Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается модальная версия устрой- ства сознания, предполагающая трактовку всех его функций и элементов как модусов, т.е. проекций одной способности или сущности. В качестве подтверждающего данную версию факта анализируются проявления синестезии, или межмодальной трансляции. Синестезия трактуется как явление, указывающее на первичную домодальную матрицу восприятия или амодальной семантический код, не дифференцированный на слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную и другие модальности.

Ключевые слова:
сознание, модус, синестезия, модальность восприятия, амодальный семантический код.
Текст

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Красноярского краевого фонда поддержки научной и  научно-технической деятельности в рамках проекта проведения научных исследований «Теория модальности: модальный анализ сознания», проект № 13-13-24003.

Синестезия или межмодальная трансляция — интереснейший феномен восприятия, позволяющий не только продемонстрировать специфику модального анализа сознания, но и выстроить гипотезу организации последнего. Попытки объяснить устройство сознания имеют давнюю историю как в философской, так и в психологической традиции. Существенное место в этом дискурсе занимает гипотеза «отсутствующей причины», согласно которой все формы активности сознания есть реализация одного принципа или сущности — это и есть само сознание. Драматичность поисков «сознания как такового» связана с тем, что носитель сознания и его исследователь не имеют доступа к искомой «сердцевине», поскольку она существует только в форме своих проекций. Сознание присутствует в каждом нашем образе восприятия; оно мгновенно приводит в связь наши ощущения, мысли, связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он при этом почувствовал, подумал, пережил. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне ее оно не существует [1, с. 317]. Эта причина сознания, фундирующая его модусы или формы реализации (язык, психику, логику, сенсорику, символизацию), есть искомый многими учеными «чистый разум» или «амодальный смысл» (см. работы Г. Ханта, А. Марсела, В.П. Зинченко, А.Ю. Агафонова и др.).

В данной статье мы предлагаем рассмотреть модальную версию устройства сознания, или его «модусную» модель; речь идет об интерпретации сознания как модального объекта. Модальные объекты специфичны своей организацией: их субстанция, т.е. их «что» существует только в форме своих модусов или проекций. К такого рода объектам в различных философских учениях относят бытие в целом или человека в единстве его составляющих, а так же единство (тождество) человека и бытия. Подобное понимание организации сущего в различных вариациях представлено в учениях адвайта-веданты, даосизма, буддизма, онтологиях Спинозы, Шеллинга, Соловьева, Хайдеггера, оно типично в целом для религиозных и экзистенциальных концепций [2, с. 86—87]. Явление синестезии  станет для нас эмпирическим материалом — его анализ прояснит предпосылки построения «модусной» модели сознания.

Список литературы

1. В чем трудности решения философской проблемы сознания? // Основы философии в вопросах и ответах / под ред. Е.Е. Несмеянова. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2002. - С. 317-321.

2. Медова А.А. Учение Соловьева как образец модальной онтологии // Соловьевские исследования. - Вып. 2 (30) 2011. - Иваново: Изд-во ИГЭУ. - С. 86-96.

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002.

4. Лупенко Е.А. Психологическая природа интермодальной общности ощущений: автореф.: дис. … канд. психол. наук: защищена 20.11.2008. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2008.

5. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

6. Marcel A. Phenomenal experience and functionalism // A. Marcel and E. Bisiach (eds.) Consciousness in contemporary society. - Oxford: Clarendon Press, 1988. - Р. 121-158.

7. Медова А.А. Понимание сознания в модальном ключе // Вестник Томского государственного университета. - № 335. - С. 38-44.

8. Медова А.А. Модальная природа сознания: на примере концепций дзен и чань-буддизма // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 1 (107) - С. 16-22.

Войти или Создать
* Забыли пароль?