотренных существующих классификаций, мы можем выделить классификацию расходов по степени неизбежности (обязательности) их осуществления для предприятия или по степени зависимости их от деятельности предприятия. В рамках данного классификационного признака целесообразно выделить расходы, осуществляемые по усмотрению предприятия (зависимые от деятельности предприятия) и обязательные расходы (независимые, неизбежные).

В процессе своей хозяйственной деятельности предприятие осуществляет необязательные расходы. Примерами таких расходов являются расходы по закупке материалов, выплате заработной платы работникам, по аренде помещений, по уплате процентов по кредитам, по оплате тепло- и электроэнергии, по штрафам, пеням, неустойкам. Необязательные расходы занимают наибольшую долю в их общей структуре. Данные расходы необязательны, т.е. их можно избежать, они осуществляются по усмотрению предприятия, связаны с получением прибыли и определяют себестоимость продукции.

Помимо расходов, осуществляемых по инициативе предприятия, существуют обязательные расходы. Они регламентируются законодательством, закреплены в различных нормативных документах, их осуществление неизбежно и не зависит от воли предприятия. Примерами обязательных расходов являются уплачиваемые налоги, пошлины, расходы на ведение бухгалтерского и кассового учета, расходы на проведение аудиторских проверок. В отличие от необязательных обязательные расходы не связаны с получением прибыли, а необходимость их осуществления законодательно закреплена в нормативных документах.

Для определения суммы налогов, пошлин, расходов на страхование, подлежащей уплате в бюджет, применяется термин «налоговая нагрузка», а термина, который отражал бы величину обязательных расходов на предприятии, не существует.

ФНС определяет налоговую нагрузку как налоговое бремя, наложенное на организацию. Иными словами, это сумма налогов и взносов в государственную казну, которую организация должна заплатить.

Налоговые органы рассчитывают налоговую нагрузку по следующей формуле:

, (1)

где НН - налоговая нагрузка; Н - сумма уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов; В - оборот (выручка) организации, по данным Федеральной службы государственной статистики [7].

Помимо данной методики, существуют другие методики расчета налоговой нагрузки, разработанные Е.А. Кировой, М.И. Литвиным, В.М. Орловой, А.Н. Кадушкиным, Н.А. Михайловой.

Далее проведем сравнение налоговой нагрузки и обязательных расходов, которое позволит выявить наличие общих элементов у данных понятий, и оформим данное сравнение в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение налоговой нагрузки и обязательных расходов

  Налоговая нагрузка Обязательные расходы
Определение Сумма налогов и взносов, которую предприятие должно заплатить в государственную казну Сумма расходов, которую предприятие обязано заплатить в соответствии с требованиями нормативных актов
Формула расчета Налоговая нагрузка = Сумма налогов, уплаченных по данным отчетности в течение года x 100% : Сумма бухгалтерской выручки за год без НДС и акцизов Обязательные расходы = сумма налогов, пошлин, расходов на страхование и других расходов, необходимых в соответствии с требованиями нормативных актов
Нормативное регулирование Налоговый кодекс РФ алоговый кодекс РФ, федеральные законы, письма Минфина России
Обязательность Обязательны к исполнению
Значение для предприятия Негативное
Значение для государства Положительное

Понятия «обязательные расходы» и «налоговая нагрузка» объединяет то, что они обязательны для исполнения и регулируются нормативными документами. Оба понятия оказывают нагрузку на предприятие в виде расходов, которые оно обязано понести, вследствие чего происходит уменьшение экономических выгод. Однако обязательные расходы и налоговая нагрузка имеют положительное значение для государства, так как в их структуре содержится величина уплачиваемых налогов, которые являются источником дохода бюджетов соответствующих уровней.

Из таблицы 1 видно, что у данных понятий существуют общие черты, однако понятие «обязательные расходы» шире, чем понятие «налоговая нагрузка», так как, помимо налогов, составляющих налоговую нагрузку, в обязательные расходы входят и другие статьи расходов. Соответственно, суммарная величина обязательных расходов будет превышать количественное значение налоговой нагрузки.

На примере промышленного предприятия рассмотрим значение налоговой нагрузки и обязательных расходов, отраженных в таблице 2.

Таблица 2

Величина и структура налоговой нагрузки и обязательных расходов на промышленном предприятии

Налоговая нагрузка Обязательные расходы
Вид расхода Сумма Вид расхода Сумма
НДС 1 074 000 НДС 1 074 000
Налог на прибыль 232 000 Налог на прибыль 232 000
НДФЛ 7 157 100 НДФЛ 7 157 100
Транспортный налог 426 300 Транспортный налог 426 300
Налог на имущество 206 700 Налог на имущество 206 700
Государственные пошлины 23 500 Государственные пошлины 23 500
Страхование 21 300 Страхование 21 300
    Ведение кассового учета 43 235
Ведение бухгалтерского учета 46 280
Проведение аудита 33 500
Ведение расчетного счета 16 890
Ведение архива 28500
Итого 9140900 Итого 9309305

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, для принятия важнейших экономических решений применение такого понятия, как «налоговая нагрузка» будет не совсем корректно, поскольку оно не отражает полный перечень принудительных расходов, которые организация обязана понести. Поэтому для принятия управленческих решений и решения конкретных социально-экономических задач более целесообразно применять выделенное нами понятие «обязательные расходы».

Для определения величины обязательных расходов на предприятии мы предлагаем использовать следующую расчетную формулу:

ОР=Н+П+С+(КУ+БУ+А+РС+Ар...), (2)

где ОР - величина обязательных расходов; Н - сумма уплачиваемых налогов; П - сумма уплачиваемых государственных пошлин; С - величина расходов на страхование; КУ - величина расходов, связанных с ведением кассового учета на предприятии; БУ - величина расходов, связанных с ведением бухгалтерского учета на предприятии; А - расходы, связанные с проведением аудиторских проверок на предприятии; РС - величина расходов, связанных с открытием расчетного счета предприятия в банке; Ар - величина расходов, связанных с ведением архива.

Таким образом, предложенное нами понятие «обязательные расходы» имеет практическое значение. Данное понятие будет целесообразно применять для определения реальной нагрузки на предприятие, выраженной суммой расходов, которые предприятие обязано осуществлять в ходе хозяйственной деятельности в соответствии с различными нормативными актами. Расчет показателя «обязательные расходы» поможет в полном объеме отразить бремя, наложенное на предприятие, и тем самым обеспечит принятие более эффективных управленческих решений и поможет в решении различных социально-экономических задач как на уровне предприятия, так и в масштабах страны. Понятие «обязательные расходы» имеет большое значение, поскольку оно поможет адекватно оценить действующую систему налогообложения, систему законодательства, состояние экономики и может послужить одним из оснований для принятия важнейших управленческих решений в масштабах страны, регионов и конкретных предприятий.

Низкое значение показателя «обязательные расходы» на предприятии может быть в случае открытия долгоокупаемых проектов, закрытия некоторых направлений бизнеса, снижения цен на продукцию или падения покупательского спроса, вследствие чего сокращается величина средств, уплачиваемых предприятием в бюджет государства. Напротив, слишком высокое значение данного показателя приведет к увеличению бремени расходов на предприятии и может послужить причиной сокрытия доходов и закрытия ряда предприятий. Однако чем больше величина обязательных расходов, тем больше доходная часть бюджета государства. Таким образом, необходимо достичь оптимального значения показателя «обязательные расходы», что поможет сбалансировать государственный бюджет и бремя расходов на предприятиях, тем самым создать благоприятные условия для деятельности предприятий и удовлетворить потребность государства в поступлениях в бюджет.

References

1. Aksenenko A.F. Upravlencheskiy uchet na promyshlennykh predpriyatiyakh v usloviyakh formirovaniya rynochnykh otnosheniy [Tekst] / A.F. Aksenenko, M.S. Bobizhonov, Zh.Zh. Parimbaev. - M.: OOO «Nonparel´», 1994.

2. Balabanov I.T. Finansovyy analiz i planirovanie khozyaystvuyushchego sub´´ekta [Tekst] / I.T. Balabanov. - 2-e izd., dop. - M.: Finansy i statistika, 2001. - 208 s.

3. Barngol´ts S.V. Ekonomicheskiy analiz khozyaystvennoy deyatel´nosti na sovremennom etape razvitiya: uchebnoe posobie [Tekst] / S.V. Barngol´ts. - M.: Finansy i statistika, 2007. - 368 s.

4. Vakhrushina M.A. Upravlencheskiy analiz [Tekst] / M.A. Vakhrushina. - M.: OMEGA-L, 2004. - 432s.

5. Dadashev A.Z. Nalogovoe planirovanie v organizatsii [Tekst]: uchebno-prakticheskoe posobie / A.Z. Dadashev, L.S. Kirina. - M.: Knizhnyy mir, 2004. - 168s.

6. Kerimov V.E. Teoriya i praktika organizatsii upravlencheskogo ucheta na proizvodstvennykh predpriyatiyakh [Tekst]: nauchnoe izdanie / V.E. Kerimov. - M.: IVTs Marketing, 2001. - 346 s.

7. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast´ vtoraya) ot 05.08.2000 № 117-FZ (prinyat GD FS RF 19.07.2000) (red. ot 22.07.2005) (s izm. i dop., vstupayushchimi v silu s 01.01.2006). SPS «Konsul´tantPlyus». VersiyaProf [Elektronnyy resurs] [M., 2005].

8. Ofitsial´nyy sayt Federal´noy Nalogovoy Sluzhby Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] / URL: https://www.nalog.ru

9. Pankov D.A. Bukhgalterskiy uchet i analiz [Tekst]: uchebnoe posobie / D.A. Pankov. - M.: Novoe izdanie, 2005. - 280 s.

10. Pashigoreva G.I. Sistemy upravlencheskogo ucheta i analiza [Tekst] / G.I. Pashigoreva, O.S. Savchenko. - SPb.: Piter, 2003. - 176 s.

11. Polozhenie po bukhgalterskomu uchetu «Raskhody organizatsii» PBU 10/99: utverzhdeno prikazom Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii ot 6 maya 1999 g. № 33n. Rossiyskaya gazeta. - 1999. - 12 iyulya.

12. Popova L.V. Nalogovyy uchet [Tekst]: konspekt lektsiy / L.V. Popova, T.A. Golovina, E.L. Malkina. - Orel: OrelGTU, 2006. - 247 s.

13. Sovremennyy upravlencheskiy analiz: teoriya i praktika kontrollinga [Tekst] / L.V Popova, I.A. Maslova, T.A. Golovina. - M.: Delo i servis, 2006.

14. Titov A.I. Kompleksnyy analiz ekonomicheskoy deyatel´nosti [Tekst]: uchebnoe posobie / A.I. Titov. - M.: FOTON, 2007. - 256 s.

15. Sheremeta A.D. Upravlencheskiy uchet [Tekst]: uchebnoe posobie / A.D. Sheremet. - M.: IDFBK-PRESS, 1999. - 220 s.

16. Fatkhutdinov R.A. Upravlencheskie resheniya: uchebnik / R.A. Fatkhutdinov. - M.: INFRA-M, 2001. - 312 s.

17. Federal´nyy zakon ot 21.11.1996 № 129-FZ «O bukhgalterskom uchete». SPS «Konsul´tnt-Plyus».

18. Khorngren Ch.E. Bukhgalterskiy uchet: upravlencheskiy aspekt [Tekst] / Ch.E. Khorngren, Dzh. Foster. - M.: Finansy i statistika, 1995.

19. Chernov V.A. Upravlencheskiy uchet i analiz kommercheskoy deyatel´nosti [Tekst] / V.A. Chernov; pod red. M.I. Bakanova. - M.: Finansy i statistika, 2001. - 320 s.

20. Chernov V.A. Upravlencheskiy uchet i analiz kommercheskoy deyatel´nosti [Tekst]: uchebnoe posobie / V.A. Chernov. - M.: Finansy i statistika, 2005. - 689 s.

Login or Create
* Forgot password?