Личностная компетентность специалистов правоохранительной сферы: психотехнологии формирования в образовательных организациях высшего образования
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В монографии освещаются современные тенденции модернизации высшего образования. На основании анализа категориальных единиц компетентностного подхода формулируется понятие «личностная компетентность» и описываются ее структурные компоненты. Определяются особенности психологического сопровождения личностной компетентности сотрудников правоохранительной сферы. Обосновывается методология и описывается структурно-функциональная характеристика Концепции психологического сопровождения профессиональной подготовки будущих специалистов в образовательных организациях высшего образования. Анализируются результаты правоохранительной сферы экспериментального исследования, целью которого является апробация разработанной Концепции. Издание предназначено для специалистов психологических служб в системе образования, профессорско-преподавательского состава и для всех, обучающихся в образовательных организациях высшего образования.

Ключевые слова:
личностная компетентность, специалисты правоохранительной сферы, психотехнологии
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структу-ры государственного образовательного стандарта» // Режим до-ступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72965/.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 де-кабря 2012 №1259 (ред. от 06.03.2015) «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» // Режим доступа: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138821/.

4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Рос-сийской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/.

5. Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 № 636 «Об утвер-ждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» // Режим до-ступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94957/.

6. Приказ Минобрнауки России от 16.11.2016 № 1424 (ред. от 13.07.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стан-дарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208501/.

7. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 № 1613 «Об утвер-ждении федерального государственного образовательного стан-дарта высшего образования по специальности 37.05.02 Психоло-гия служебной деятельности (уровень специалитета)» (Зареги-стрировано в Минюсте России 11.01.2017 № 45176) // Режим до-ступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210992/.

8. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 № 1614 «Об утверждении фе-дерального государственного образовательного стандарта высшего образо-вания по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной без-опасности (уровень специалитета)» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210991/.

9. Приказ Минобрнауки России от 28.10.2016 № 1342 (ред. от 13.07.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стан-дарта высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалитета)» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208497/.

10. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/.

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении государственной програм-мы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146497/.

12. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образова-ния на 2016 – 2020 годы» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/.

13. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образова-ния на 2016 – 2020 годы» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/.

14. Концепция развития психологической службы в системе обра-зования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Ми-нобрнауки России от 19.12.2017) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287411/.

15. Письмо ДГСК МВД России от 10.10.2018 21/8/10998 «Мето-дические рекомендации по организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации письмо ДГСК МВД России» // Доступ из специализированной территориально распределенной автома-тизированной системы СТРАС «ЮРИСТ».

16. Аникеева Н.В. Развитие волевой регуляции и волевых качеств сотрудников органов внутренних дел средствами психологическо-го тренинга // Психопедагогика в правоохранительных органах. ‒ 2016. ‒ № 4(67). ‒ С. 31-32.

17. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань: Изд-во Казанского университе-та, 1987. – 262 с.

18. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. – М.: Академия, 2001. – 240 с.

19. Авдиенко Г.Ю. Повышение эффективности образовательного процесса позитивным влиянием на социально-психологическую комфортность обучающихся в образовательной среде вуза // Пси-хопедагогика в правоохранительных органах. – 2018. – № 1 (72). – С. 12-16.

20. Ажимовой О.А., Поповичевой Т.М., Борисовой С.Е., Кондау-ровой О.П., Петрова В.Е. Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников органов внутренних дел / Под общей редакцией доктора психологических наук Марьина М.И. – Казань, 2003. – С. 4-12.

21. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е., Шаброва Н.В. Старое и новое доверие в высшем образовании // Образование и наука. – 2019. – Т. 21. – № 1. – С. 9-36.

22. Андреев А. Знание или компетенции? // Высшее образование в России. – 2005. – № 2. – С. 3-11.

23. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. – М.: Наука, 1978. – 400 с.

24. Антилогова Л.Н. Ценностные ориентации как форма выраже-ния нравственной активности личности // Психопедагогика в пра-воохранительных органах. – 2016. – № 4(67). – С. 23-25.

25. Аншакова В.В. Вклад А.П. Нечаева в становление и развитие возрастной и педагогической психологии: Материалы к спецкурсу. Астрахань: Изд-во Астрах. гос. пед. ун-та, 2002. – 125 c.

26. Арпентьева М.Р. Психологическое консультирование: теория и практика психологической безопасности // Вестник Прикамского социального института. – 2017. – №1(76). – С. 128-136.

27. Артамонова А.А. Роль тренингов и деловых игр в процессе обучения и профессиональной адаптации персонала современной организации // Вектор науки ТГУ. ‒ 2013. ‒ № 2. ‒ С. 229-232.

28. Артемов В.А. Экспериментальная фонетика. – М.: Издатель-ство литературы на иностранных языках, 1956. – 228 с.

29. Ахмедова М.Э., Шодиева Р.С. Роль психодиагностических компетенций в формировании профессионального мышления сту-дентов // Вестник науки и образования. – 2019. – № 4-2 (58). – С. 60-62.

30. Ахметшин Э.М, Аверьянова Т.А., Тубалец А.А., Новикова С.И., Приходько А.Н. Применение компетентностного подхода при организации образовательного процесса в высшей школе // Московский экономический журнал. – 2019. – № 1. – С. 40.

31. Ахметшина Ю.В. Развитие социально-личностной компетен-ции студентов вуза. – Хабаровск, 2012. – 156 с.

32. Ашихмина Д.Д., Патутина Е.С. Особенности технологии ас-сессмент-центров // В сборнике статей Международной научно-практической конференции «Научно-технический прогресс как фактор развития современного общества». – М., 2019. – С. 75-78.

33. Бабанин П.А. Социально-психологические особенности отно-шений авторитетности в студенческих группах современного рос-сийского вуза: дис. ... канд. психол. наук. – Москва, 2015. – 175 с.

34. Базаров Т.Ю. Ассесмент готовит к будущему // Служба кадров и персонал. – 2015. – № 1. – С. 21.

35. Базаров Т.Ю. Эмпатический консалтинг // Организационная психология. – 2017. – Т. 7. – № 4. – С. 145-149.

36. Базаров Т.Ю., Беков Х.А, Аксенова Е.А. Методы оценки управленческого потенциала государственных и коммерческих структур. – М.: ИПК ГС, 1995. – 105 с.

37. Базаров Т.Ю., Колантаевская А.С., Гришина Н.В. Стилевые особенности самодетерминации в ситуации жизненных изменений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психо-логия. Педагогика. – 2016. – № 4. – С. 51-62

38. Базаров Т.Ю., Мамедова А.А. Эффективность командной рабо-ты в зависимости от реализуемых членами команды стилей реаги-рования на изменения // Вестник евразийской науки. – 2018. – Т. 10. – № 1. – С. 21-34.

39. Базаров Т.Ю., Нестик Т.А. Интервью с Т.Ю. Базаровым о бу-дущем психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2018. – Т. 3. – № 1 (9). – С. 169-192.

40. Базаров Т.Ю., Фрумкин А.А. Открытый диалог на тему эмоци-онального выгорания (в жанре научной переписки) // Организаци-онная психология. – 2017. – Т. 7. – № 2. – С. 137-148.

41. Базулина А.А. Современные подходы к повышению качества высшего образования в системе МВД России // Материалы между-народной научно-практической конференции «Актуальные вопро-сы совершенствования деятельности правоохранительных органов внутренних дел Российской Федерации» (Тюмень, 25 февраля 2019 г.). – Тюмень: Издательский дом «Сириус», 2019. – С. 14-16.

42. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего професси-онального образования (методологические и методические вопро-сы). Методическое пособие. Изд. 5-е. – М., 2005. – 114 с.

43. Баклановский С.В., Русина Е.О. Опыт использования психоло-гического консультирования курсантов военных вузов в кон-фликтных ситуациях // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. – 2017. – №1. – С. 27-32.

44. Баранова С.В. Особенности соотношения настойчивости с личностными характеристиками студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Москва, 2015. – 23 с.

45. Белоусов А.Д. Использование современных психологических методов для повышения профессиональной компетенции следова-телей по получению достоверных показаний подозреваемых и об-виняемых: научно-практическое пособие. – М.: ВНИИ МВД Рос-сии, 2016. – 43 с.

46. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

47. Бине А., Симон Т., Луков В. Измерение умственных способно-стей. – М.: Союз, 1998. – 432 с.

48. Блонский П.П. Психология и педагогика. Избранные труды. – М.: Юрайт, 2016. – 164 с.

49. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14.

50. Бондаревская Е.В. Парадигмальный подход // Педагогика. – 2004. – № 10. – С. 35-42.

51. Борисова Н.Ю. Особенности системной интеграции и органи-зация многоуровневого педагогического образования в рамках Бо-лонского процесса // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 8. – С. 27-31.

52. Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга // Вопросы психологии. – 1999. – №4. ‒ С. 52-58.

53. Валицкая А.П. Модели образовательных систем и подходы к стандартизации // Образовательные стандарты: Материалы Меж-дународного семинара. – СПб., 1995. – 167 с.

54. Вачков И.В. Уровневая типология тренинговых групп // Вест-ник Университета (Государственный университет управления). – 2013. – № 10. – С. 207-210.

55. Выготский Л.С., Геллерштейн С.Г., Фингерт Б.А., Ширвиндт М.Л. Основные течения современной психологии // Режим досту-па: https://psychojournal.ru/books/1757-vygotskiy-l-s-gellershteyn-s-g-fingert-b-a-shirvindt-m-l-osnovnye-techeniya-sovremennoy-psihologii.html#t20c/.

56. Гегамян Э. Б. Психологический тренинг в системе высшего образования // Материалы международной научно-практической конференции 20–21 марта 2012 года. – Пенза – Ереван – Колин, 2012. – 183 с.

57. Геллерштейн С.Г. Проблемы тестирования // Психология тру-да. Информационный бюллетень. – 1969. – № 17. – Ч. 2. – С. 1-34.

58. Герасимова И.В., Симонова И.Ф., Филатова М.Н. Ассессмент-центр как комплексный метод оценки персонала // Проблемы эко-номики и управления нефтегазовым комплексом. – 2019. – № 1 (169). – С. 31-36.

59. Голубева Н.М. Особенности рефлексии в психологической адаптации студентов к образовательной среде организации высше-го образования: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Саратов, 2018. – 22 с.

60. Горнякова М.В. Психологическое консультирование как форма содействия в становлении профессиональной идентичности // Вестник Красноярского государственного педагогического уни-верситета им. В.П. Астафьева. – 2017. – № 2(40). – С. 160-164.

61. Гривенная Е.Н. Курсанты и слушатели образовательной орга-низации МВД России как объекты системы потребительского мо-ниторинга удовлетворенности образовательными услугами // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. – 2018. – № 4. – С. 11-15.

62. Гриднева А.А. Смысложизненные ориентации в формировании стрессоустойчивости как ресурса психического здоровья сотруд-ников пенитенциарной сферы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Томск, 2018. – 23 с.

63. Гриненко Д.Н. Психолого-образовательное сопровождение развития саморегуляции студентов с различными когнитивными стилями: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Кемерово, 2018. – 22 с.

64. Грозная Т.А. Кризисные ситуации жизнедеятельности курсан-тов образовательных учреждений МВД России в проективных ме-тодиках // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. – 2011. – № 2. – С. 20-27.

65. Гурьева Т.С. Проблемы модернизации высшего образования в России // В сборнике научных статей 2-й Международной научно-методической конференции «Образование. Наука. Карьера». – Москва, 2019. – С. 188-190.

66. Давлетова Р.У. Социально-психологические детерминанты креативной компетентности студентов: дис. ... канд. психол. наук. – Москва, 2016. – 197 с.

67. Даутова Т.А., Товышева И.З. Основные тенденции модерниза-ции системы государственного управления высшим образованием Российской Федерации // В сборнике научных статей по итогам национальной научно-практической конференции «Наука и прак-тика в решении стратегических и тактических задач устойчивого развития России». – СПб., 2019. – С. 96-98.

68. Дашко М.Н. Психология на службе закона // Полиция России. – 2017. – №2. – С. 8-12.

69. Дворникова Т.А. Психологические факторы развития учебных стратегий студентов: дис. ... канд. психол. наук. – СПб, 2017. – 214 с.

70. Дикова В.В. Карьерное консультирование – инструмент про-гнозирования профессионального будущего молодого специали-ста // Профессиональное образование и рынок труда. – 2016. – № 2. – С. 24-27.

71. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обуче-ние. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1985. – 166 с.

72. Енина В.В., Енин К.А. К вопросу о психологическом обеспече-ние профессиональной деятельности сотрудников правоохрани-тельных органов с психическими дисфункциональными состояни-ями // Психология и право. – 2017. – № 1. – С. 80-88.

73. Жердева Н.Н. Педагогические условия формирования профес-сиональной толерантности у курсантов вузов системы МВД // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – № 2. – С. 124-131.

74. Залкинд А.Б. Педология. Утопия и реальность. – М.: Аграф, 2011. – 646 с.

75. Зеер Э.Ф. Тенденции модернизации профессионально-педагогического образования // Профессиональное образование. Столица. – 2016. – № 10. – С. 15-19.

76. Зеленов А.А. Психолого-дидактические особенности примене-ния задач на смысл как технологии развития креативности студен-тов разной профессиональной направленности: дис. ... канд. пси-хол. наук. – Ставрополь, 2016. – 153 с.

77. Зимняя И.А. Осваиваем социальные компетентности. – Воро-неж, 2011. – 591 с.

78. Исаев Р.А. Инновационные аспекты подготовки к профессио-нальной деятельности курсантов и слушателей в высших учебных заведениях МВД России // Общество: социология, психология, пе-дагогика. – 2019. – № 2 (58). – С. 88-90.

79. Кабанова Т.Н., Шмакова Е.В., Саутова Л.Н. Психологические особенности принятия решений у сотрудников силовых структур // Прикладная юридическая психология. – 2017. – №3 (40). – С. 25-32.

80. Капцов А.В. Психолого-педагогическая концепция личностно-го развития студентов в условиях учебной группы: дис. ... д-ра психол. наук. – Самара, 2017. – 507 с.

81. Клюева М.И., Корнеева И.В. История метода тренингов // Мир педагогики и психологии. – 2019. – № 2 (31). – С. 55-62.

82. Кляйнманн М. Ассессмент-центр. Современные технологии оценки персонала. – Харьков: Гуманитарный центр. – 2004. – 128с.

83. Князева Е.Н. Расширенный экологический подход: сети жизни, познания, разума и коммуникации // Philosophy of Education. – 2016. – №1 (18). – С. 163-188.

84. Ковалев И.П., Грицевич Т.Д., Стасевич Е.В. Практика приме-нения методик понимания в психологической диагностике лично-сти // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2019. – № 1-3 (45). – С. 71-76.

85. Козлов В.В., Пермина С.В. Интегративная арт-терапия. – Яро-славль: ЗАО «Цицеро», 2014. – 136 с.

86. Колесникова И.А. Методологические основания педагогиче-ской деятельности по разработке и реализации образовательных стандартов // Образовательные стандарты: Материалы Междуна-родного семинара. – СПб., 1995. – 167 с.

87. Костина Л.Н., Перков А.А. Психолого-педагогические методы развития психологического потенциала курсантов // Вестник Мос-ковского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. – 2016. – №4. – С. 164-166.

88. Костромина С.Н. Психодиагностика в образовании // Вестник Санкт-петербургского государственного университета. Сер. 12. – 2010. – Вып. 3. – С. 18-30.

89. Костромина С.Н. Психология диагностической деятельности в образовании. – СПб.: Наука, 2007. – 492 с.

90. Краснов Е.В. Эмоциональный интеллект в личностной регуля-ции принятия решений: дис. ... канд. психол. наук. – Москва, 2018. – 180 с.

91. Крылова М.Н. Оптимальная организация обучения как условие формирования профессиональных компетенций // Перспективы науки и образования. – 2014. – № 1. – С. 107-111.

92. Кубасов О.П. Формирование правоохранительной профессио-нально-специализированной компетенции у курсантов (слушате-лей) Казанского юридического института МВД России // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2014. – № 1 (15). – С. 77-82.

93. Кубышко В.Л. Ведомственная профессионально-практическая психология в контексте 300-летия российской полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2017. – № 2. – С. 8-13.

94. Кузьмичева Н.А. Психологические особенности профессио-граммы сотрудников подразделений по делам несовершеннолет-них территориальных органов внутренних дел: Автореф. дис.... канд. психол. наук. – М: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, 2018. – 24 с.

95. Кулакова А.И. Психологические детерминанты профессио-нального самоопределения личности: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. – Ярославль, 2018. – 28 с.

96. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования лич-ности. – М.: Алетейя, 2001. – 192 с.

97. Лебедев О.Е. Управление образовательным процессом: как оценивать результаты // Народное образование. – 2014. – № 1. С.101-109.

98. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. – Саратов, 1991. – С.38.

99. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В., Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2005. – 352 с.

100. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М: Наука, 1984. – 446 с.

101. Майленова Ф. Выбор и ответственность в психологическом консультировании. – М.: КСП+, 2002. – 416 с.

102. Мальцева Т.В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления: монография. – М.: УРАО, 2005. – 144 с.

103. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психоло-гии. – 2014. – № 5. – С. 23-29.

104. Марьин М.И., Петров В.Е., Кузнецова О.В. Психологическая служба в системе управления органами внутренних дел: учеб. по-собие. – М.: Академия управления МВД России, 2012. – 68 с.

105. Марьин М.И., Петров В.Е., Ульянина О.А. Особенности пси-хологического обеспечения в подготовке специалистов в образо-вательных организациях МВД России // Труды академии управле-ния МВД России. – 2016. – №1 (37). – С. 85-90.

106. Марьин М.И., Петров В.Е., Сафронов А.Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельно-сти: учебно-метод. пособие. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2014. – 156 с.

107. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 370 с.

108. Медведев А.В., Кириченко Ю.Н., Колесникова О.А., Пучин-ский Д.С. Модели концептуальной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел для работы в особых усло-виях // Материалы II международной научно-методической конфе-ренции «Образование. наука. карьера» (Курск, 22 января 2019 г.). – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – С. 211-214.

109. Меньшикова Л.В. Значение теоретических оснований для со-здания психологической службы в вузе // Материалы I междуна-родной научнопрактической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» (Санкт-Петербург, 10-11 октября. 2018 г.). В 2-х частях. – Санкт-Петербург: Россий-ский государственный педагогический университет им. А.И. Гер-цена, 2018. – С. 244-250.

110. Мещерякова Е.И. Особенности влияния образовательной сре-ды ведомственного вуза на профессионально-личностное станов-ление курсантов // Вестник Воронежского института МВД России. – 2011. – № 3. – С. 172.

111. Митяева А.М. Эффективные средства фрмирования и оценки компетенций выпускника вуза // Russian Agricultural Science Review. – 2015. – Т. 5. № 5-2. – С. 27-34.

112. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Формирование готовности буду-щего специалиста МВД России к межличностному взаимодей-ствию в условиях многонациональной среды // Вестник Минского университета. – 2019. – Т. 7. – № 1 (26). – С. 3.

113. Набатникова Л.П. Формирование у студентов мотивации пре-одоления жизненных трудностей средствами психологического консультирования // В сборнике: «Мотивация в современном ми-ре». Материалы международной научно-практической конферен-ции, 2011. – С. 205-208.

114. Налиткина О.В. Компетентностный подход: опыт и перспек-тивы внедрения в Российском образовании // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. – 2016. – № 4. – С. 57-60.

115. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

116. Новиков М.Г. Личностно-ориентированная психодиагностика – инициирующий фактор профессионального развития студента // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2010. – № 4. – С. 124-129.

117. Носс И.Н., Кравченко А.В., Федотов А.Ю. К вопросу о моде-лировании личностно-профессиональной пригодности курсантов вузов МВД России // Инновации в образовании. – 2017. – № 2. – С. 94-106.

118. Образовательная политика зарубежных стран: заседание Гос-ударственного совета «О развитии образования в Российской Фе-дерации». 24.03.2006 // Режим доступа: https://www.hse.ru/data/590/394/1235/program.doc.

119. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сто-лина. – СПб.: Речь, 2002. – 440 с.

120. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сто-лина. – СПб.: Речь, 2002. – 440 с.

121. Олифирович Н.И. Индивидуальное психологическое консуль-тирование: Теория и практика. – М.: Тесей, 2005. – 264 с.

122. Осипова А.А. Смысловые барьеры в учебном процессе: кон-цепция и технологии преодоления: дис. ... д-ра психол. наук. – Ро-стов-на-Дону, 2017. – 285 с.

123. Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультур-ной коммуникации // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. ‒ 1998. ‒ № 1. ‒ С. 94-104.

124. Парфенова Д.А. Структурно-уровневые характеристики цен-ностно-смысловой сферы личности в связи с особенностями ин-теллектуального развития в период ранней взрослости: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. – СПб., 2016. – 26 с.

125. Переосмысливая образование. Образование как всеобщее благо? // Организацией Объединенных Наций по вопросам образо-вания, науки и культуры. – Франция: Юнеско, 2015. – 94 с.

126. Петров В.Е., Мальцева Т.В. Психологическое консультирова-ние сотрудников органов внутренних дел: монография. – Домоде-дово: ВИПК МВД России, 2013. – 168 с.

127. Петрова А.С., Шелепова М.А. Совершенствование системы профессиональной ориентации на учебу и службу в органы внут-ренних дел // Вестник Тюменского института повышения квалифи-кации сотрудников МВД России. – 2014. – № 3. – С. 104-109.

128. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг. – М.: Смысл, 2007. – 688 с.

129. Поздняков В.М., Реуцкая И.Е. Проблемы в профессионально-личностном росте руководителей органов внутренних дел и пси-хологическая помощь при их разрешении: науч.-практ. пособие. – М.: ВНИИ МВД России, 2005. – 245 с.

130. Попов Л.М., Насибуллов К.И., Устин П.Н. Проблемы россий-ской психологии и пути их решения // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38. – №4. – С. 115-118.

131. Прозорова Н.Г., Шапошников В.Л., Ходаринова Н.В. Совре-менные модели и методы диагностики профессиональной мобиль-ности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. № 1 (26). – С. 234-237.

132. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анциферовой. – М.: Наука, 1981. – 73 с.

133. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

134. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карва-сарского. – СПб.: Питер, 2006. – 944 с.

135. Роджерс К., Маслоу А., Мэй Р. Гуманистическая, трансперсо-нальная и экзистенциальная психология. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 224 с.

136. Россолимо Г.И. Психологические профили. Ч. 1. Методика. – М.: ЁЁ Медиа, 2012. – 60 с.

137. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.; Слободчиков В.И. Психология становления и развития человека в образовании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Се-рия 2. История. – 2016. – № 1. – С. 100.

138. Сартакова Е.М. Социально-личностные компетенции условия их развития // Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped23.html.

139. Сашенков С.А. Теоретические аспекты развития профессио-нально-личностных качеств курсантов образовательных организа-ций МВД России // Материалы XX международной научнопракти-ческой конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования». – М.: Интер-наука, 2019. – С. 63-67.

140. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2019 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России, 2020 год. 73 с.

141. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народ-ное образование. – 2004. – № 4. – С. 38 – 43.

142. Сергеева М.Г., Салун С.Н., Конышева Е.В. Методическое со-провождение формирования социальной компетентности обучаю-щихся в условиях высшего образования // Проблемы современно-го педагогического образования. – 2019. – № 62-2. – С. 220-224.

143. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1998. – 429 с.

144. Скамницкий А.А. Компетентностный подход в обучении // Среднее профессиональное образование. – 2014. – №5. – С. 15-24.

145. Слободчиков В.И. Психология становления и развития чело-века в образовании // Вестник Санкт-Петербургского университе-та. Серия 2. История. – 2016. – № 1. – С. 100-107.

146. Слободчикова Ю.В. Влияние профессиональной идентично-сти курсантов образовательных организаций МВД России на раз-витие их коммуникативной компетенции: дис. ... канд. психол. наук. – Москва, 2017. – 182 с.

147. Солянкина Л.Е. Влияние практико-ориентированной образо-вательной среды на развитие профессиональной компетентности обучающегося // Вестник Тамбовского университета. Серия: Об-щественные науки. – 2015. – № 4 (4). – С. 36-39.

148. Социально-психологическая работа в учебных коллективах: учеб.-метод. пособие / В. Т. Контемиров [и др.] / Под ред. Б. П. Смагоринского. ‒ Волгоград: ВА МВД России, 2006. ‒ 170 с.

149. Сочивко Д.В., Ковальчук И.А. Интеллектуально-личностный потенциал будущих специалистов ФСИН России на этапе первич-ной подготовки к службе и обучению // Психология и право. – 2018. – Т. 8. – № 4. – С. 204-218.

150. Сочивко Д.В., Пищелко А.В., Быков М.Ю. Инновационная модель профессиональной деятельности и профессиональной под-готовки пенитенциарных психологов // Прикладная юридическая психология. – 2018. – № 2. – С. 6-13.

151. Сочивко Д.В., Симакова Т.А. Теория и методика исследова-ния индивидуального правосознания и его инфантилизации и кри-минализации // Прикладная юридическая психология. – 2015. – № 2. – С. 24-39.

152. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебник для ву-зов. – 3-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 543 с.

153. Тучкова Т.В. Проблема психологической безопасности обра-зовательной среды в современных социокультурных условиях // Психология обучения. – 2013. – № 5. – С. 4-17.

154. Ульянина О.А. Психологическая диагностика в образователь-ных организациях МВД России // Психология и право. – 2018. – Т. 8. – № 2. – С. 61-76.

155. Ульянина О.А. Психологическое сопровождение спортивной деятельности курсантов образовательных организаций МВД Рос-сии, включенных в сборные спортивных команд // Прикладная юридическая психология. ‒ 2017. ‒ №2(39). ‒ С. 102-109.

156. Ульянина О.А. Состояние и перспективные направления пси-хологической практики в органах внутренних дел // Психологиче-ская наука и образование. – 2017. – Т. 22. – № 5. – С. 77-84.

157. Ульянина О.А. Формирование личностной компетентности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД Рос-сии посредством социально-психологического тренинга: учеб.-метод. пособие. ‒ Волгоград: ВА МВД России, 2016. ‒ 212 с.

158. Ульянина О.А., Исаев Р.А. Современные тенденции модерни-зации высшего профессионального образования в России и за ру-бежом // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. Т. 5. – №1(14). – С. 127-130.

159. Федорова Т.А., Хазанов В.Б. Сравнительный анализ компе-тентностного подхода ФГОСов в рамках Болонского процесса // В сборнике трудов III Национальной научно-методической конфе-ренции с международным участием: «Архитектура университет-ского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства // Под ред. И.А. Максимцева, В.Г. Шубаевой, Л.А. Миэринь. – М., 2019. – С. 235-239.

160. Федотов С.Н., Дзендзель Ю.В., Сударик А.Н. Исследование толерантности как профессионального качества сотрудника поли-ции // Международный журнал психологии и педагогики в служеб-ной деятельности. – 2017. – Т. 3. – №3. – С. 22-25.

161. Фромич Ю.В. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в ведомственных учреждениях МВД России // Современные проблемы профессионального образова-ния: опыт и пути решения: материалы первой всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Иркутск, 2016. – С. 902-906.

162. Ханова М.К. Модернизация современной российской системы высшего образования // В сборнике избранных статей по материа-лам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие» – СПб., 2019. – С. 155-160.

163. Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра. – М.: МЕДПРАКТИКА М, 2011. – 480 с.

164. Хусаинова С.В. Психологическая устойчивость обучающего-ся в учебно-профессиональной деятельности: концепция и техно-логия обеспечения: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. – СПб, 2019. – 44 с.

165. Цветков В.Л., Рожков А.А. Психолого-педагогические усло-вия развития познавательного интереса у курсантов образователь-ных организаций системы МВД России // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. – 2017. – № 2 (33). – С. 191-193.

166. Цибизова Т.Ю., Фомичев А.В. Сравнительный анализ систем образования Германии и России в условиях Болонского процесса // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. – 2012. – № 04. – С. 57-58.

167. Чуманов Ю.В. Психологические особенности принятия реше-ния сотрудниками полиции при выполнении профессиональных задач в ситуациях неопределенности ориентиров поиска: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. – Москва, 2018. – 27 с.

168. Шаповал В.А., Кобозев И.Ю., Золотенко В.А. Психологиче-ская работа с личным составом органов внутренних дел. Органи-зация психологической службы в органах внутренних дел. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. – 240 с.

169. Шаранов Ю.А., Статный В.М. Акмесинергетическая среда становления профессионала органов внутренних дел // Психопеда-гогика в правоохранительных органах. – 2014. – № 4 (59). – С. 16-21.

170. Шаранов Ю.А., Статный В.М. Идеал профессиогенеза в кон-тексте ценностно-смыслового регулирования правоохранительной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2014. – № 3 (63). – С. 222-229.

171. Шаранов Ю.А., Устюжанин В.Н. Проблемы развития системы подготовки кадров высшей квалификации: структурно-логический и ценностно-смысловой аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2016. – № 4 (72). – С. 204-211.

172. Шаранов Ю.А., Устюжанин В.Н. Системная динамика моду-сов психологической активности, пассивности и бездействия со-трудников органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2018. – № 3 (79). – С. 235-240.

173. Шаранов Ю.А., Устюжанин В.Н. Ситуации неопределённости и слабоструктурированные проблемы как системные атрибуты правоохранительной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2018. – № 4 (80). – С. 223-229.

174. Шаранов Ю.А., Устюжанин В.Н. Экспертное мышление юри-ста в контексте «треугольника компетенций» // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2016. – № 2 (70). – С. 203-209.

175. Шелегацкая Н.Л., Бакланова Е.А. Роль психологического кон-сультирования в работе психологической службы вуза // Педаго-гика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы гетерогенных групп и инклюзивного образования: сб. материалов 6-й Международной научно-практической конферен-ции, к 100-летию РГУ имени С.А. Есенина / под редакцией Л. А. Байковой, Н. В. Евтешиной, И. С. Исаевой, Э. В. Самариной, 2014. – С. 29-32.

176. Шульгин Е.Д. Компетентностный подход в современном об-разовании // Академический вестник. – 2011. – № 4. – С. 131-137.

177. Щербакова О.И., Свинобой О.В. Социально-психологический тренинг как способ формирования профессионально важных ка-честв личности сотрудника органов внутренних дел // Инициативы XXI века. – 2016. – № 2. – С. 45-47.

178. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе // Вопросы психологии. – 1995. – № 4. – С. 50-55.

179. Якиманская И.С., Биктина Н.Н., Логутова Е.В., Молокостова А.М. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015. – 124 с.

180. Charles C.J., Williams E.N., Fretz B.R. Counseling Psychology, Third Edition. – Washington, D.C.: American Psychological Associa-tion, 2014. – 648 p.

181. Cottone R.R. Theories and paradigms of counseling and psycho-therapy. – Boston: Allyn and Bacon, 1992. – 223 p.

182. Farrell B.A. The standing of psychoanalysis. – Oxford: Oxford univ.press, 1981. – 240 p.

183. Groth-Marnat G. Handbook of Psychological Assessment: 5th ed. – N.J.: Wiley, 2009. – 754 p.; Kline P. Handbook of Psychological Testing, 2nd ed. – London: Routledge, 2000. – 736 p.

184. Jeffrey A. Kottler, Robert W. Brown. Introduction to Therapeutic Counseling. Voices from the Field. – Spira, 1999. – 448 p.

185. Kirst-Ashman K.K., Hill G.H. Understanding generalist practice. – Chicago, Illinois: Nelson-Hall Publisher, 1995. – 217 p.

186. Kline P. Handbook of Psychological Testing, 2nd ed. – London: Routledge, 2000. – 736 p.

187. Levy K.N., Scala J. Transference, transference interpretations, and transference-focused psychotherapies // Psychotherapy. – 2012. – Vol. 49. – № 3 P. 391-403.

188. Richard Nelson-Jones. The Theory and Practice of Counsensel-ling. – Cassell, 2000. – 456 p.

189. Roy Moodley, Uwe P. Gielen, Rosa Wu Handbook of Counseling and Psychotherapy in an International Context. – Routledge, 2013. – 438 p.

190. Shulman L. The skills of helping individuals, families, and grups. – Itasca, Illinois: F.E. Peacock Publishers, 1997. – 324 р.