ВЛИЯНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7–8-Х КЛАССОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В представленной статье автор рассматривает понятие школьной тревожности, ее структуру, влияющие факторы. Анализируются особенности подросткового возраста как периода, наиболее подверженного становлению тревожности. Дается обоснование применяемой в школе системы оценивания учебных достижений как фактора, влияющего на уровень тревожности подростков. Приводятся результаты исследования этого фактора у учащихся из школ с критериальной и нормативной системами оценивания учебных достижений, доказывается эффективность применения критериальной системы оценивания, оказывающей влияние на уровень школьной тревожности.

Ключевые слова:
школьная тревожность, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителем, критериальная и нормативная системы оценивания.
Текст

Росcийские и зарубежные исследователи отмечают, что уровень тревожности у людей в современном обществе стремительно растет. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний у школьников. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья учащихся [1, 5, 7].

Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. В отличие от страха, который является реакцией на конкретную, реальную опасность, тревога — это переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы [6].

Школьная тревожность как ситуативно проявляемое свойство учащихся приходить в состояние повышенного беспокойства в специфических социальных ситуациях может оказать серьезное влияние на дальнейшее становление личности подростка, перейдя в устойчивую форму и став личностным образованием [2, 3].

Подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом для развития тревожных состояний. В этот период жизни происходят радикальные физические и психические изменения. Возникновение тревожных состояний связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста, неустойчивой самооценкой, страхами, ситуацией неопределенности [4].

А.М. Прихожан отмечает, что чаще всего тревожность развивается тогда, когда школьник находится в ситуации конфликта, вызванного негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение неадекватными, чаще всего завышенными требованиями, противоречивыми требованиями, необъективным оцениванием [3].

Таким образом, оценивание учебных достижений в школе является одним из факторов, который может оказать серьезное влияние на уровень тревожности учащихся.

Список литературы

1. Критериальное оценивание достижений учащихся (по итогам работы городской экспериментальной площадки ИПССО МГПУ «Эффективное управление образовательными ресурсами школы в условиях сетевого взаимодействия») / Под ред. В.А. Родионова, М.А. Ступницкой. - М.: МГПУ, 2010. - 202 с.

2. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: дис. … канд. психол. наук. 19.00.07. - СПб., 1997. - 201 c.

3. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. СПб.: Питер, 2009. - 192 c.

4. Психология подростка: Учебник / Под ред. А.А. Реан. - СПб.: Прайм Еврознак, 2007. - 480 с.

5. Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды / В.А. Родионов // Школа здоровья. - 2003. - № 3. - С. 37-40.

6. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. - В кн.: Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 386 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standartsite-dok.html

Войти или Создать
* Забыли пароль?