РЭНКИНГ КРУПНЕЙШИХ АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВЫХ ГРУПП РОССИИ ПО ИТОГАМ 2015 ГОДА
Рубрики: РЕЙТИНГ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Очередной рэнкинг ведущих аудиторско-консалтинговых групп, подготовленный рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА), выявил переход этого рынка от стагнации к рецессии. Надежды на стабилизацию и будущий рост аудиторы связывают с выполнением комплекса мер по улучшению регулирования рынка, предусмотренного в недавно изданном поручении президента России.

Ключевые слова:
аудиторско-консалтинговые группы, аудиторские организации, рэнкинг участников, выручка участников, рынок аудита и консалтинга, инфляция, кризис.
Текст

По итогам 2015 г. суммарная выручка участников рэнкинга крупнейших аудиторско-консалтинговых групп (АКГ) достигла рекордных (табл. 1)1 за всю историю рэнкинга 116 млрд руб. (в прошлом рэнкинге — 101 млрд руб.2). Однако оснований для оптимизма этот показатель не дает. Хотя номинально рост доходов участников нынешнего рэнкинга вырос на 6%, поправка на инфляцию (согласно Росстату, 12,9% за 2015 г.) вносит диссонанс в эту благостную картину и позволяет прийти к выводу, что рынок из стагнации (в 2014 г. номинальный рост составил 15% при инфляции 11,4%) перешел в рецессию. Худшая за все время составления рэнкинга динамика наблюдалась лишь в 2009–2010 гг., во время прошлого кризиса (см. рис. 1). Как и тогда, сейчас вниз рынок толкает снижение затрат на развитие со стороны заказчиков, следствием чего становятся усиление нездоровой конкуренции между АКГ и демпинг. Подтверждением нарастания последнего служит тот факт, что 28% участников рэнкинга завершили 2015 г. с падением доходов.

По словам Нины Козловой, управляющего партнера международной сети «ФинЭкспертиза», нынешний год вряд ли принесет облегчение российским АКГ: снижение спроса в российской экономике, проблемы с платежами и заморозка инвестиций во многих отраслях, «безусловно, повлияют на рынок аудита и консалтинга. Можно прогнозировать усиление ценовой конкуренции и уход с рынка некоторых игроков. В целом очевидно, что 2016-й и ближайшие два-три года во многом станут рынком покупателя, а не продавца».

_______

1 Рэнкинг крупнейших аудиторских организаций (субъектов аудиторской деятельности) представлен в табл. 2.

2 Здесь и далее, если не указано иное, представлены номинальные показатели в сопоставимых данных.

Войти или Создать
* Забыли пароль?