Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Улучшение качества медицинских услуг на национальном, региональном и местном уровне, а также привлечение инвестиций в сферу здравоохранения рассматривается как ключевая стратегическая цель для достижения устойчивого развития Российской Федерации до 2030 года. Статья посвящена исследованию динамики и перспектив развития такого сегмента российского здравоохранения, как рынок платных медицинских услуг. Этот рынок, в отличие от медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования, более зависим от макроэкономической ситуации, в частности – от доходов населения. Макроэкономическая нестабильность последних лет, вызванная политико-экономической турбулентностью, оказывает на рынок медицинских услуг существенное влияние. В то же время, установлено, что с 2017 по 2023 годы объем платных медицинских услуг в России вырос в 2,3 раза, несмотря на инфляционные процессы и геополитические вызовы. Рост благосостояния населения и улучшение качества медицинских услуг способствовали увеличению спроса, хотя пандемия COVID-19 и экономические потрясения 2022 года, обусловленные введением масштабных антироссийских санкций, временно замедлили его развитие. Основной акцент в исследовании сделан на распределение расходов по регионам и влияние различных факторов на доступность медицинских услуг для населения. Прогнозы указывают на продолжение роста рынка медицинских услуг в среднесрочной перспективе, при условии стабилизации экономической ситуации и дальнейшего технологического развития сектора здравоохранения, в том числе – на основе его цифровизации.

Ключевые слова:
медицинские услуги, экономическая нестабильность, инфляция, региональные различия, прогнозы рынка, макроэкономические факторы
Текст

Введение

В России одной из приоритетных задач является укрепление и поддержание здоровья населения, что требует от системы здравоохранения высокой активности, включая развитие системы медицинских услуг, которые могли бы дополнить и разгрузить государственную медицинскую систему, работающую в рамках обязательного медицинского страхования, обеспечивая при этом более широкий доступ к современным методам диагностики и лечения.

В 2018 году Президент Российской Федерации В.В. Путин определил цель: обеспечить доступность современной и качественной медицинской помощи, которая должна соответствовать самым высоким мировым стандартам (Послание Президента Федеральному Собранию, см.: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42902/page/2). Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская услуга определяется как медицинское вмешательство или совокупность медицинских вмешательств. Эти вмешательства направлены на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также на медицинскую реабилитацию, они обладают самостоятельным завершённым значением.

Услуги здравоохранения представляют собой медицинские услуги, оказываемые лицам, нуждающимся в помощи, специалистами в области здравоохранения, а также соответствующими медицинскими учреждениями. Медицинские услуги предназначены для пациентов, а также их семей [1, с. 175]. К ключевым видам услуг здравоохранения относятся медицинские и диагностические лабораторные услуги, услуги стоматологии, домашнего и стационарного ухода, программы по борьбе с наркозависимостью и психиатрические учреждения, больницы, амбулаторные центры, а также врачи и другие специалисты в области здравоохранения. В категорию также входят различные амбулаторные медицинские услуги и услуги скорой помощи.

Больницы и амбулаторные центры специализируются на диагностике и предоставлении медицинского лечения пациентам, страдающим от разнообразных заболеваний. Затраты на данные услуги делятся на государственные и частные, и ими одинаково пользуются как мужчины так и женщины. Объем рынка медицинских услуг (на практике широко используется, строго говоря, некорректный термин «платные медицинские услуги», в рамках этой статьи, признавая несовершенство этого термина, мы также будем пользоваться) значительно вырос за последние годы. Повышенный спрос можно объяснить значительными достижениями в области медицины, расширением медицинского страхования, государственными программами здравоохранения [2, с. 42].

Ожидается, что объем рынка медицинских услуг будет также расти в течение следующих нескольких лет. Показатели выживаемости и качество жизни значительно улучшились за последнее десятилетие. Медицинские и технологические достижения сыграли важную роль в их прогрессе. Высокотехнологичное диагностическое и терапевтическое оборудование, интегрирующее модели врачебной практики, улучшило предоставление медицинских услуг [3, с. 815; 4, с. 1520].

Материал и методы исследования

В последние годы Российская Федерация демонстрирует устойчивую тенденцию к увеличению спроса на платные медицинские услуги [5]. С 2017 по 2023 годы объем оказываемых населению платных медицинских услуг возрос в 2,3 раза в денежном выражении. Этот значительный рост произошел на фоне накопленной инфляции, составившей 51% (рис. 1). Основными факторами роста стали улучшение качества услуг в частном секторе и увеличение доверия к частной медицине со стороны населения. Важность уровня сервиса при выборе платных медицинских услуг продолжает расти, как в мегаполисах, так и в более отдаленных регионах. Люди стремятся не просто получить квалифицированную медицинскую помощь, они также ожидают первоклассного обслуживания на всех стадиях взаимодействия с медицинской организацией.

Список литературы

1. Субботина Т.Н., Безродных В.М. Развитие рынка платных медицинских услуг в России: перспективы и факторы роста. Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 12–2 (94). С. 175–178.

2. Боркова Е.А., Одинцов И.Н. Влияние инвестиций в здравоохранение на ВВП страны. В сборнике: Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. Материалы 17-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 40–43.

3. Чернавских Е.Н., Иванова О.Г. Маркетинговая стратегия частных компаний на рынке платных медицинских услуг. Экономика и предпринимательство. 2024. № 3 (164). С. 813–820.

4. Машнинова Ю.В., Ермакова С.Э. Анализ основных особенностей рынка платных стоматологических услуг. Креативная экономика. 2022. Т. 16. № 4. С. 1519–1534.

5. Зубатов М.А. Факторы развития регионального рынка медицинских услуг. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2024. № 2 (146). С. 157–162.

6. Чхотуа Г.З. Перспективы развития региональной сферы услуг (на примере системы здравоохранения). Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2024. № 2 (146). С. 199–204.

7. Логвинов К.В. Особенности разработки стратегии управления клиентскими отношениями в организации частной медицины. Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2023. № 10. С. 224–228.

8. Швидко Е.Ю., Седых Ю.А. Тенденции развития предпринимательской деятельности в бюджетном учреждении здравоохранения. Экономика и предпринимательство. 2022. № 8 (145). С. 771–773.

9. Боркова Е.А., Плотников В.А., Румянцев А.С. Государственно-частное партнерство и экономическая безопасность: моделирование в условиях современной политико-экономической турбулентности. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 6-1 (144). С. 71-77.

10. Кумратова А.М., Плотников В.А. Анализ и динамика показателей АПК региона в современных условиях турбулентности (на примере Краснодарского края). Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2024. № 112. С. 48-55.

11. Шамалова Е.В., Костромина Е.А., Лауфер К.М. Исследование конкуренции на российском рынке медицинских услуг. Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5. № 5. С. 331–337.

12. Зубатов М.А., Пирогова О.Е. Актуальные проблемы развития рынка медицинских услуг в условиях цифровизации. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2024. № 2 (60). С. 36–42.

13. Салимьянова И.Г., Дячук А.В. Инновационный контур в здравоохранении в условиях цифровой трансформации. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 1 (127). С. 122-128.

14. Доан Т.М., Крестьянинова О.Г., Плотников В.А. Цифровизация здравоохранения: перспективные инструменты. Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 2. С. 132–140.


Войти или Создать
* Забыли пароль?