ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассмотрены особенности применения профессиональных стандартов и их польза от внедрения на практике. Определено, кто разрабатывает данные стандарты, и по каким должностям работодатели обязаны применить профстандарты.

Ключевые слова:
профессиональный стандарт, производительность труда, квалификация, HR-директор.
Текст

Появление профессиональных стандартов – это не новинка, придуманная именно в России, как многие считают, а сложившаяся мировая практика, берущая свое начало в Великобритании.

В России тема профстандартов возникла в 1997 г., когда этот термин был официально использован в Программе социальных реформ в Российской Федерации. Последующие десять лет менялись формулировки и раз за разом ставились руководством страны, но ощутимых действий по ее решению так и не было предпринято, пока в 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) не появилось Национальное агентство развития квалификаций. Именно это агентство в 2007 г. разработало первый макет профстандарта [4].

С 1 июля 2016 г. работодатели обязаны применять профстандарты в части тех требований к квалификации работников, которые установлены в ТК РФ, иных нормативных правовых актах [2].

Сегодня работодатель, принимая человека на работу, запрашивает определенный законом (ст. 65 ТК РФ) пакет документов, к которому относятся и документы об образовании и (или) квалификации, либо наличии специальных знаний. Это необходимо в случае, если данная должность требует специальных знаний или специальной подготовки. До появления профессиональных стандартов только для отдельных категорий работников были установлены законодательные требования к наличию специального образования или квалификации, например для медицинских работников, педагогических, некоторых видов и должностей государственной службы. Для остальных категорий работников работодатели определяли такие требования к соискателям самостоятельно (здесь вступают в силу должностные инструкции). Применение таких мероприятий было исключительным правом организации, а вовсе не требованием.

Сейчас же, если по определенной профессиональной деятельности есть профессиональный стандарт, утвержденный в соответствии с требованиями действующего законодательства, то его требования и должны учитывать работодатели при приеме на работу. Поэтому, если в профессиональном стандарте есть требования об образовании, то норма ст. 65 ТК РФ обязывает требовать при приеме на работу документ об образовании [1].

Профстандарты обязательны не для всех, а лишь для компаний, сотрудники которых заняты на вредных и опасных производствах (например, металлургических и электротехнических) и получают льготы за вредность. Это касается всех госслужащих, а также отдельных профессий, квалификационные требования к которым описаны в Трудовом кодексе (ТК) и отраслевых законах, например специалистов, занимающихся подземными работами. Во всех остальных случаях профстандарты носят рекомендательный характер.

Профстандарты применяются при формировании кадровой политики, в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, при разработке должностных инструкций, при тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и при установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Список специальностей, которые должны оцениваться на соответствие профстандартам, включает много позиций. Это учителя, воспитатели, водители, летчики, врачи, бухгалтеры, электрики, повара, кондитеры, животноводы, психологи, программисты и т.д., перечисляет руководитель практики трудового права компании «Хренов и партнеры» Татьяна Николаенко [3].

Александр Захаров, партнер Paragon Advice Group, канд. юрид. наук о внедрении профстандартов высказался так: «С одной стороны, может показаться, что введение профстандартов – это позитивный шаг, направленный на повышение производительности и качества труда. Однако, с другой стороны, такой шаг достаточно дискуссионный. Согласитесь, ведь, не всегда стаж приносит более высокий уровень качества работы. К сожалению, за этой мерой больше всего просматривается интерес системы профессионального образования, которая в связи с общей экономической ситуацией пытается восстановить уровень спроса на свои услуги, в частности на переподготовку и повышение квалификации» [5].

Прошел почти год после введения профессиональных стандартов. По результатам исследования хэдхантинговой компании «Агентство Контакт» в марте 2017 г. 37% опрошенных HR-директора российских и международных компаний (102 респондента) сложилось четкое понимание, как привести функциональные обязанности и квалификационные уровни сотрудников своей компании в соответствие с требованиями закона, так и не сумели до конца разобраться в новых правилах.

Респонденты исследования в один голос заявляют: закон о профстандартах никак не повлиял на работу компании.

С начала этого года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», который регулирует процедуру подтверждения квалификации работника согласно положениям профстандарта. Однако новый нормативный акт тоже не вызвал особого энтузиазма среди работодателей. Абсолютное большинство (84%) не отправляют сотрудников в центры оценки квалификации. Лишь 14% видят потребность в сдаче квалификационных экзаменов, а еще 2% предпринимают такие действия только для выборочных категорий должностей.

38% работодателей готовы оплатить обучение и повышение квалификации сотрудников, а 21% считают, что сотруднику следует повышать квалификацию за свой счет. 11% настроены категорично и собираются увольнять таких работников, а взамен нанимать профессионалов более высокого уровня. Еще 30% выбрали свой вариант ответа и среди них немало тех, кто пока не выработал четкий подход.

На сегодняшний день 43% работодателей не знают, насколько их персонал соответствует профстандартам, поскольку просто не измеряли эти показатели. Около четверти опрошенных HR-директоров указали, что основная часть сотрудников (до 75%) соответствует прописанным в официальном документе требованиям, 12% опрошенных HR-директоров уверены, что достаточный квалификационный уровень демонстрирует практически весь персонал компании (более 95%) [6].

По вышеизложенным данным можно утверждать, что практика применения профстандартов в России пока что малозначимая. Многие сопротивляются или вовсе не реагируют на нововведения. Однако, профстандарты нужны, чтобы сблизить рынок образовательных услуг и рынок труда, чтобы учили тому, что востребовано. Это введение может в целом повысить производительность и качество труда работников. 

Список литературы

1. Статья 65 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 18.06.2017) // http://www.consultant.ru.

2. Статья 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 18.06.2017) // http://www.consultant.ru.

3. Гончарова О. Сотрудникам предлагают провериться // Ведомости. -2016. - № 4233. - от 27.12.2016.

4. Митрофанова В.В. Профессиональные стандарты в вопросах и ответах / В.В. Митрофанова// Секретарь референт. - 2015. - № 4. - С. 31-33.

5. Коноваленко А.Н. Профессиональные стандарты: «Хотели как лучше, а получилось как всегда» [Электронный ресурс]// http://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/

6. Спиридонова Н.В. 11.04.2017 Профстандарты: жизнь после [Электронный ресурс]// http://hrdocs.ru/novosti/profstandartyi-zhizn-posle/

Войти или Создать
* Забыли пароль?