ШКОЛА КОЛИЧЕСТВЕННОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕЕ ПОЛОЖЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены основные предпосылки формирования школы количественного подхода к управлению. Показана роль исследования операций в формировании базовых положений школы количественного подхода. Описано значение для развития менеджмента в рамках школы количественного подхода системотехники и высокоскоростных ЭВМ, позволивших моделировать возможные исходы при воздействии на управляемые системы. Продемонстрировано ключевое влияние кибернетики на формирование базовых положений школы количественного подхода к управлению. Показано значение постулатов кибернетического подхода к управлению для развития современного менеджмента.

Ключевые слова:
школа количественного подхода, управление, развитие, современный менеджмент.
Текст

Высокие темпы развития научно-технического прогресса после Второй мировой войны привели к кардинальному усложнению как самих управляемых систем (компаний и предприятий), так и к усложнению процессов управления этими системами.

Именно эти обстоятельства явились основной предпосылкой к формированию школы количественного подхода в управлении, которая развивается и в настоящее время.

Целью данных исследований являлось определение возможностей использования положений школы количественного подхода развития современного менеджмента.

При исследовании положений школы количественного подхода к управлению были учтены известные публикации, охватывающие эту тему Анискина Ю.П. [1], Басовского Л.Е. [2], Веснин В.Р. [3], Герчиковой И.Н. [4], Кравченко А.И. [5], Максименко Г.Б. [6], Мескона М., Альберта М., Хедоури Ф.[7], Разу М.Л. [8],Семенова А.К., Набокова В.И. [9], Тебекина А.В. [10] и др.

Представленное исследование является логическим продолжением исследования концепций и школ менеджмента, получивших отражение в работах [10-31].

Проведенные исследования показали, что индустриальное развитие в период после Второй мировой войны было связано со стремлением быстрого удовлетворения пирамиды запросов потребностей в товарах.

Крупные компании удовлетворяли потребности массового спроса, характеризующие основание пирамиды запросов потребностей в товарах.

Последующие «этажи» пирамиды запросов потребностей в товарах стали заполнять средние и малые предприятия, удовлетворяющие специфические потребности, формирующиеся на специфические потребности на рынках все убывающей емкости.

По мере насыщения рынка ключевыми факторами успеха становились: системность, динамичность, гибкость и адаптивность к требованиям окружающей среды.

Рост сложности и динамичности окружающей среды потребовал разработки новых технологий принятия решений в условиях неопределенности.

Усложнение процессов функционирования организаций в условиях насыщенного рынка привело к созданию в рамках школы количественного подхода технологий развития открытых систем.

Развитию школы количественного подхода к управлению способствовало бурное развитие в начале второй половине ХХ в. математических наук, прикладной статистики и информационных технологий.

Яркими представителями школы количественного подхода к управлению явились Р. Акофф, А.П. Анохин, Е. Арноф, Ч. Барнард, А.И. Берг, Л. Берталанфи, С. Бир, Н. Винер, Дж. Вудворд, В.М. Глушков, А. Гольдебергер, Н. Джорджеску-Реган, В.К. Дмитриев, В.В. Леонтьев, В.С. Немчинов, А. Гольдбергер, Л.В. Кантарович, Э. Квейд, Л. Клейн, А.Н. Колмогоров, Р. Люс, Р. Мак-Намара, Д. Марч, Дж. фон Нейман, В.В. Новожилов, С. Оптнер, Л. Райф, Г. Саймон, В.Трапезников, Г.А. Фельдман, Дж. Форрестер, Д.Экман, А.Энтховен и др.

Ученые, представляющие школу количественного подхода к управлению, активно внедряли в процесс управления научно-обоснованные математические, статистические, экономические и иные количественные модели.

Еще в период Второй мировой войны разработки в области управления на основе количественных моделей оформились в самостоятельную управленческую дисциплину – исследование операций.

Исследование операций (operations research – OR) – это дисциплина, занимающаяся разработкой и применением методов нахождения оптимальных решений на основе методов математического, статистического моделирования и различных эвристических модельных подходов, используемых в различных областях человеческой деятельности.

Основным толчком к развитию исследования операций, как к научно-практическому направлению, послужило осознание необходимости комплексного изучения и поиска общего рационального решения при управлении сложными процессами в масштабных системах с ясно выраженной целью, поскольку решения частных задачи при управлении таким системами во многих случаях не приводили к росту эффективности функционирования системы в целом.

После окончания Второй мировой войны, достижения теории исследования операций и количественных методов управления, блестяще зарекомендовавших себя при решении военных проблем, быстро распространились на все сферы социально-экономического развития общества.

Значительный скачек в развитии менеджмента в рамках школы количественного подхода произошел в 1960-е годы, когда широкое развитие получила системотехника и высокоскоростные (по тем временам) ЭВМ. Это развитие сопровождалось появлением большого количества прикладных программ, позволяющих решать сложные, громоздкие задачи системного анализа с использованием методов экономико-математического моделирования, в том числе на основе больших массивов статистических данных.

В качестве общей теоретической основы реализации положений научной школы количественного подхода к управлению выступает модель.

Модель (от лат. modulus – аналог, мера, образец) – это абстрактное представление реальности в какой-либо упрощенной форме (графической, дескриптивной, математической, символической, физической и т.д.), позволяющее изучить значимые аспекты этой реальности.

Основные этапы построения модели в интересах решения задач управления представлены на рис. 1.

Рис. 1. Основные этапы построения модели в интересах решения задач управления

 

Наиболее общий подход к рассмотрению управленческого процесса был сформирован Норбертом Винером в рамках науки «кибернетика», характеризующей общие закономерности получения, хранения, преобразования и передачи информации в сложных управляющих системах (машинах, живых организмах, обществе) [32], часто именуемой «всеобщей наукой управления».

В простейшем случае при реализации кибернетического подхода система управления рассматривается в виде контура управления (рис. 2).

Рис. 2. Рассмотрение системы управления в виде контура управления при реализации кибернетического подхода

 

Рассмотрение системы управления в виде контура управления при реализации кибернетического подхода базируется на следующих постулатах.

Во-первых, в основе осуществления процесса управления, для достижения которой субъект управления воздействует на объект управления.

Во-вторых, существует потенциальная возможность достижения поставленной цели субъектом управления за счет осуществления определенной деятельности объектом управления. При этом вмешательство субъекта управления в процесс функционирования объекта управления имеет смысл только в том случае, если в результате такого вмешательства можно ожидать повышения эффективности процесса достижения цели.

В-третьих, между субъектом управления и объектом управления существует связь, которая носит информационный характер и обеспечивает возможность субъекту управления воздействовать на поведение объекта управления. При этом особое внимание уделяется информационному характеру управляющей связи.

В-четвертых, управляемость объекта управления характеризуется его реакцией на управляющие сигналы, поступающие по каналу связи от субъекта управления, и изменяющие (либо не изменяющие) поведение объекта управления.

В-пятых, субъект управления располагает моделью, позволяющей прогнозировать поведение объекта управления в ответ на те или иные управляющие воздействия. Такой подход позволяет субъекту управления выбирать такие управляющие воздействия, которые наилучшим образом приводят к достижению целей деятельности, стоящим перед объектом управления.

В-шестых, для обеспечения эффективного управления между объектом и субъектом управления существует канал обратной связи, по которому передается информация о реальном поведении объекта при осуществлении управляющих воздействий.

Указанная обратная связь призвана компенсировать как возникающие отклонения в поведении управляемого объекта относительно модельного прогноза, так и возможные отклонения в поведении объекта управления от ожидаемого результата, связанные с влиянием внешних объективных воздействий и внутренних субъективных факторов, которые также могут моделироваться.

При этом обратная связь служит также источником информации, как для формирования, так и для совершенствования модели, которую использует управляющая система для воздействия на управляемую систему.

Таким образом, основными составляющими школы управления на основе количественного подхода применительно к развитию современного менеджмента являются:

– реализация эффективных процессов воздействия субъекта управления на объект управления, обусловленных ростом рыночной конкуренции в современных условиях;

– осуществление вмешательства субъекта управления в процесс функционирования объекта управления только в том случае, если в результате такого вмешательства можно ожидать повышение эффективности процесса достижения цели функционирования субъекта управления, что особенно важно в современных условиях на макроэкономическом уровне (управление на государственном уровне), мезоэкономическом уровне (управление на региональном уровне), а также на микроэкономическом уровне (управление на местном уровне);

–  существование между субъектом управления и объектом управления связи, которая носит информационный характер и обеспечивает возможность субъекту управления воздействовать на поведение объекта управления. Этот постулат школы количественного подхода к управлению получил особую актуальность в реализации концепции управления на основе информационных технологий [10, 11, 23, 27] в современный период (2010–2020-е годы), когда основное внимание уделяется информационному характеру управляющих связей. В этой связи обращает на себя внимание реализуемая сегодня программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [33], где под цифровой (электронной) экономикой понимается экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях;

– степень управляемости объекта управления (а значит и вероятность его сохранения в рыночных условиях) характеризуется его реакцией на управляющие сигналы, поступающие по каналу связи от субъекта управления;

– субъект управления сегодня практически обязан располагать моделью, позволяющей прогнозировать поведение объекта управления в ответ на те или иные управляющие воздействия. Такой подход принятого сегодня за норму многовариантного прогнозирования позволяет субъекту управления на практике выбирать такие управляющие воздействия, которые наилучшим образом приводят к достижению целей деятельности, стоящим перед объектом управления;

– именно существование канала обратной связи между объектом и субъектом управления в экономике (по аналогии с управлением наземным, воздушным, космическим, морским и т.п. транспортным средством) обеспечивает эффективное управление посредством передачи информации о реальном поведении объекта субъекту при осуществлении управляющих воздействий для принятия решения.

Следовательно, основные положения школы количественного подхода к управлению, сформировавшиеся в1950-е годы, нашли активное применение в развитии современного менеджмента.

Список литературы

1. Анискин Ю.П. Общий менеджмент: Учеб. по общей теории менеджмента. / Ю.П. Анискин. - М.: РМАТ, 2007. - 489 с.

2. Басовский Л.Е. Менеджмент: учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 216 с.

3. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. - 3-е изд. перераб. и доп. / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. - 512 с.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Юнити, 2004. - 455 с.

5. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебник/ А.И. Кравченко. - М.: Академический проект, Трикста, 2008. - 560 с.

6. Максименко Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие для студентов Вузов. - 2-е изд. / Г.Б. Максименко. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2008. - 364 с.

7. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1997. - 704.

8. Менеджмент/ по ред М.Л. Разу. - 2-е изд. М.: Кно Рус, 2008. - 472 с.

9. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. Учебник для Вузов. - 7-е издание/ А.К. Семенов, В.И. Набоков. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2008. - 576 с.

10. Тебекин А.В. Теория управления. Учебник - М.: Кнорус, 2017. - 342 с.

11. Тебекин А.В. Теория менеджмента. - М.: Кнорус, 2016. - 648 с.

12. Тебекин А.В. Эволюция концепций менеджмента организации. В сборнике: Актуальные проблемы развития экономики в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. -2018. - С. 423-429.

13. Тебекин А.В. Опыт школы поведенческих наук в свете современных проблем экономической и организационной психологии. В сборнике: Актуальные проблемы развития экономики в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. -2018. - С. 548-553.

14. Тебекин А.В., Тебекина А.А. Развитие концепций инновационного менеджмента. // Журнал исследований по управлению. - 2018. - Т. 4. - № 2. - С. 9-31.

15. Тебекин А.В. Роль школы научного менеджмента в развитии современного менеджмента. // Журнал исторических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 1. - С. 48-56.

16. Тебекин А.В. Формирование концепции управления (менеджмента) 2020-х годов. // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2018. - № 1 (30). - С. 64-68.

17. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. Влияние научной школы человеческих отношений на развитие современного менеджмента. // Журнал исследований по управлению. - 2018. - Т. 4. - № 5. - С. 1-8.

18. Тебекин А.В. Влияние мотивационных теорий "поля" на развитие современного менеджмента. // Журнал исследований по управлению. - 2018. - Т. 4. - № 6. - С. 1-15.

19. Тебекин А.В. Роль школы научного менеджмента в развитии современного менеджмента. //Журнал исторических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 1. - С. 48-56.

20. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. Роль школы поведенческих наук в развитии современного менеджмента. // Журнал исторических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 2. - С. 20-34.

21. Тебекин А.В. Теория управления. Учебник - М.: Кнорус, 2017. - 342 с.

22. Тебекин А.В. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента как науки управления. // Журнал исследований по управлению. - 2016. - Т. 2. - № 3.

23. Тебекин А.В. Менеджмент. Учебник / Москва, 2015. Сер. Бакалавриат.

24. Тебекин А.В., Денисова И.В. Объективные предпосылки возникновения и развития менеджмента как современной управленческой науки. В сборнике: Наука и практика: интеграция знаний материалы международной научно-практической конференции. НОУ ВО "Московский экономический институт". - 2015. - С. 85-91.

25. Тебекин А.В., Збировская Е.П. Исследование подходов к развитию мировой экономики сквозь призму национальных моделей менеджмента. // Транспортное дело России. - 2016. - № 1. - С. 53-55.

26. Тебекин А.В. Современный менеджмент: основные направления развития. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2015. - № 1.

27. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. Учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. Москва, 2014.

28. Тебекин А.В. Закономерности и тенденции развития предпринимательства во второй половине ХХ века. // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. - 2014. - № 3. - С. 105-117.

29. Тебекин А.В. Закономерности и тенденции развития предпринимательства в первой половине ХХ века. // Финансовая экономика. - 2014. - № 3. - С. 39-46.

30. Тебекин А.В. Закономерности и современные тенденции развития мирового хозяйства: прогнозы экономической активности и перспективы менеджмента. Инновации и инвестиции. - 2012. - № 3. - С. 156-159.

31. Тебекин А.В., Филатов А.А. Основы менеджмента организации. Москва, "Альфа", 2005.

32. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М.: Советское радио, 1968.

33. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации”. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

Войти или Создать
* Забыли пароль?