ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С УЧАЩИМИСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлен опыт работы РГПУ им. А.И. Герцена по развитию профессиональных компетенций различных категорий педагогов, работающих в психолого-педагогических классах. Описана сетевая программа повышения квалификации, разработанная и апробированная в университете, обоснован ее инновационный характер. Ее главные особенности – командная форма организации обучения, возможность выбора вариативных модулей, разработка и защита командных проектов, сетевая форма реализации. Проанализированы результаты опроса слушателей по итогам апробации программы. Выявлены запросы на практико-ориентированность, психологическая неготовность ряда педагогов к серьезному обучению, недооценка теоретических основ образовательной деятельности, отсутствие комплексного видения различных направлений работы в профильных психолого-педагогических классах, возможных проблем и путей их решения. Даны выводы по совершенствованию работы в этом направлении. Исследование выполнено за счет внутреннего гранта РГПУ им. А. И. Герцена (проект № 33ВГ).

Ключевые слова:
психолого-педагогические классы, профессиональные компетенции, повышение квалификации, командные формы
Список литературы

1. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р. URL: http://government.ru/docs/all/141781/ (дата обращения: 10.07.2024).

2. Письмо Минпросвещения России от 30.03.2021 N ВБ-511/08 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования») – URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_381430/22a5b14f16e5787e79c5b94b527 e887725de6cd5/ (дата обращения: 10.07.2024).

3. Паспорт национального проекта «Образование» URL: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения: 19.07.2024).

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменени ями и дополнениями от: 25 декабря 2014 г., 5 августа 2016 г.) – URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 19.07.2024).

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71932204/ (дата обращения: 19.07.2024).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата «Образование и педагогические науки» – URL: https://fgosvo.ru/ fgosvo/index/24/94 (дата обращения: 25.07.2024).

7. Белоцерковский А.В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов / А.В. Белоцерковский // Высшее образование в России, 2015. № 6. – С. 26–31. EDN: https://elibrary.ru/UDQZVJ

8. Кочетова А.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника: культура самоопределения : методическое издание : из опыта инновационной деятельности Лицея № 281 Санкт-Петербурга / Кочетова А.А., Уткина А.Н., Фадеева О.Ф. ; под редакцией А.А. Кочетовой ; рецензенты : О.Б. Даутова, И.Ю. Гутник. – СПб. : Ниц Арт, 2023. – 120 с. EDN: https://elibrary.ru/OOCRDP

9. Макарова Н.С. Проектирование основных профессиональных образовательных программ высшего образования на основе профессиональных стандартов / Н.С. Макарова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2016. – № 1 (10). – С. 94–97. EDN: https://elibrary.ru/VXKQRH

10. Озерникова Т.Г. О применении профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ в вузе / Т.Г. Озерникова, О.Н. Пензина // Baikal Research Journal. – 2018. – Т. 9, № 1. DOIhttps://doi.org/10.17150/2411-6262.2018.9(1).11. EDN: https://elibrary.ru/XPFSQX

11. Пискунова Е.В. Распределенная система научно-методического сопровождения педагогов: опыт взаимодействия педагогического вуза и районной (муниципальной) методической службы / Е.В. Пискунова, Т.В. Модестова // Университет, открытый регионам : сборник научных статей II международной научнопрактической конференции, Санкт-Петербург, 25 октября 2023 года / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – СПб., 2024. – С. 22–27. Объем в п.л.: 0,75 п.л. EDN: https://elibrary.ru/JTOSUZ

12. Сенашенко В.С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования / В.С. Сенашенко // Высшее образование в России. – 2015. – № 6. – С. 31–36. EDN: https://elibrary.ru/UDQZVT

13. Сомова Н.Л. Профессионально важные качества современного учителя / Н.Л. Сомова, К.П. Балакина // Психологические исследования в образовании : Герценовские чтения : материалы III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 1–2 октября 2020 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – 2020. – Вып. 3. – С. 675–682. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44271340. — DOI: 10.33910/ herzenpsyconf-2020-3-29. Объем в п.л.: 1,0 п.л. DOI: https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-29; EDN: https://elibrary.ru/SJXQQQ

14. Шевелев А.Н. Развитие петербургской системы профильных классов психолого-педагогической направленности: перспективы и риски процесса // Человек и образование. – 2023. – № 4. – С. 16–26

Войти или Создать
* Забыли пароль?