CONSTITUTIONAL GUARANTEES OF CHILD WELFARE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The legal sciences should explain constitutional requirements to the legal regulation of law branches. In the article the requirements to social security of children (as well as under-age children) are researched. The most important guarantee of children social rights is the acknowledgement the Russia as a welfare state, which policy is aimed to create conditions for decent life and free development of human being. In view of the historical continuity and in the interests of future generations, safekeeping of the country and saving of the people, Russia can and have to be the genuine welfare state. The international standards of social security and its level need to be implement into the federal legislation more completely. The age is the ground for not only the older persons social security but children as well. So it should be provided to each child at required and sufficient level. The constitutional guarantee of social security for children upbringing supposed to provide the needed benefits for parents taking care of children. In order to increase the well-being of children and the quality of their social security, the wages of the persons with family responsibilities should be increased. Although the issues of economic development and civil society have not been settled enough in the Constitution, it is not an absolute obstacle for progressive social and economical development of the country and legal provision of needed social guarantees to each Russian child.

Keywords:
Child, under-age children, Constitution of the Russian Federation, welfare state, international standards, social security, security in old age, security for children upbringing.
Text

Новая и исторически преемственная Россия, констатирует С. В. Чиркин, — это демократическое, федеративное, правовое и социальное государство, главные черты которого — верховенство права, прирожденные и неотчуждаемые права и свободы человека, закрепленные в ее Основном законе. Либерально-демократическая Конституция позволяет стране находиться на столбовом пути всемирной истории, а не на ее задворках. 20-летняя история развития российской Конституции показала: главные ее ценности и институты остались неизменными, что позволяет уверенно прогнозировать их сохранение на необозримую перспективу. 

Трудно переоценить значение Конституции для отраслевого правового регулирования. Она формирует мировоззрение законодателя, ее дух и буква должны пронизывать конкретные его решения. Представляется очевидным, что наличие конституционных рамок социального обеспечения дает ему больше шансов развиваться в интересах личности. Наглядное тому свидетельство — многочисленные решения Конституционного Суда РФ в интересах граждан о несоответствии Конституции отдельных принципиально важных норм социального законодательства. 

Т. Я. Хабриева обращает внимание на актуальность идеи о необходимости углубления конституционализации законодательства. А это вряд ли возможно без уяснения в отраслевых правовых науках сути конституционных требований. В настоящей статье предпринята попытка анализа требований, предъявляемых к социальному обеспечению детей. О детях здесь говорится в понимании Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. (ст. 1) и Семейного кодекса РФ, согласно которому ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (ч. 1 ст. 54).

Социальность государства как основная гарантия признания и реализации социальных прав. Положения ст. 39 Конституции РФ, гарантирующей социальное обеспечение, нельзя рассматривать в отрыве от ее ст. 7, согласно которой Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1). Среди основных направлений социальной политики ч. 2 этой статьи называет обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Представляется, что ст. 7 Основного закона, устанавливающая требования к социальному государству и раскрывая его понятие, очерчивает через них конституционный статус каждого человека, в том числе ребенка, показывая, что достойная жизнь и свободное развитие детей могут и должны обеспечиваться совокупностью их конституционных прав и свобод, гармонично дополняющих друг друга. Принцип социального государства конкретизируется при закреплении в Конституции РФ отдельных субъективных прав: на труд (ст. 37), семейную жизнь (ст. 38), социальное обеспечение (ст. 39), жилище (ст. 40), охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), образование (ст. 43), в реализации которых участвует государство.

Суть социального государства состоит в создании условий для реализации социальных прав, приведении фактического положения человека в соответствие с его формально провозглашенными правами. Цели политики Российской Федерации как социального государства предопределяют его обязанность заботиться о благополучии своих граждан, а основное содержание социального обеспечения заключается в предоставлении человеку средств к существованию. Исходя из этих позиций, сформулированных Конституционным Судом РФ более 15 лет тому назад, речь идет о предоставлении в рамках социального обеспечения средств существования не когда-либо в будущем, а в то время, когда они необходимы, поскольку их отсутствие грозит самой жизни человека.

 

References

1. Azarova E. G. Mnogodetnaya sem´ya i problemy ee sotsial´nogo obespecheniya. Zhurnal rossiyskogo prava. 2014. № 3.

2. Azarova E. G. Sotsial´noe obespechenie detey: teoreticheskie podkhody: monografiya. M., 2012.

3. Azarova E. G. Sotsial´noe obespechenie i pravovaya zashchita detey. Zhurnal rossiyskogo prava. 2013. № 3.

4. Aranovskiy K. V., Knyazev S. D., Khokhlov E. B. O pravakh cheloveka i sotsial´nykh pravakh. Sravnitel´noe konstitutsionnoe obozrenie. 2012. № 4.

5. Bondar´ N. S. Konstitutsionnoe pravosudie - universal´nyy institut razresheniya sotsial´nykh protivorechiy sovremennogo obshchestva. Konstitutsionnoe pravosudie. Erevan, 2007. Vyp. 1.

6. Varlamova N. V. Tipologiya pravoponimaniya i sovremennye tendentsii razvitiya teorii prava. M., 2010.

7. Vasil´chenko E. Zarabotali - proeli. AiF. 2014. № 41.

8. Guseva T. S. K voprosu o neobkhodimosti gosudarstvennykh standartov v oblasti sotsial´nogo obespecheniya. Sotsial´noe i pensionnoe pravo. 2007. № 1.

9. Denisova M. Rossiya mozhet poteryat´ tret´ naseleniya. URL: http://www.opec.ru/1622698.html.

10. Ivanushkina P. «Malyshok» nashel sem´yu. AiF. 2014. № 42.

11. Innovatsionnyy put´ razvitiya dlya novoy Rossii / otv. red. V. P. Goreglyad. M., 2005.

12. Kobzeva S. I. Istochniki prava sotsial´nogo obespecheniya Rossii: monografiya. M., 2009.

13. Kommentariy k Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii (postateynyy). 2-e izd. / pod red. V. D. Zor´kina. M., 2011.

14. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii. Doktrinal´nyy kommentariy (postateynyy). 2-e izd. / ruk. avt. kol. Yu. A. Dmitriev; nauch. red. Yu. I. Skuratov. M., 2013.

15. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii. Ot obraza budushchego k real´nosti (k 20-letiyu Osnovnogo Zakona Rossii): monografiya / pod red. T. Ya. Khabrievoy. M., 2013.

16. Kuznetsova T. «Novye bednye». AiF. 2014. № 42.

17. Martyshin O. V. Ideya sotsial´nogo gosudarstva i ee protivniki. Gosudarstvo i pravo. 2011. № 12.

18. Osnovnye statisticheskie dannye po voprosam zashchity prav i interesov detey (2009-2013). URL: http://www.rfdeti.ru/regions.

19. Perelesin O. Politika i ekonomika. Spetsproekt. URL: http://istina.msu.ru/media/publications/articles/5dc/43c/3405552/Pravoved.pdf.

20. Roik V. D. Ekonomika, finansy i pravo sotsial´nogo obespecheniya. Instituty i strakhovye mekhanizmy. M., 2014.

21. Romanova P. Dom uchitelya. AiF. 2014. № 38.

22. Seliverstova I. Rossii grozit vymiranie. MK. 2014. 24 iyulya.

23. Starikov I. K kontsu goda srednyaya sem´ya budet tratit´ na edu 40-42% dokhodov. Novaya gazeta. 2014. 18 avg.

Login or Create
* Forgot password?