74256nam#a2202881#i#450# 2022 20210124090336.7 20201228d2020####ek#y0rusy0150####ca 978-5-369-02044-9 xxu Bilingual Education. EDU005000 Distance, Open & Online Education. EDU041000 Multicultural Education. EDU020000 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга. 37 Образование. Педагогическая наука. 74 bbk Образование и педагогические науки. 44.06.01 okso Образование и педагогические науки. 44.07.01 okso Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы. 14.35 grnti Крамаров, Сергей Олегович Сургутский государственный университет Акишина, Алла Александровна Академия труда и социальных отношений (АТиСО) Антипина, Ирина Вениаминовна Ивановский государственный химико-технологический университет Богуш, Анатолий Иванович АНО «Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации» Брюханова, Наталья Владимировна Южно-Российский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Цзян, Вэнь Санкт-Петербургский государственный университет Голомидова, Полина Сергеевна Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова Гребенюк, Елена Владимировна Сургутский государственный университет Гуличева, Елена Геннадьевна Национальный исследовательский университет «МЭИ» Долинина, Ирина Вячеславовна Ивановский государственный химико-технологический университет Заботкина, Вера Ивановна Российский государственный гуманитарный университет Завьялова, Лариса Анатольевна Ивановский государственный политехнический университет Зарубина, Любовь Альбертовна Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова Звягинцева, Ольга Павловна ФГБОУ ВО «РГУТИС» Извекова, Татьяна Федоровна Новосибирский государственный медицинский университет Коропченко, Алексей Анатольевич Представительство Россотрудничества в Республике Казахстан Кошелева, Елена Юрьевна Национальный исследовательский Томский государственный университет Круглов, Виктор Иванович ФГБУ «Центр развития образования и образовательной деятельности» (Интеробразование) Кузоятова, Ольга Сергеевна Северо-Кавказский федеральный университет Лаврова, Елена Юрьевна Российский университет дружбы народов (РУДН) Меретукова, Мариета Муратовна Адыгейский государственный университет Митясова, Ольга Юрьевна Администрация Сальского района Николаева, Ольга Алексеевна Ивановский филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Одинцова, Мария Владимировна Национальный исследовательский университет «МЭИ» Осипова, Марина Сергеевна Национальный исследовательский университет «МЭИ» Оськин, Николай Сергеевич Российский университет дружбы народов Панфилов, Алексей Александрович Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых Пелихов, Николай Владимирович АНО УНКЦ «Интернаука» Попов, Олег Русланович ЧОУ ВО «Южный университет (ИУБИП)» Рябчиков, Алексей Вячеславович Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова Савченко, Татьяна Вячеславовна Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова Сагайдак, Евгений Иванович Новосибирский национальный исследовательский государственный университет Сахарова, Людмила Викторовна Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) Сенаторова, Ольга Анатольевна Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых Скоробогатова, Вера Игоревна ФГБУ «Главэкспертцентр» Стороженко, Мария Викторовна Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского Сысоева, Екатерина Александровна Национальный исследовательский университет «МЭИ» Тарасов, Александр Евгеньевич Национальный исследовательский университет «МЭИ» Темкин, Игорь Олегович Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" Тиц, Сергей Николаевич Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» Тлехатук, Сусанна Руслановна Адыгейский государственный университет Тряпельников, Анатолий Викторович Российский университет дружбы народов (РУДН) Харитонова, Тамара Геннадьевна Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России Храмов, Владимир Викторович ЧОУ ВО «Южный университет (ИУБИП)» Хуажева, Замира Гидовна Адыгейский государственный университет Чабристова, Екатерина Владимировна Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых Ширинский, Сергей Владимирович Национальный исследовательский университет «МЭИ» Перспективы и возможности формирования системы экспертно-аналитического сопровождения международной деятельности российских университетов Монография Москва ООО "Издательский Центр РИОР" 2020 295 p. Монография подготовлена по итогам проведения XVIII Всероссийской конференции и XXVIII Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей», посвященных обсуждению одной из наиболее актуальных тем, отражающей современные перспективы и возможности формирования системы экспертно-аналитического сопровождения международной деятельности российских университетов.  Предлагаемые материалы могут быть полезны специалистам управления системы образования России и ее регионов, сотрудникам федеральных и региональных органов власти и управления, а также региональным объединениям академической мобильности. национальные системы квалификаций, образование и наука, рынок труда, интернационализация интеллектуальных ресурсов, международное сотрудничество университетов, академическая мобильность, признание образования и квалификаций, экспорт образования, региональное развитие, инновационное и кластерное развитие, цифровые технологии, цифровизация образовательного пространства, мягкие модели, адаптация и интеграция международной миграции, обучение русскому языку и культуре 10.29039/02044-9 «Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом». Утверждена Президентом РФ 3 ноября 2015 г. «Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. № 1797-р). URL: http://static.government.ru/media/files/S125RuCTUAiCH5V7RlHUhCAcOTndx9PJ.pdf. Академическая мобильность в современной федерально-региональной стратегии развития образования и науки // Материалы VI Всероссийской конференции и XVI Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей» / Под ред. Пелихова Н.В. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. 186 с. Акперов И.Г., Брюханова Н.В. Развитие международных научных связей на основе реализации крупных инфраструктурных проектов // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. 2017. № 2. С. 11–20. Анкудинова Д.А. Понятие академической мобильности в межкультурном аспекте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. № 4. Анохина Т.Я., Панин Е.В. История и особенности обучения иностранных студентов в советских и российских вузах // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-osobennosti-obucheniya-inostrannyh-studentov-v-sovetskih-i-rossiyskih-vuzah (дата обращения: 29.04.2020). Антипина И.В. Пути решения проблем адаптации и интеграции трудовых мигрантов и их детей в Ивановской области // Современные проблемы и перспективы интернационализации интеллектуальных ресурсов России (вызовы, стратегии, модели, интересы национального, регионального и отраслевого развития): коллективная монография / Под ред. А.Р. Грошева, С.О. Крамарова, В.И. Круглова, Н.В. Пелихова. М.: РИОР, 2019. С. 192. Батмэнх Т., Николаева О.А. Формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов в вузах города Иваново // Россия и Монголия: опыт и перспективы международной интеграции в образовании и науке. Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Улан-Баторского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова и 80-летию победы битвы на Халхин-Голе. Улан-Батор, 2019. С. 75–78. Бирюков А.В., Зверев Н.И., Пелихов Н.В. Аналитическая записка об итогах реализации (по состоянию на 15 марта 2005 года) плана мероприятий по поддержке экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями Российской Федерации (утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 1536-р) // Новые тенденции в развитии интеграционных процессов в образовании и науке: российская и мировая практика. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та. 2005. С. 139–146. БУ ВО «Сургутский государственный университет». URL: http://www.surgu.ru/ (дата доступа: 21.06.2020). БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет». URL: http://www.surgpu.ru/ (дата доступа: 21.06.2020). БУ ВО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия». URL: https://hmgma.ru/ (дата доступа: 21.06.2020). Бурлинова Н.В. Курс общественного дипломата. Учеб.-метод. материалы. 2017. № 4. Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2017. Васенкова М.В. Использование интерактивных приемов и упражнений для формирования русской лингвокоммуникативной компетенции учащихся-иностранцев // Русский язык в Центральном регионе России: состояние, функционирование и перспективы развития: сб. науч. тр. / Отв. ред. Л.Н. Михеева. Иваново: Ивановский гос. хим.-технол. ун-т, 2007. С. 172–176. Ваулина Л.Н. К вопросу о критериях оценки эффективности международной деятельности вуза // Вестник КГУ. 2013. № 4. Власова В.П. Влияние БОС-технологий в адаптивном физическом воспитании и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика физической культуры. 2016. № 8. С. 32–34. Вольпер М.А. Руководящие заметки о преподавании русского языка по руководствам того же автора: «Русская речь» и «Практическая русская грамматика», примененным к обучению русскому языку в тех школах, в которых дети при поступлении не умеют говорить по-русски. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003635150/ (дата обращения: 04.10.2020). Все больше китайских студентов учатся за рубежом в 2018 г. // Xinhua. 29 марта 2019. URL: http://en.moe.gov.cn/news/media_highlights/201904/t20190401_376249.html. Вьюгин В.В. Колмогоровская сложность и алгоритмическая случайность: учеб. пособие. М.: МФТИ : ИППИ РАН, 2012. 140 с. Гальскова Н.Д., Гез И.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. 5-е изд. М.: Академия, 2008. С. 177. Где и как учатся граждане КНР в России // Cайт Проекта 5-100. URL: https://www.5top100.ru/news/104492/. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. I уровень. / Ред. коллегия: Г.Л. Битехтина, Л.П. Клобукова и др. (в рукописи). 171 с. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень / М.М. Нахабина и др. 2-е изд., испр. и доп. М.; СПб.: «Златоуст», 2001. 32 с. Гранты на обучение за рубежом, финансируемые Правительством КНР в 2020 г. // Китайский стипендиальный совет. 05 апреля 2020. URL: https://bg.csc.edu.cn/ProjectList.aspx. Грошев А.Р., Пелихов Н.В. Международное сотрудничество российских университетов в контексте кластеризации и инновационного развития региональной экономики // Креативная экономика. 2018. № 12(10). Гусеница Я.Н., Малахов А.В., Панина А.А. О формализации адекватности информации // Известия ТулГУ. Технические науки. 2018. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-formalizatsii-adekvatnosti-informatsii (дата обращения: 07.07.2020). Гутман С. Образование в информационном обществе. СПб.: Экстрапринт, 2000. С. 16. Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств. Текст, принятый Всемирным форумом по образованию. Дакар, Сенегал, 2000. (ED-2000/CONF/211/1). Должикова А.В., Куриленко В.Б., Поморцева Н.В., Куликова Е.Ю.. Лингводидактический тест-собеседование: стратегии коммуникативного поведения тестора // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2015. № 5. Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: «Советская Кубань», 2005. 356 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19492269 (дата обращения: 05.05.2020). Жебит Е.В. Риски при разработке международных научных мегапроектов // Теоретическая и прикладная экономика. 2018. № 2. С. 79–90. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=25725. Журнал «Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию». Ростов н/Д: ИУБиП. 2017. Заботкина В.И. Императивы интернационализации: опыт РГГУ // Вестник Воронежского государственного университета. Воронеж: ВГУ 2018. С. 74–79. Заботкина В.И., Маколов В.И. Совместный подход к обеспечению качества международных совместных образовательных программ // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Российское креативное образование в области цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС». М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2016. С. 137–147. Зверев Н.И., Пелихов Н.В. Кооперационные межвузовские объединения академической мобильности // Предпринимательство и преобразование российских университетов. Ростов н/Д: Изд. РГУ, 2003. С. 231. Иванова М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис. … д-ра психол. наук. – СПб.: СПбГТУ, 2001. 353 с. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/2019/?m=vpo (дата обращения: 21.06.2020). Казаков А.В. Иностранные студенты в России с конца XIX века и в начале второй мировой войны // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2016. № 1(5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannye-studenty-v-rossii-s-kontsa-xix-veka-i-v-nachale-vtoroy-mirovoy-voyny (дата обращения: 29.04.2020). Казаренков В.И., Карнелович М.М. Связь этнической идентичности и самопрезентации студентов разных культурных групп в межличностном взаимодействии // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 2. С. 133–144. Карнелович М.М. Этническая идентичность студентов как фактор взаимодействия в поликультурной образовательной среде. // Социокультурные проблемы современного высшего образования: сб. науч. тр. М.: РУДН, 2019. С. 107–112. Карнелович М.М., Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Эмпатийность и рефлексивность как детерминанты этнической толерантности студентов русской и белорусской общностей // Вестник университета. 2020. № 7. С. 199–205. Клековкина М.В., Котельников Е.В. Метод автоматической классификации текстов по тональности, основанный на словаре эмоциональной лексики // RCDL-2012, Переславль-Залесский, Россия: конференция. 2012. С. 81–86. Климова Т.В., Задорожная О.В. Использование БОС технологий в предупреждении профессиональной деформации специалистов железной дороги в экстремальных погодных условиях // В сб.: Труды международной научно-практической конференции «Перспективы развития и эффективность функционирования транспортного комплекса Юга России». В 3 частях. Ростовский государственный университет путей сообщения. 2015. С. 185–187. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24645463 (дата обращения: 01.10.2020). Князев В.В. Качество информации в прикладных информационных системах сферы сервиса // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2008. № 1. С. 11–19. Князев В.В., Мельник В.А., Демидов Л.Н. Информатика и программирование. Ч. 1. Теоретические основы информатики. М.: МГУС, 2006. 164 с. Кобиашвили Н.Г., Николаева О.А. Использование игровых технологий на занятиях по русскому языку как иностранному // Русский язык и литература в контексте глобализации. Материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию МАПРЯЛ. М.: МГУ, 2019. С. 280–284. Козлов А.М. Электронная информационно-образовательная среда в реализации ФГОС ВО // Реализация актуализированных ФГОС: партнерство вузов, колледжей и бизнеса: сб. материалов всероссийской науч.-метод. конференции. Иваново: Ивановский гос. хим.-технол. ун-т, 2019. С. 75–76. Коккота В.А. Лингводидактическое тестирование. М.: Высшая школа, 1989. 127 с. Колмогоров А.Н. Три подхода к определению понятия количества информации // Проблемы передачи информации. 1965. № 1(1). С. 3−11. Концепция внешней политики России, утвержденная Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 г. № Пр-251. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (одобрена Президентом Российской Федерации 18 октября 2002 г.) // Портал «Российское образование для иностранных граждан». URL: http://russia.edu.ru/information/legal/law/inter/conception/ (дата обращения: 15.05.2020). Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р). Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества (утв. МИД России 27 марта 2014 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_248693/. Кортунов А.В. Новая модель международного сотрудничества в сфере общественных и гуманитарных наук. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/novaya-model-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-v-sfere-obshchestvennykh-i-gumanitarnykh-nauk. Крамаров С.О. Метавзаимодействия как инструмент для международного развития в современном обществе // Современные проблемы и перспективы интернационализации интеллектуальных ресурсов России (вызовы, стратегии, модели, интересы национального, регионального и отраслевого развития) / Под ред. А.Р. Грошева, С.О. Крамарова, В.И. Круглова, Н.В. Пелихова. М.: РИОР, 2019. С. 101–107. Крамаров С.О., Тищенко Е.Н., Арапова Е.А. Модели и методы оценки доступности веб-ориентированных образовательных систем // Фундаментальные исследования. № 6. 2020. С. 70–74. Крамаров С.О., Храмов В.В. Системно-инженерный подход к исследованиям сложных многомерных систем на основе мягких моделей // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. 2018. № 4(1). С. 222–228. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36739538 (дата обращения: 25.03.2020). Краснова Г.А., Байков А.А., Арапова Е.Я. Модель экспорта образования: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом // Аккредитация в образовании. 2018. № 2(102). С. 14–16. Кривошеев В.А. Этническая толерантность как психологическое свойство личности и этнической группы // Актуальные проблемы психологии личности. В 2 ч. Ч. 1: сб. н. ст. / Гроднен. ун-т; науч. ред.: К.В. Карпинский. Гродно: ГрГУ, 2012. С. 372–381. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8(1). С. 284–288. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. 544 с. Ларионова М.В. Методология сравнительного анализа международных подходов ранжирования высших учебных заведений // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 7(1). С. 34–69. Левицкая О.С., Лебедев М.А. Интерфейс мозг — компьютер: будущее в настоящем // Вестник РГМУ. 2016. № 2. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки). М.: МГУ, 1970. 87 с. Лингвокультурология. URL: https://orossii.ru/blog/lingvokulturologiya?start=30. Ловцов Д.А. Введение в информационную теорию АСУ: монография. М.: ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 1996. 435 с. Ловцов Д.А. Информационная теория эргасистем: основные положения // Правовая информатика. 2019. № 3. С. 4–20. Лукашевич Н.В. Тезаурусы в задачах информационного поиска. М.: Изд-тво Московского ун-та, 2011. С. 512. Лундвалл Б.-А. Высшее образование, инновации и экономическое развития // Материалы 5-ой международной конференции «ГЛОБЕЛИКС-РОССИЯ-2007: развитие национальных и региональных инновационных систем для повышения конкурентоспособности и качества жизни — партнерство государства, науки, образования и бизнеса (теория, проблемы, опыт и перспективы)». Саратов: СГТУ, 2007. 3 т. С. 40–59. Мажирина К.Г., Джафарова О.А., Фрезе В.Р. Типологизация профилей индивидуальной динамики саморегуляции при помощи технологии компьютерного игрового биоуправления. Бюллетень сибирской медицины, 2010. № 9(2). С. 119–124. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44408852 (дата обращения: 01.10.2020). Мартынов Б.В. Формирование и капитализация цифрового сознания: экосистемный подход // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. 2019. № 5(2). С. 81–84. Международное партнерство и институциональное взаимодействие в области качества образования, продвижения мобильности и признания // Материалы II Всероссийской конференции и XII Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей» / Под ред. Н.В. Пелихова. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2004. 112 с. Международное сотрудничество и стратегические партнерства университетов в становлении инновационного образования России // Материалы VII Всероссийской конференции и XVII Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей» / Под ред. Н.В. Пелихова. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. 166 с. Международное сотрудничество российских университетов в императивах регионального развития: коллективная монография / Под ред. А.Р. Грошева, С.О. Крамарова, Н.В. Пелихова. М.: РИОР, 2018. 127 с. Международное сотрудничество российских университетов и инновационное развитие регионов России: структура, мобильность, стратегии и инструментарий управления // Материалы VIII Всероссийской конференции и XVIII Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей» / Под ред. Н.В. Пелихова. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010. 129 с. Международное сотрудничество университетов в условиях инновационного развития России и ее регионов // Материалы IX Всероссийской конференции и XIX Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей») / Под ред. Н.В. Пелихова. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011. 134 с. Межкультурная коммуникация // Социология/культурология. URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/mezhkulturnaya-kommunikaciya.html. Мельников М.Е., Штарк М.Б., Савелов А.А., Брюль А. Биоуправление по сигналу фМРТ, регистрируемому в реальном времени: новое направление нейротерапии // Журнал высшей нервной деятельности. 2017. № 67(1). С. 3–32. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/fsn/. Модельная методология многомерного ранжирования российских вузов / И.В. Аржанова, М.Ю. Барышникова, В.М. Жураковский и др. // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 8(1). Морозова Ю.В. К вопросу об адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе: региональные аспекты // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22). С. 129–132. Моррис Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика. Сборник переводов / Под ред. Ю.С. Степанова. М.: Радуга, 1982. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко и др. Подготовлено при поддержке WorldSkills Russia, представлен в Абу-Даби 12 октября 2017 г.) // Интернет-издание © Профобразование 2010–2019. URL: http://проф-обр.рф/_bd/16/1621_WS_summary_rus.pdf (дата обращения: 11.12.2018). Наука. Технологии. Инновации: 2020: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020. 88 с. Национальные проекты в сфере образования и проблемы регионального развития // Материалы IV Всероссийской конференции и XIV Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей» / Под ред. Н.В. Пелихова. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. 84 с. Некоторые соображения в связи с предложенным группой экспертов заинтересованных организаций планом государственной поддержки ЭРОУ // Новые тенденции в развитии интеграционных процессов в образовании и науке: российская и мировая практика. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та. 2005. С. 146–160. Николаева О.А. Особенности дистанционного образования в эпоху глобализации // Современные проблемы и перспективы интернационализации интеллектуальных ресурсов России: вызовы, стратегии, модели, интересы национального, регионального и отраслевого развития. М., 2019. С. 238–241. Новая схема академической мобильности / Н.И. Зверев, Н.В. Пелихов, Н. Усольцева Н. и др. // Бюллетень №2 круглого стола «Вызовы и возможности организации программ академической мобильности между странами Евросоюза и Россией». Ростов н/Д: Изд. РГУ, 2003. С. 67–88. Новые тенденции в международной академической мобильности и формировании инновационной образовательной среды России // Материалы V Всероссийской конференции и XV Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей» / Под ред. Н.В. Пелихова. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. 175 с. Новые тенденции в развитии интеграционных процессов в образовании и науке: российская и мировая практика // Материалы III Всероссийской конференции и XIII Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей» / Под ред. Н.В. Пелихова. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2005. С. 8, 165. О месте и роли профессионального и экспертного сообщества в сфере управления международным сотрудничеством в вузах России / А.И. Богуш, В.Д. Быкова, Е.А. Кобзева и др. // Современные проблемы и перспективы интернационализации интеллектуальных ресурсов России (вызовы, стратегии, модели, интересы национального, регионального и отраслевого развития): коллективная монография. М.: РИОР, 2019. С. 91–100. Обменные программы Пекинского педагогического университета // Отдел международных обменов и сотрудничества Пекинского педагогического университета. 09 Apr 2020. URL: http://oiec.bnu.edu.cn/zh-hans/study-abroad/programs-2/. Олейникова О.Н. Совместные программы высшего образования как фактор интернационализации и повышения эффективности программ // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 2. С. 69–78. Пазельская А., Соловьев А. Метод определения эмоций в текстах на русском языке // The international conference on computational linguistics and intellectual technologies “Dialogue 2011”. М., 2011. С. 510–522. Памятка по отбору на зарубежные стипендии, финансируемые китайским стипендиальным советом в 2020 г. // Китайский стипендиальный совет. 20 января 2020. URL: https://www.csc.edu.cn/article/1710. Панин Е.В. Коммунистический университет трудящихся Востока // Известия МГТУ. 2013. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunisticheskiy-universitet-trudyaschihsya-vostoka (дата обращения: 29.04.2020). Парамонов И.Ю., Смагин В.А. Мера информационной мощности тезауруса и ее применение // Интеллектуальные технологии на транспорте. 2016. Вып. 8. С. 5–9. Пелихов Н.В. Институциональное развитие инфраструктуры экспорта образовательных и научных услуг России // Международное партнерство и институциональное взаимодействие в области качества образования, продвижения мобильности и признания. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2004. С. 57–67. Пелихов Н.В. Региональные центры международного сотрудничества // Сб. статей «Проблемы интеграции российских университетов в мировую систему образования и науки с учетом региональных особенностей». Ростов н/Д: Изд. ИМК. № 2. 1995. С. 3–54. Пелихов Н.В. Стратегирование развития международного сотрудничества российских университетов // Повышение конкурентоспособности российских университетов на мировом рынке образования и науки. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2013. С. 66. Пелихов Н.В., Шевченко Е.В., Мирошкин В.П. Салтыковский меморандум об основных принципах создания «Российской службы академической мобильности» (РОСАМ) // Проблемы интеграции российских университетов в мировую образовательную систему с учетом региональных характеристик. Сб. науч. статей. Вып. 2. Ростов н/Д: Изд-во Института массовых коммуникаций, 1995. С. 41–42. Повышение конкурентоспособности российских университетов на мировом рынке образования и науки // Материалы XI Всероссийской конференции и XXI Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей») / Под ред. Н.В. Пелихова. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2013. Попов О.Р. Способ поиска параметров порядка самоорганизующихся систем: информационный аспект // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. 2020. № 2. С. 64–71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43033193 (дата обращения: 10.09.2020). Постановление Правительства Российской Федерации № 668 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» от 04.11.2003. URL: http://base.garant.ru/12133082/#ixzz6KyqBWoxl. Постановление Правительства РФ от 08.05.2019 № 569 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию отдельных мероприятий федерального проекта “Экспорт образования” национального проекта “Образование”». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_324368/. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Экономическое развитие и инновационная экономика”». Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности”». Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы». Одобрена постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832. URL: https://base.garant.ru/179112/. Постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1039 «О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования» (утратило силу). URL: http://base.garant.ru/10164450/#ixzz6KyahRFLU. Постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 г. № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров». Постановление Правительства РФ от 08.10.2013 № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/70468236/#ixzz6KyrfLmUD. Предпринимательство и преобразование российских университетов / М. Шатток, Е. Князев, Н. Пелихов и др. Ростов н/Д: Изд. РГУ, 2003. 272 с. Приказ Минобразования России от 06.09.1999 № 254 «О создании сети региональных и межвузовских центров международного сотрудничества и академической мобильности». Прохоров Ю.Е. Лингвострановедение — страноведение — культуроведение // Русский язык за рубежом. 1990. № 3. С. 79. Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 27.02.2012. Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах: коллективная монография / Под редакцией Е.А. Князева. Казань: Изд. «Унипресс», 1998. 33 п.л. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. № 1340-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы». URL: http://docs.cntd.ru/document/901946494. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы). М.: Журнал «Россия Молодая», 1994. 367 с. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 26.10.1999 № 21/1 «О развитии международного сотрудничества в области образования на базе региональных центров международного сотрудничества». Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И. Российское миграционное законодательство: за или против академической мобильности? // Миграционное право. 2019. № 3. С. 18–25. Руководство по качеству совместных международных образовательных программ: Уровень магистратуры: Методическое пособие / Под ред. В.И. Заботкиной, Н.И. Архиповой, В.И. Маколова. М.: РГГУ, 2016. 75 с. Рябчиков А.В., Чукавина С.И. Инструменты и методы привлечения иностранных абитуриентов на образовательные программы ИжГТУ имени М.Т. Калашникова // Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования: материалы VIII Междунар. конф. Ижевск: Изд-во ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, 2019. С. 89–102. Салюкова Н.Н., Трофимова Е.А. Из опыта тестирования в ШОПМ РУДН // Русский тест. 2018. № 5. Сб. информационно-аналитических и методических материалов «Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития». Москва. 1999. Скоробогатова В.И. Обучение иностранцев в России: от «мягкой силы» к экспорту образования // Образование и право. 2020. № 5. С. 165–173. Совместная реализация Россотрудничеством и вузами России в странах СНГ и балканского региона Концепции продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом // Материалы XII Всероссийской конференции и XXII Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей») / Под ред. Н.В. Пелихова. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2014. 130 с. Современные проблемы и перспективы интернационализации интеллектуальных ресурсов России (вызовы, стратегии, модели, интересы национального, регионального и отраслевого развития): коллективная монография / Под ред. А.Р. Грошева, С.О. Крамарова, В.И. Круглова, Н.В. Пелихова. М.: РИОР, 2019. 260 с. Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств-участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.1996 г. на поступление в учебные заведения» от 24.11.1998 г. // Портал «Российское образование для иностранных граждан». URL: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/1998/ (дата обращения: 15.05.2020). Социокультурные проблемы современного высшего образования: сб. науч. тр. М.: РУДН, 2019. С. 107–112. Справочно-аналитические материалы по международным программам, ведущим научным организациям и университетам зарубежных стран / Г.Н. Кузьмин, Ю.М. Лукманова, Д.М. Мартынов Д.М. и др. М.: НИУ ВШЭ, 2017. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р. Теория информационных процессов и систем: учебно-методическое пособие / В.В. Храмов; Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2011. 61 с. Тряпельников А.В. Интеграция информационных и педагогических технологий в обучении РКИ (методологический аспект). М., 2014. Тряпельников А.В., Акишина А.А. Вызовы XXI века: поликодовые мультимедийные тексты. Материалы VI Международного конгресса исследователей русского языка Русский язык: исторические судьбы и современность (Москва, МГУ, 20–23 марта 2019 года). URL: http://rlc2019.philol.msu.ru/docs/Trudy-i-materialy_RLC2019.pdf (дата обращения: 05.09.2020). Указ Президента Российской Федерации № 940 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» от 21.12.2013 г. URL: http://rs.gov.ru/uploads/document/file/157/э-1315-06_09_2008.txt. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027. Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 (ред. от 28.12.2013) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148653/?frame=1. Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Усталов Д. Извлечение терминов из русскоязычных текстов при помощи графовых моделей (рус.) // УРФУ, Екатеринбург, Россия: конференция. 2012. С. 1–7. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 35–37. ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет». URL: http://nvsu.ru/ (дата обращения: 21.06.2020). ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет». URL: http://www.ugrasu.ru/ (дата обращения: 21.06.2020). Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. М., 2006. С. 3. Харкевич А.А. О ценности информации. Проблемы кибернетики. 1960. № 4. С. 53–57. Хисамутдинова Н.В. Иностранный язык в системе практико-ориентированного обучения в нелингвистическом вузе // Наука и образование в жизни современного общества: сб. научных трудов по матер. Межд. научно-практич. конф. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013. С. 142–143. Храмов В.В. Основы информационного подхода к управлению подготовкой специалистов в сфере военного образования. Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2001. 202 с. Храмов В.В. Способ агрегирования нескольких источников нечеткой информации // Известия ТРТУ. 2001. № 3(21). С. 52–53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12886331 (дата обращения: 25.03.2020). Хьюстон М., Штребе В. Введение в современную социальную психологию: европейский подход / Пер. с англ. Г.Ю. Любимова; под ред. Т.Ю. Базарова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 622 с. Чернавский Д.С. Синергетика и информация (динамическая теория информации). М.: Едиториал УРСС, 2004. 288 с. Черри К. Человек и информация. М.: Связь, 1972. 368 с. Экспертный обзор российской публичной дипломатии в 2018–2019 гг. 10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России: доклад 52/2020 / Н. Бурлинова, П. Василенко, В. Иванченко, О. Шакиров; вып. ред. И. Тимофеев, О. Пылова; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2020. С. 32. Экспорт образовательных программ vs интернационализация университета: монография / М.Ю. Махотаева и др. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2019. 212 с. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 9 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2019. Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против»: сб. ст. / Под ред. Е.Я. Басина, М.Я. Полякова. М.: Прогресс, 1975. С. 193–231. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. Минск: АСАР, 2005. 768 с. Bar-Hillel Y., Carnap R. «An Outline of a Theory of Semantic Information», Technical Report no. 247, October 27, Research Laboratory of Electronics. 49. Berners-Lee T., Hendler J., Lassila O. The semantic web. Scientific American, 2001. Cambria E. SenticNet 2: A semantic and affective resource for opinion mining and sentiment analysis. Proceedings of AAAI FLAIRS. 2012. Pp. 202–207. Cambria E., White B. Jumping NLP curves: A review of natural language processing research. IEEE Computational intelligence magazine. 2014, no. 9(2). Pp. 48–57. Chetviorkin I., Loukachevitch N. Extraction of Russian Sentiment Lexicon for Product Meta-Domain. Proceedings of COLING 2012: Technical Papers. Pp. 593–610. Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. MIT press. 1969, vol. 119. Kramarov S.O., Khramov V.V., Bezuevskaya V.A. Fuzzy Models of Educational Process Management: Digital Transformation. Communications in Computer and Information Science. 2020, vol. 1201. Рp. 78–85. Shattok M. Overview: Entrepreneurialism and transformation of Russian universities. Entrepreneurialism and transformation of Russian universities. Paris: UNESCO, International Institute for Educational Planning, 2004. P. 34. Sokolova M., Bobicev V. “Classification of Emotion Words in Russian and Romanian Languages”. Proceedings of RANLP-2009 conference, Borovets, Bulgaria. 2009. Pp. 415–419. URL: http://lilu.fcim.utm.md/RoRUWNAffect.pdf (дата обращения: 01.10.2020). Turchin A., Denkenberger D. Global Catastrophic and Existential Risks Communication Scale. Futures. 2018, vol. 97. Pp. 27–38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35717030 (дата обращения: 10.09.2020). Vilares D., Peng H., Satapathy R., Cambria E. BabelSenticNet: a commonsense reasoning framework for multilingual sentiment analysis. In: IEEESSCI, 1292–1298. 2018. URL: https://sentic.net/babelsenticnet.pdf (дата обращения: 01.10.2020). URL: http://www.abc.gnpbu.ru/DownLoads/abc-book/volper_1897.pdf (дата обращения: 05.09.2020). URL: https://atmos-sfera.ru (дата обращения: 05.09.2020). URL: https://atmos-sfera.ru/rus-rossija-russkij-jazyk.html (дата обращения: 05.09.2020). URL: https://atmos-sfera.ru/taresurs/1-1/index.html (дата обращения: 05.09.2020). URL: https://atmos-sfera.ru/taresurs/6_rr-ry/3_rr-ry/P_2/sssr_1941_1945/index.html (дата обращения: 05.09.2020). URL: https://interpretive.ru/termin/volper-mihail-ioakimovich.html (дата обращения: 04.10.2020). There is an electronic copy naukaru.ru