ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В «ТЕХНОЛОГИИ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье выявлены механизмы реализации личностного (человеческого) фактора в едином образовательном пространстве учебного предмета «Технология» и дополнительного образования, а также в дальнейшем образовании. Создана структура обучения, исследовательской и проектной деятельности в предмете «Технология» для 5 и 6-х классов. Даются рекомендации о путях развития юношеского творчества. Обосновано преподавание на основе закономерностей развития и использование для обучения исследовательской и проектной работы обучающихся. Представлены рекомендации по формированию созидательного мировоззрения учащихся в общеобразовательных школах, ориентированных на формирование психологической и функциональной готовности молодых людей для работы в современном высокотехнологичном производстве. Особое внимание уделяется реализации экологической направленности мышления в разных формах созидательной деятельности. Обоснована целесообразность формирования у обучающихся представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса. Описаны личные результаты обучения, которые определены в стандарте для основной школы, и рекомендации по их диагностике.

Ключевые слова:
технологическое образование, дополнительное образование, человеческий фактор образовательной деятельности, проектная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, созидательное мировоззрение.
Текст

Можно по-разному оценивать федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения (далее — ФГОС), но не замечать то положительное и прогрессивное, что в них содержится, нельзя. Обозначение во ФГОС в качестве трех самостоятельных видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), достигаемых обучающимися, становится несомненным фактом продвижения вперед в отечественном образовании.

Следует обратить особое внимание на требования ФГОС применительно к ступени основного общего образования. Этот уровень образования неслучайно назван основным. Именно в подростковом возрасте закладываются основы созидательного мировоззрения, необходимого для успешной деятельности во всех видах человеческой деятельности. Эта возрастная категория детей наиболее восприимчива к обучению созидательной деятельности.

В ФГОС основного общего образования особо отмечено такое направление, как «совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности». Обучающиеся младшего подросткового возраста (5–6 классы) мотивированы к творческой деятельности и, следовательно, к освоению проектной и учебно-исследовательской деятельности в качестве средств формирования готовности к эффективному труду.

В современном мире человеческий (личностный) фактор трудовой деятельности рассматривается в качестве главной производительной силы. Развитию человека и его созидательного потенциала придается все большее значение. В первостатейном порядке предусматривается финансирование развития человеческого капитала как главной движущей силы прогресса.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития [Текст] / А.Г. Асмолов // Внешкольник. - 1997. - № 9.

2. Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию [Текст] / А.К. Бруднов // Внешкольник. - 1996. - № 31.

3. Бычков А.В. Технологическое и дополнительное образование: единое образовательное пространство [Текст]: метод. пособие для учителя / А.В. Бычков. - М.: АБВ-ИЗДАТ, 2015.

4. Бычков А.В. Технологическое и дополнительное образование в контексте стандартизации [Текст] / А.В. Бычков // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2016. - Т. 3. - № 6. - С. 46-50. - DOI:https://doi.org/10.12737//17282

5. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Голованов; под ред. В.П. Голованова. - М.: Гуманит.-изд. центр «Владос». - М., 2004.

6. Иванова С.В. Современное образовательное пространство в социокультурном и геополитическом аспектах [Текст] / С.В. Иванова // Ценности и смыслы. - 2014. - № 2. - С. 40-49.

7. Климов Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Ин-т практической психологии, 1996.

8. Портни, Стэнли И. Управление проектами для «чайников» [Текст]: пер.с англ. / И. Стэнли Портни. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.

9. Слободчиков В.И. Подходы и проблемы перехода к открытому образовательному пространству [Текст] / В.И. Слободчиков // Переход к открытому образовательному пространству: стратегии инновационного управления. - Томск, 2003.

10. Страдзе А.Э. Сущность и проблемы социализации молодежи в современных условиях [Текст] / А.Э. Страдзе. - Саратов: Приволжское книжное изд-во, 2006.

Войти или Создать
* Забыли пароль?