СОСТОЯНИЕ, ФОРМЫ И ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
С целью развития научных механизмов повышения качества образования на основе организации профессионального взаимодействия педагогов школ на рабочем месте проведено комплексное исследование существующего состояния, форм и тенденций профессионального взаимодействия педагогов на рабочем месте, а также комплексный анализ лучшего российского и зарубежного опыта в области профессионального взаимодействия педагогов на рабочем месте, деятельности команд учителей. По результатам анализа сделаны выводы об актуальности развития практик профессионального взаимодействия педагогов и моделей организации команд учителей в школах.

Ключевые слова:
профессиональное взаимодействие педагогов, педагогические команды, методические объединения, профессиональные педагогические сообщества, механизмы повышения качества образования.
Текст

Сложный процесс формирования новой стратегии отечественного образования в настоящее время нацелен, с одной стороны, на обеспечение конкурентоспособности в современном мире, с другой стороны, на сохранение и развитие традиционных преимуществ. Результаты международных исследований, проведенных в начале XXI в. (исследования фонда МакКинзи, ICILS, PISA, TALIS, TIMSS, Teachers Matter, PIRLS) свидетельствуют о том, что качество современного школьного образования находится в прямой зависимости от качества подготовки педагогов: «Единственный способ улучшить результаты учащихся состоит в том, чтобы улучшить качество преподавания» [1]. Соответственно, одним из условий повышения качества образования в школах является обеспечение профессионального роста учителя. И с этой целью важно включить учителя в систему непрерывного об-
разования, в том числе необходимо организовать осознание учителем профессиональных дефицитов, спрогнозировать его индивидуальную траекторию развития. Вполне очевидно, что в настоящее время необходимы новые формы, обеспечивающие профессионально-личностный рост учителя. В этой связи решающим фактором может стать не только качественное дополнительное профессиональное образование, но и различные формы профессионального взаимодействия педагогов, включающие непрерывное внутрикорпоративное обучение сотрудников в малых профессиональных группах (педагогических командах) в процессе совместного решения возникающих в работе проблем. Отечественные и зарубежные публикации последних лет на тему профессионального взаимодействия педагогов на рабочем месте немногочисленны и опираются, в первую очередь, на обоснование необходимости создания педагогических команд. Современные исследователи данной проблемы дают теоретический анализ сущности понятия «профессиональное взаимодействие», «педагогическая команда», «обучающаяся организация», определяют значение данных феноменов для практики отечественной и зарубежной школы, определяют общие и прикладные принципы организации и функционирования педагогических команд, их психологические характеристики. В 1990 г. П. Сендж ввел в теорию менеджмента новое понятие «обучающаяся организация» (Professional learning community), аргументировано доказывая, что она намного эффективней традиционной организации с жесткой вертикальной иерархической структурой, основной признак которой — непрерывное внутрикорпоративное обучение сотрудников в малых профессиональных группах (командах) в процессе совместного решения возникающих в работе проблем. Эта концепция довольно популярна в зарубежных педагогических исследованиях. Авторы считают, что, только изменив способ мышления и взаимодействия с другими людьми, возможно изменение политики и практики управления, возникновение новой способности — координации и нового взаимопонимания через изменения способа общения друг с другом.

Список литературы

1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира [Электронный ресурс] // McKinsey&Company. June 2007. Перевод публикуется в редакции «МакКинзи». URL: http:// ecsocman.hse.ru/data/2010/07/09/1215517076/1.pdf

2. DuFour Richard. What Is a Professional Learning Community? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ascd.org/publications/educationalleadership/may04/vol61/num08/What-Is-a-Professional-Learning-Community%C2%A2.aspx

3. Сендж П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. - М. : Олимп-Бизнес, 2003. - 384 с.

4. Скворцова В.С. Концепция обучающейся организации и ее применение в практике менеджмента [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 3. - Ч. 1. - URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/3844

Войти или Создать
* Забыли пароль?