ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЩЕРБА ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ СВАЛОК И ОТХОДОВ НА ЗЕМЛЯХ ЛЕСНОГО ФОНДА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены вопросы образования отходов в Российской Федерации, в том числе по сравнению со странами Евросоюза. Представлена оценка системы обращения с отходами производства и потребления на уровне регионов страны, а также рассмотрена структура образования отходов. Показано, что образование несанкционированных свалок наносит серьезный ущерб, особенно если свалки образуются в природных экосистемах- лесах. Указано, что в Приволжский федеральном округе накоплено наибольшее количество несанкционированных свалок, образованных в разрезе Федеральных округов в 2023 году. Приведен методический подход к оценке несанкционированных свалок, образующихся в лесах на землях лесного фонда, и выполнен расчет затрат необходимых для их ликвидации. Установлено, что для ликвидации накопленного ущерба лесным экосистемам федеральных округов необходимо привлечение до не менее 3,3 млрд. руб. Снизить количество и скорость образования несанкционированных свалок в лесном фонде можно путем экологически обоснованного выбора мест размещения новых полигонов и мониторинга эксплуатируемых полигонов. Наряду повышением социальной ответственности населения и осведомленности о влиянии отходов на окружающую среду и здоровье человека, необходимо внесение изменений в действующее лесное законодательство, в части ужесточения мер направленных на выявление нарушителей и компенсации наносимого ими ущерба.

Ключевые слова:
несанкционированные свалки, экономический ущерб, управление, лесной фонд
Текст

Введение

По прогнозам Всемирного банка количество  отходов к 2050 году превзойдет рост населения более чем вдвое [1]. Несмотря на пристальное внимание к проблеме формирования и накопления отходов, внедрения инноваций и новых технологий утилизации отходов  проблема не теряет своей актуальности.  В настоящее время устойчивое развитие формируется по принципу использования меньшего количества ресурсов на единицу продукции, а концепция круговой экономики разрабатывается как основополагающий компонент «зеленой экономики» [2].  Однако, количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а сразу направляются на полигоны и свалки, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности [3].  Накопление твердых отходов производства и потребления  затрагивает всех, особенно в части пластика. Накапливаемые  отходы загрязняют мировые океаны, засоряют стоки рек,  являются возбудителями опасных болезней,  загрязнителями воздуха при их сжигании, источником снижения биоразнообразия и даже причиной сокращения туризма в ряде мест и областей [4,5]. Более того, твердые отходы являются источником эмиссии парниковых газов, поток которых  увеличится до 2,6 млрд. тонн CO2- эквиваленту к 2050 году [6].  Значительный урон отходы наносят природным экосистемам и в частности лесам [7].

 В развитых странах проблема накопления и утилизации отходов является ключевой, а объемы финансирования управления отходами значительны. 

В  странах с низким уровнем дохода от 10 до 20 процентов своих бюджетов тратиться на управление отходами, преимущественно на их сжигание [8].  Отметим, что сжигание коммунальных отходов остается приоритетом номер один в практике управления отходами во всех странах мира, способствуя снижению их объема, и позволяя снизить массу захоронения твердых бытовых отходов (ТКО) до 70% [9].  

В мире ежегодно образуется 2,01 миллиарда тонн твердых бытовых отходов, причем не менее 33 процентов из них не утилизируются. Во всем мире средний объем отходов, образующихся на человека в день, составляет 0,74 килограмма,  в России этот показатель составляет от 1,0 до 1,1 кг [10].

Прогнозируется, что ежедневное образование отходов на душу населения в странах с высоким уровнем дохода увеличится на 19 процентов к 2050 году по сравнению со странами с низким и средним уровнем дохода, где ожидается, что оно увеличится примерно на 40 процентов или более.

В нашей стране проблема образования и утилизации отходов стоит не менее остро, чем за рубежом. По оценкам BusinesStat, в 2018-2022 гг. производство твердых коммунальных отходов в России увеличилось на 32%, а к  2023 году в России уже образовалось 49,9 млн. т. ТКО, что на 3,3% выше, чем в 2022 г.[11]. Увеличение количества коммунальных отходов экспертами связывается,  как с увеличением потребления, так и ростом доходов населения.

Уровень переработки в России составляет лишь 5–7%, в то время как в странах Европейского союза перерабатывается до 60% ТКО [12]. Таким образом, в России более 90% мусора направляется на полигоны и несанкционированные свалки, и количество накопленных отходов растет. Из-за нехватки полигонов для размещения ТБО часть данных отходов размещается в местах временного складирования ТБО, организованными органами местного самоуправления, другая часть - на стихийно образованных свалках, в поймах рек, на окраинах населенных пунктов [13]. В целях управления отходами на  государственном уровне  с 2017 по 2019 был дан старт новой системе обращения с отходами,  согласно этапам, зафиксированным в ФЗ № 89 [14].

Целью реформы стало создание правовых основ обращения с отходами производства и потребления, необходимых для снижения негативного воздействия  на здоровье людей и поддержание безопасной среды обитания, а также  в целях формирования основ циркулярной экономики и вовлечения  отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

 За пять последних лет объемы образования отходов производства и потребления  по данным представленным региональными операторами, осуществляющими деятельность с твердыми коммунальными отходами снизились  по сравнению с 2019 годом (рисунок 1).

Список литературы

1. Kaza, Silpa; Yao, Lisa C.; Bhada-Tata, Perinaz; Van Woerden, Frank. 2018. What a Waste 2.0: A Global Snapshot of Solid Waste Management to 2050. Urban Development;. © Washington, DC: World Bank. http://hdl.handle.net/10986/30317 License: CC BY 3.0 IGO.

2. Ferreira, B.; Monedero, J.; Martí, J.L.; Aliaga, C.; Hortal, M.; López, A.D. The Economic Aspects of Recycling. In Post-Consumer Waste Recycling and Optimal Production; Enri Damanhuri, IntechOpen: London, UK, 23 May 2012. Available on-line: https://www.intechopen.com/books/post-consumer-waste-recycling-and-optimal-production/the-economic-aspects-of-recyclingpagerange

3. Соколов Ю. И. Риски мусорной экологической катастрофы России // Проблемы анализа риска. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-musornoy-ekologicheskoy-katastrofy-rossii (дата обращения: 08.02.2025).

4. Аджиева, З. И. Влияние экологических проблем на экономическую безопасность в регионе (на примере Карачаево-черкесской Республики) / З. И. Аджиева, А. А. Барташевич, С. Х. Дибирова // Альманах Крым. – 2022. – № 33. – С. 87-93. – EDN OBNGNX.

5. Протасов, В. Ф. Социально-экономические проблемы экологической безопасности в России (не пришлось бы жить в противогазе) / В. Ф. Протасов // Экономика промышленности. – 2008. – № 1. – С. 13-22. – EDN MUYOWR.

6. Научно-методические основы сокращения выбросов и увеличения поглощения парниковых газов лесами при осуществлении лесохозяйственных мероприятий и проектной деятельности (лесоклиматических проектов) в субъектах Российской Федерации / С. С. Морковина, С. М. Матвеев, Н. В. Яковенко [и др.]. – Воронеж : Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова, 2023. – 231 с. – ISBN 978-5-7994-1063-6. – EDN ITWBHR.

7. Докучаев, К. А. Загрязнение мусором лесов Тюменской области / К. А. Докучаев, К. С. Юдин // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XII Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Пенза, 15 мая 2018 года. Том Часть 1. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. – С. 249-255. – EDN XNLDJB.

8. Public-Private Partnership in Municipal Solid Waste Management / S. S. Morkovina, L. V. Bryndina, V. E. Sukhova, A. V. Ivanova // Vision 2025: Education Excellence and Management of Innovations through Sustainable Economic Competitive Advantage : Proceedings of the 34rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019, Madrid, 13–14 ноября 2019 года. – Madrid: International Business Information Management Association, 2019. – P. 2811-2821. – EDN RQHPKQ.

9. Marshall, R. E., & Farahbakhsh, K. (2013). Systems approaches to integrated solid waste management in developing countries. Waste Management, 33, (2013), 988–1003.

10. Вертакова Ю. В. Оценка экономической эффективности инновационного проекта по созданию предприятия по новой горно-химической технологии деполимеризации отходов / Ю. В. Вертакова, Г. Л. Звягинцев, Т. Н. Бабич, Ю. С. Положенцева // Организатор производства. – 2017. – Т. 25, № 2. – С. 79-91. – DOIhttps://doi.org/10.25065/1810-4894-2017-25-2-79-91. – EDN YUFCCB.

11. Анализ рынка удаления и обработки твердых коммунальных отходов (мусора) в России в 2020-2024 гг., прогноз на 2025-2029 гг. https://businesstat.ru/catalog/id42093/

12. European Commission, Directorate-General for Environment, Karigl, B., Neubauer, C., Kral, U., et al., 2022, Scoping study to assess the feasibility of further EU measures on waste prevention : final report, https://data.europa.eu/doi/10.2779/21588

13. Чомаева, М. Н. Необходимость защиты окружающей среды от опасных техногенных воздействий промышленности на экосистемы / М. Н. Чомаева, С. И. Салпагарова // Естественные и технические науки. – 2015. – № 4(82). – С. 116-118. – EDN TXUROV.

14. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "Об отходах производства и потребления" https://legalacts.ru/doc/FZ-ob-othodah-proizvodstva-i-potreblenija/

15. Дубовик Д. М. Объекты накопленного вреда: к вопросу о несанкционированных свалках/ Д. М. Дубовик // Российское право: образование, практика, наука. 2022. № 3. С. 93–99. DOI:https://doi.org/10.34076/2410_2709_2022_3_93.

16. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 13.12.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" https://legalacts.ru/doc/131_FZ-ob-obwih-principah-organizacii-mestnogo-samoupravlenija/?ysclid=m77r5hu62k128452039

17. Цгоев, Т. Ф. Проблемы оценки накопленного экологического ущерба при размещении отходов производства и потребления / Т. Ф. Цгоев, Ф. М. Дзебоева // Вестник МАНЭБ. – 2018. – Т. 23, № 4. – С. 24-28. – EDN YXPIOL.

18. https://forestcomplex.ru/forestry/pochemu-v-lesah-pod-sankt-peterburgom-ustraivajut-zasady/

19. https://rpn.gov.ru/open-service/analytic-data/statistic-reports/unauthorized-landfill/

20. http://council.gov.ru/events/news/128673/


Войти или Создать
* Забыли пароль?