ВЛИЯНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТОВ МАТЕМАТИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы прикладной направленности математики с точки зрения проведения тригонометрического анализа равнобедренных треугольников и правильных четырехугольных пирамид с применением разработанного автором программного обеспечения для персонального компьютера для развития практического мышления студентов вузов. Показано применение полученных математических и информационных составляющих к исследованию золотой пропорции и геометрических особенностей пирамид в Египте.

Ключевые слова:
практическое мышление; тригонометрический анализ; равнобедренные треугольники; правильные четырехугольные пирамиды; пирамиды в Египте; программное обеспечение.
Текст

В современной науке присутствует существенный недостаток проведенных научных исследований, посвященных формированию практического мышления студентов вузов при изучении ими различных дисциплин естественнонаучного цикла. Для формирования определенных компетенций студентов в ракурсе получаемого высшего образования является необходимым наличие у них навыков решения профессионально-ориентированных задач, которые в совокупности формируют определенный уровень практического мышления.

Согласно Б.М. Теплову [1], практическое мышление ориентировано на решение конкретных практических задач. Практическое мышление строится на основе суждений и умозаключений, используемых при решении практических задач, что определяет основную цель мышления, которая заключается в разработке средств практического преобразования действительности (постановка цели, создание плана, проекта, схемы).

Практическое мышление направлено на решение специфических практических проблем и задач, которые могут возникать в специальных видах профессиональной деятельности или в повседневной жизни. Особенность практических задач состоит в их частном характере и ограниченности требованиями конкретной ситуации. Практические задачи необходимо решать в обозримом отрезке времени — пока существуют условия и обстоятельства, вызвавшие эти задачи.

Практическое мышление подразумевает пошаговое решение соответствующих задач с применением наглядных моделей и алгоритмов. Очевидно, что решение практических задач естественнонаучного цикла связано с реализацией вычислительных операций и их наглядного представления, т.е. при использовании комбинированных знаний из алгебры, геометрии и тригонометрии.

В рамках школьного курса элементарной геометрии математические свойства равнобедренных треугольников и правильных четырехугольных пирамид рассматриваются только с точки зрения сформулированных нескольких определений, свойств и ряда доказываемых теорем. Однако в курсе элементарной геометрии не освещаются вопросы широкого исследования указанных фигур в ракурсе анализа отношений между линейными и угловыми элементами, входящих в состав данных геометрических фигур, с использованием тригонометрических отношений, что отрицательно сказывается на формировании у учащихся практического мышления при изучении данного раздела геометрии, поскольку не показывается применение геометрических свойств равнобедренных треугольников в различных прикладных аспектах, например в строительстве и архитектуре.

Войти или Создать
* Забыли пароль?