ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОПЫТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНОСФЕРЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье осуществлён критический анализ существующих в дошкольном образовании программ и разработок по ознакомлению детей с техносферой. На основе обобщения современных педагогических и психологических исследований предложена ситуационноигровая технология формирования у старших дошкольников опыта познавательной и творческой деятельности в техносфере. Она представлена системой игровых образовательных ситуаций, которые способствуют рациональному познанию детьми техносферы на основе анализа, синтеза, сравнения и классификации, выделения главного и второстепенного, обнаружения простейших причинно-следственных связей внутри технических объектов, а также творческого их преобразования.

Ключевые слова:
старшие дошкольники; техносфера; опыт познания и творчества; ситуационно-игровая технология
Список литературы

1. Абысова В.А., Семёнов И.Н. Развитие в инновационном образовании инженерно-физического мышления дошкольников как элемента их человеческого капитала // сборник статей XIV Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения» (Москва, 2022). В 2 ч. Ч. 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48103107 (дата обращения: 22.01.2025). EDN: https://elibrary.ru/MJVMDH

2. Альтшуллер Г.С. Программа «ТРИЗ». – М.: ТРИЗ-инфо, 2017. – 208 с.

3. Батаева Ю.А., Седашева В.Н. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через сюжетные игры: материалы III Международной научной конференции «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, 2017). – СПб.: Своё издательство, 2017. – С. 16–19. EDN: https://elibrary.ru/YOWCSU

4. Власова А.А. Техническое творчество дошкольников как фундамент для развития инженерного мышления. Инженерное образование: от школы к производству. – Екатеринбург: Изд-во Института развития образования Свердловской области, 2017. – 98 с.

5. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Вектор, 2018. – 79 с.

6. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа. – 2-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 112 с.

7. Гальперин П.Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте // Психология как объективная наука. – М.; Воронеж: НПО «Модек», 1998. – С. 357–388.

8. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: пособие для воспитателей детских садов [Электронный ресурс]. – URL: http://www.trizminsk.org/e/260015.htm (дата обращения: 22.01.2025).

9. Деркунская В.А. Инженерный детский сад – сад обновлённых развивающих пространств и видов детской деятельности // Детский сад: теория и практика. – 2018. – № 5–6. – С. 66–71. EDN: https://elibrary.ru/WFFLKK

10. Дыбина О.В. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 304 с. EDN: https://elibrary.ru/WWAXKR

11. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности: нормативный подход. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 168 с.

12. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 159 с.

13. Мозговая С.В. Формирование основ научно-технического творчества и интеллектуальных способностей дошкольников посредством STEM-лаборатории // Вестник Белгородского института развития образования. – 2019. – Т. 6. – № 3 (13). – С. 87–93. EDN: https://elibrary.ru/JPNDOC

14. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. – М.: Изд-во МГУ, 2012. – 372 с.

15. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1977. – 271 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?