КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПЯТИ-ШЕСТИ ЛЕТ ОСВОИТЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обсуждается значение формирования пространственных представлений как существенного компонента готовности ребенка к школе. Раскрываются методики, которые целесообразно использовать в дошкольном учреждении и в семье для формирования у детей умений ориентироваться в пространстве, а также соответствующий словарь пространственных понятий и терминов.

Ключевые слова:
готовность к школе, пространственные представления, умение ориентироваться в пространстве, термины.
Текст

У детей, готовящихся к поступлению в школу, необходимо формировать готовность к принятию различных математических представлений. Важным в этом отношении следует считать ориентацию в пространстве:

  • умение определять местоположение предметов на плоскости;
  • знание слов, обозначающих местоположение предметов, и правильное понимание их значений.

Это особенно важно потому, что пространственные представления используются практически на каждом уроке. Так, учитель пользуется пространственными понятиями и терминами при объяснении, где находится задание в учебнике, как правильно написать цифру (букву), как ориентироваться на тетрадном листе, на строке, в клетке и т.п. Готовность к школе предполагает умение ребенка ориентироваться относительно расположения частей собственного тела, в окружающем пространстве, сравнивать пространственные отношения предметов и определять их расположение по отношению друг к другу.

Раскроем методику, которую можно использовать как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях.

МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Взрослые, конечно, замечали, что дети дошкольного возраста часто путают понятия: слева — справа, за — перед и др. Это легко исправить, если в повседневных ситуациях как можно чаще обращать внимание детей на пространственные обозначения:

  • Возьми машинку, она стоит слева от автобуса.
  • Принеси мне, пожалуйста, книгу, которая стоит на верхней полке.
  • Положи вилку слева от тарелки, а нож — справа.
  • Встаньте так, чтобы все мальчики стояли за девочками.

Таким образом, дети будут усваивать взаимное расположение предметов и фигур, обозначать пространственные представления соответствующими словами-терминами: выше, ниже, рядом, между, влево, вправо, вверх, вниз, внутри, вовне. Такой подход отражает особенности методики формирования пространственных представлений — целесообразное использование ситуаций, которые возникают в повседневной жизни ребенка.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964. - 304 с.

2. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. - М.: ЭКСМО, 2009. - 176 с.

3. Еливанова М.А. Освоение детьми пространственных отношений и средств их языкового выражения. - СПб.: Златоуст, 2006. - 94 с.

4. Кочурова Е.Э. Я учусь считать. 1 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 80 с.

5. Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Готовимся к школе: пособие для будущих первоклассников. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 64 с.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. -208 с.

7. Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: метод. пособие и комплект демонстрационных материалов. - М.: АРКТИ, 2003.

Войти или Создать
* Забыли пароль?