ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИЩЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Все экономические субъекты нуждаются в защите. Проблема недостаточной защищенности российских работников и работодателей особенно актуальна. Работника от увольнения и притеснений защищает, в первую очередь, его полезность работодателю и конкурентоспособность на рынке труда. На защищенность работника влияют такие компоненты его человеческого капитала, как образование, уровень квалификации, опыт, репутация, потенциал мобильности. Формальные институты, призванные защищать работников, в России недостаточно эффективны. Неформальные институты (традиции, обычаи, привычки), будучи глубоко авторитарными, допускают высокую степень личной зависимости работника. В результате в новом частном секторе, особенно в малом бизнесе, большинство работников почти бесправно. У людей, работающих в государственном секторе, социальная защищенность выше, но ниже защищенность от бедности. Особенно слабо защищены на рынке труда пожилые люди и инвалиды. Работодатель также нуждается в защите от плохих работников, которые могут обманывать его при найме и в процессе работы, злоупотреблять служебным положением, воровать, шантажировать, продавать важную информацию конкурентам. Велик риск инвестирования в повышение квалификации сотрудников. В статье перечислены факторы, позволяющие уменьшать риск переманивания конкурентами хороших работников. Некоторые выводы подтверждаются результатами социологического исследования, проведенного автором в 2003, 2010 и 2011 гг. Главная причина незащищенности субъектов трудовых отношений, помимо их возможной неконкурентоспособности, — в недостатках институциональной среды, которая эти отношения регулирует.

Ключевые слова:
формальные институты, неформальные институты, защищенность, работник, работодатель, трудовые отношения, оппортунистическое поведение.
Текст

1. В защите нуждаются все

Все экономические субъекты, осуществляющие те или иные сделки, нуждаются в защите: предприниматели – друг от друга (особенно если кто-то из них использует методы нечестной, недобросовестной конкуренции), покупатели – от жуликоватых продавцов, желающих подсунуть поддельный или негодный товар; продавцы – от коварных покупателей, расплачивающихся фальшивыми деньгами или специально портящих товар с тем, чтобы иметь повод вернуть его или предъявить денежные претензии. Сложнее представить ситуацию, в которой надо одних покупателей защитить от других, но и она может возникнуть, к примеру, когда в погоне за дефицитом они «давят» друг друга (при социализме, особенно позднем, такое возникало нередко). Неплохо, когда бизнес защищен от рэкета и поборов, от слишком пристального внимания государства, чиновников (совсем без внимания, конечно, нельзя).

Взаимоотношения всех членов общества, особенно в экономической сфере, регулируются институтами. Как известно, институты – это «правила игры» в обществе и система механизмов, обеспечивающая их выполнение. Институты определяют и направляют действия людей, наказывают за неправильное поведение и т.п. Правила игры, т.е. правила поведения включают не только формальные институты (законы и организации, проводящие их в жизнь, карающие за их нарушение и т.п.), но и неформальные: обычаи, традиции, нравы, привычки людей. Нередко они оказываются даже важнее, чем формальные правила и нормы поведения.

Список литературы

1. Заработная плата в России: эволюция и дифференциация: монография / Под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. М.: ГУ ВШЭ, 2008.

2. Мазин А.Л. Взаимоотношения нанимателя и работника в условиях кризиса // Человек и труд. 2009. № 12.

3. Мазин А.Л. Миграционный потенциал нижегородских студентов // Человек и труд. 2012. № 9.

4. Мазин А.Л. Особенности конкуренции на российском рынке труда // Человек и труд. 2005. № 5.

5. Персонал и финансовые хищения в условиях кризиса // Управление персоналом. 2009. № 10.

Войти или Создать
* Забыли пароль?