Тула, Россия
В статье доказано, что хозяйственная деятельность любой организации осуществляется в социальной среде, поэтому менеджеры и предприниматели должны оценивать полезность своих действий не только с точки зрения здравого смысла, но и морали. В современной организации позиция менеджеров несомненно играет решающую роль при принятии решений, в которых должны сочетаться как коммерческие (деловые) стандарты поведения, так и этические.
менеджмент организации, менеджер, мораль, неформальные группы, деловое общение, этические обязанности руководителя, потребности людей, мотивы.
Хозяйственная деятельность любой организации осуществляется в социальной среде, поэтому менеджеры и предприниматели должны оценивать полезность своих действий не только с точки зрения здравого смысла, но и морали. Однако многим менеджерам обычно безразлично, определяются ли их действия здравым смыслом управления деятельностью организации или требованиями морали. Такое поведение менеджеров и стремление к максимизации прибыли может нанести вред не только организации, но и обществу в целом.
Поступать морально означает рассматривать здравый смысл как мотив и обоснование этического поведения. Менеджеры, проявляющие интерес к морали, стремятся обосновать ту или иную позицию. Моральная позиция, занимаемая субъектом, обосновывается причинами, которые заставляют ее придерживаться. Однако любое убеждение подвержено критике и поэтому нуждается в надежном обосновании, хорошей аргументации. Аргументы должны доказывать или обосновывать какой-либо тезис, принцип и т.д. В этом аспекте мораль имеет свои функции:
- оценочная – оценка действий производится через призму особых понятий морального сознания (добро, зло, справедливость, долг, совесть и т.д.);
- познавательная – открывает представление о внутреннем мире как собственном, так и других людей, организаций, государства;
- мировоззренческая – показывает (оправдывает), во имя чего должны выполняться нормы морали;
- воспитательная – проявляется в непрерывном, интенсивном и целенаправленном становлении отдельной личности, воспитании нравственности общества;
- регулятивная – на основе синтеза других функций морали – представляет человеку стратегические ориентиры в виде моральных ценностей.
В соответствии с этой функцией мораль регулирует все сферы жизни и хозяйственной деятельности человека, предъявляет к нему максимальные требования, опираясь на авторитет общественного мнения и моральные убеждения.
1. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. М.: ИНФРА-М, 2012.
2. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.