УМЕНИЕ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ В ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ PISA
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается основная цель Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA – оценивание способности учащихся применять полученные знания на практике и решать проблемы в жизненных ситуациях. Ожидаемые результаты реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. предполагают улучшение показателей российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования. Это может быть достигнуто путем внедрения в учебные планы метода проблемно-ориентированного обучения, суть которого заключается в использовании в процессе обучения заданий, предполагающих решение проблем. Также в статье рассматривается сущность понятия «проблема» как в общем смысле, так и в рамках тестирования PISA.

Ключевые слова:
международное сравнительное исследование, оценивание учебных достижений, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), проблема, метод проблемно-ориентированное обучения.
Текст

Что есть жизнь, как не постоянное преодоление проблемных ситуаций?
Р. Декарт

В романе Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» главный герой попадает на необитаемый остров. Сначала он должен раздобыть еду. С целью решения этой проблемы он занимается сельским хозяйством и скотоводством. Затем он должен решить свою основную проблему – построить лодку без инструментов, из ствола большого дерева. Он сталкивается с проблемами, которые требуют от него определенных действий. 

Проблемы – это ситуации без очевидного решения. Решение проблем требует критического мышления и обучения в действии и предполагает обращение к интуиции, обычно на основе догадок и чувств, экспериментального взаимодействия с окружающей средой с целью прояснения природы проблемы и ее потенциальных решений. Человек, решающий проблему, может узнать больше о сущности проблемы и ее эффективных стратегиях, изменить направление данных стратегий и начать очередной тур экспериментальных взаимодействий с окружающей средой.

Первая стратегия Робинзона Крузо — выбраться с острова на лодке — не увенчалась успехом. Все мысли героя были сосредоточены только на том, как выбраться с острова именно на лодке. Других вариантов спасения он не рассматривал. Мы, как и Робинзон Крузо, каждый день сталкиваемся с проблемами, которые требуют решения, например: У вас сломался мобильный телефон. Как сообщить друзьям, что вы опаздываете на встречу? Вы не знаете местного языка страны, в которую планируете поехать. В той стране говорят только на местном языке. Каким образом вы будете общаться с местными жителями, например, чтобы спросить дорогу в интересующее вас место?

Список литературы

1. Аристотель. Топика. Сочинения: В 4 т. Т. 2. М., 1978.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. М., 2012. URL: http://nios.ru/files/razvitie.pdf

3. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем. М.: Генезис, 2006.

4. Barrows H.S. Problem-based Learning: An approach to medical education. Springer series on Medical Education. NY, 1980.

5. Mayer R.E. Cognitive, metacognitive, and motivational aspects of problem solving // Instructional Science. 1998. V. 26. Р. 49-63.

6. Skills Outlook 2013: First Results from the Survey of Adult Skills, OECD Publishing, 2013. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264204256-en

7. PISA 2012 Results: Creative problem solving. Students´ skills in tackling real-life problems, Vol. 5. OECD, 2014. URL: http://www.oecd.org/pisa/keyfindings/PISA-2012-results-volume-V.pdf

8. PISA 2012 Results in Focus. What 15-year-olds know and what they can do with what they know. Programme of International Student Assessment. OECD, 2014. URL: http://www.oecd.org/pisa/keyfindings/pisa-2012-results-overview.pdf

Войти или Создать
* Забыли пароль?