ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены результаты внедрения педагогических условий формирования профессиональной ответственности будущих учителей основ здоровья в процессе специальной подготовки. Представлены количественные и качественные показатели по определенным критериям эффективности экспериментального исследования.

Ключевые слова:
профессиональная ответственность, педагогические условия, основы здоровья.
Текст

Профессиональная подготовка будущих учителей основ здоровья сегодня призвана решать важные задачи обучения и воспитания специалистов с интегрированными психолого-педагогическими и медико-биологическими знаниями, с развитыми профессионально-личностными качествами, с высоким уровнем профессиональной компетентности для их дальнейшей эффективной педагогической и оздоровительной деятельности в общеобразовательной школе.

Различные аспекты профессиональной подготовки учителей к здоровьесберегающей (валеологической) деятельности рассмотрены в научных трудах О. Авдеевой, В. Звековой, М. Козуб, Л. Колмогоровой, А. Миненок, Н. Тимошенко и других [2, 6, 9, 14]. Все чаще ученые акцентируют внимание на необходимости развития ответственности будущих учителей. Так, в психолого-педагогической литературе представлены научные взгляды, определяющие параметры ответственного поведения будущих учителей, рассмотрены

пути и способы воспитания ответственного отношения к профессиональному труду, выявлены механизмы формирования ответственности личности. Этим научным поискам посвящены работы К. Альбухановой-Славской, С. Анисимова, Л. Дементий, Ж. Завадской, Л. Шевченко, К. Климовой и других [1, 4, 5, 8].

Ряд научных трудов посвящены рассмотрению социальной или личностной ответственности учителя, это работы Т. Иваненко, М. Кох, Т. Шиховой, Л. Пашко, А. Яковлевой, А. Касимцевой, Ю. Мишиной и других [7, 10, 13]. Особое внимание мы уделяли изучению работ В. Халилова, Т. Манцуровой, Т. Волковой, посвященных проблеме формирования профессиональной ответственности будущих учителей [3], [11], [12]. Проведенные ранее исследования явились важным вкладом в разработку отдельных аспектов формирования ответственности в педагогической деятельности. Однако, можно отметить, что рассмотрение педагогических условий формирования профессиональной ответственности учителей основ здоровья не было еще предметом специального научного поиска. Проведенный анализ литературных источников и последних научных трудов позволяет нам утверждать, что в отечественной и зарубежной концепциях нет однозначного содержательного наполнения понятия «профессиональная ответственность». Как нет и определенного ответа на вопрос о механизмах формирования профессиональной ответственности будущих учителей в процессе специальной подготовки. Тем более, учителей нового направления подготовки «Здоровье человека», призванных решать в процессе преподавания предмета «Основы здоровья» в общеобразовательной школе важнейшую задачу формирования, сохранения и развития здоровья учащихся.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / Абульханова-Славская К.А. - М., 1991. - 299 с.

2. Адєєва О.В. Підготовка майбутніх учителів до валеологічного виховання учнів загальноосвітніх навчальних закладів : автореф. дис.... канд. пед.. наук : 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти». - Київ, 2009. - 20 с.

3. Волкова Т.К. Педагогическое сопровождение роста личностно-профессиональной ответственности учителя : автореф. дис.... канд. пед. наук : спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». - Хабаровск, 2009. - 215 с.

4. Дементий Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности : дис.... д-ра психол. наук : 19.00.01. - М., 2005. - 357 с.

5. 3авадская Ж.Е. Воспитание ответственности у старшеклассников / Ж. Е. Завадская, Л. В. Шевченко. - Минск: Народная асвета, 1981. - 152 с.

6. Звєкова В.К. Підготовка майбутніх учителів до організації здоров’язберігаючого дозвілля школярів : автореф. дис.... канд. пед. наук : 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти». - Одеса, 2009. - 20 с.;

7. Касимцева А.В. Содержание и методы формирования моральной ответственности будущего учителя : автореф. дис.... канд. пед. наук : спец. 13.00.01. «Общая педагогика, история педагогики и образования». - Самара, 2007. - 20 с.

8. Климова В.И. Человек и его здоровье. - М. : Знание, 1986. - 189 с.

9. Козуб М.В. Формирование профессиональной готовности будущих учителей физической культуры к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в школе : дис.... канд. пед. наук : 13.00.08. - Елец, 2007 - 221 с.

10. Кох М.Н. Личностные особенности принятия педагогом ответственности: дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. - Краснодар, 2009. - 188 с.

11. Манцурова Т.А. Формирование профессиональной ответственности социального педагога в вузе : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. - Нижний Новгород, 2007. - 179 с.

12. Мишина Ю.Д. Психолого-педагогические условия развития ответственности у студентов педагогических ВУЗов: дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. - Томск, 2002. - 260 с.

13. Пашко Л.Ф. Воспитание ответственного отношения к педагогической профессии у студентов университетов (на материалах наставничества в студенческих академических группах) : автореф. дис.... канд. пед. наук : спец. 13.00.01. «Теория и история педагогики». - Львов, 1984. - 18 с.

14. Тимошенко Н.О. Подготовка учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. - Ставрополь, 2003. - 162 с.

15. Шихова Т.Я. Формирование ответственного отношения к педагогической деятельности у студентов педвузов в процессе их профессиональной подготовки : автореф. дис.... канд. пед. наук : спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». - М., 1980. - 15 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?