ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СМЕШАННЫХ КЛАССАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИММИГРАНТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается один из подходов к социализации детей иммигрантов в российском обществе, осуществляемый в смешанных классах начальной школы на уроках английского языка. Методика разработана с учетом социальных и психологических особенностей детей иммигрантов, а также принципов обучения, в которых учитывается мультинациональный состав учащихся класса. Представлены и классифицированы социальные и психологические особенности детей иммигрантов из двух макрорегионов – стран Кавказа и Средней Азии. В соответствии с психолого-педагогическими характеристиками младших школьников предложены варианты тем для уроков английского языка и приведены примеры фрагментов уроков, демонстрирующих методику формирования основ российской гражданской идентичности.

Ключевые слова:
начальная школа; дети – граждане РФ и дети иммигрантов; смешанные классы; условия социализации; принципы обучения; концепты русской культуры; обучение иностранному языку в школе; духовно-нравственные ценности российского общества; российская гражданская идентичность
Список литературы

1. Английский в фокусе: учебник. 2 кл. В 2-х ч. Ч. 1 / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова [и др.]. – М.: Просвещение, 2024. – 72 с. . 

2. Бельская Яна. Медведев заявил, что каждый пятый ребёнок в России не говорит по-русски // ФедералПресс, 06.06.2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://fedpress.ru/news/77/society/3246933 (дата обращения: 29.03.2025).

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

4. В администрации Президента рассказали, сколько детей мигрантов обучаются в школах России // ТАСС [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/obschestvo/11095469 (дата обращения: 29.03.2025).

5. Вандышев М.Н. Как обучать детей мигрантов – вместе или раздельно? Опыт педагогов Свердловской области // Вопросы образования. – 2019. – № 2. – С. 179–198. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-179-198; EDN: https://elibrary.ru/FKKBCM

6. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2010. – 717 с.

7. Касенова Н.Н., Мусатова О.В. Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов, билингвов и мигрантов в начальной школе // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 5. – С. 87–97 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-inofonov-bilingvov-i-migrantov-v-nachalnoy-shkole/viewer (дата обращения: 29.03.2025). EDN: https://elibrary.ru/ZRESUZ

8. Колесникова Ксения, Латухина Кира. Путин поручил вести учёт детей иностранцев в России // Российская газета. 23.05.2021 [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2021/05/23/putin-poruchil-vesti-uchet-detej-inostrancev-v-rossii.html (дата обращения 29.03.2025).

9. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей в современной российской школе» (Москва, 20.05.2024) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.instrao.ru/press-center/news/novosti/vserossiyskaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-sokhranenie-i-ukreplenie-dukhovno-nravstvennykh-/ (дата обращения: 29.03.2025).

10. Немов Р.С. Психология образования: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х кн. Кн. 2. – М.: ВЛАДОС, 2020. – 606 с.

11. Об образовании в Российской Федерации / Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.02.2025) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения 29.03.2025).

12. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года / утв. Указом Президента РФ от 06.12.2018 № 703 (в ред. от 15.01.2024 № 36) [Электронный ресурс]. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949 (дата обращения 29.03.2025).

13. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей / утв. Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 29.03.2025).

14. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка: настольная книга преподавателя иностранного языка / 3-е изд., перераб. и доп. – Сургут: Лингва, 2022. – 426 с.

15. Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4 (36). – С. 12–27. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2019.0402; EDN: https://elibrary.ru/UYGLQX

16. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1983. – 352 с.

17. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Иностранный язык» [Электронный ресурс]. – URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/03_%D0%A4%D0%A0%D0%9F-%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-2-4-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B.pdf (дата обращения 29.03.2025).

18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / утв. Приказом министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения 29.03.2025).

19. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д.И. Фельдштейн. Изб. труды. – М.: ФЛИНТА, 1999. – 672 с.

20. Шарафутдинова О.И., Доронина Е. Г., Казакова Ю.В. Выявление практик обучения детей-мигрантов посредством глубинного интервью // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. – 2022. – № 1 (459). – Вып. 127. – С. 166–173. DOI: https://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-10119; EDN: https://elibrary.ru/BKAGNH

21. Kids vocabulary – Family – family members & tree: Learn English educational video for kids. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=FHaObkHEkHQ&ab_channel=EnglishSingsing.

22. Prensky M. ‘Digital Natives, Digital Immigrants’. From: On the Horizon. MCB University Press, 2001. Vol. 9. No. 5.

Войти или Создать
* Забыли пароль?