МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проведено исследование комплексной методики оценки эффективности внедрения цифровых технологий в сфере услуг. Были выделены основные тенденции развития цифровизации. Охарактеризована роль сферы услуг в структуре экономики, а также отмечен уровень ее цифровизации. Также были отмечены наиболее актуальные цифровые технологии. Разработана методика комплексной оценки эффективности внедрения цифровых технологий в сфере услуг. В частности, было выявлено, что любая внедряемая цифровая технология будет в полной степени выгодной для предприятия в случае экономической эффективности, а также удобства, полезности и функциональности для сотрудников и конечных потребителей. Далее были рассмотрены и охарактеризованы структуры показателей эффективности сотрудников и лояльности клиентов/заказчиков. Было выявлено, что при комплексной оценке эффективности внедрения цифровых технологий в сфере услуг для наибольшей объективности необходимо также рассчитывать показатели экономической эффективности, в связи с чем была рассмотрена структура данных показателей. Анализ показал, что помимо традиционных финансовых показателей, необходимо использование в оценке современных метрик, адаптированных непосредственно под цифровизацию предприятий сферы услуг. Далее были рассмотрены и охарактеризованы современные показатели экономической эффективности. В результате исследования было выявлено, что комплексная оценка эффективности внедрения цифровых технологий в сфере услуг должна опираться на все рассмотренные системы показателей, поскольку совокупное использование всех показателей способно дать справедливую мультипликативную оценку в рассмотрении вопроса эффективности цифровизации.

Ключевые слова:
сфера услуг, цифровые технологии, оценка эффективности, цифровизация, экономическая эффективность
Текст

Введение

Интенсивность развития и распространения цифровых технологий в последние годы значительным образом изменяют характер центральных отраслей экономики, поскольку организации активно интегрируют свои бизнес-процессы в цифровую среду для снижения издержек и увеличения масштабов деятельности [2, 3, 12, 15]

Размеры в освоении новейших цифровых бизнес-моделей существенным образом дифференцируется по секторам экономики. Одной из таких отраслей является сфера услуг, в которой цифровизация, а затем и цифровая трансформация коренным образом меняют функционирование бизнеса [1, 13, 14].

В настоящее время сфера услуг во многом оказывает определяющее значение на ключевые макроэкономические показатели во множестве стран по всему миру, заметно опережает промышленную отрасль экономики и сельское хозяйство по объему валового внутреннего продукта, а также имеет главенствующие позиции по количеству новых рабочих мест и числу занятых [7]

Стоит отметить, что сфера услуг имеет наибольший уровень цифровизации по сравнению с остальными отраслями российской экономики, однако общая степень цифрового развития сектора является не совсем большой, что указывает на существование значительного потенциала для дальнейшей цифровой трансформации на предприятиях сферы услуг [12].

            В качестве ключевых технологий цифровой трансформации сферы услуг в настоящее время можно выделить такие, как искусственный интеллект, Интернет вещей (IoT), облачные сервисы, большие данные (big data), а также многие другие [1, 10, 13]

В то же самое время, необходимо отметить тот факт, что каждая из внедряемых цифровых технологий по-своему эффективна в деятельности предприятия. В связи с этим, наиболее целесообразным является проводить оценку эффективности внедрения подобных мероприятий.

Целью исследования является создание комплексной методики для оценки эффективности внедрения цифровых технологий в сфере услуг.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  • провести анализ ключевых требований для формирования методики;
  • рассмотреть и охарактеризовать каждую систему показателей для оценки в отдельности;
  • сформировать итоговые параметры комплексной модели оценки эффективности внедрения цифровых технологий в сфере услуг.

 

Материал и методы исследования

Для создания комплексной методики оценки эффективности внедрения цифровых технологий в сфере услуг в большей степени применялись методы систематизации, структуризации, анализа и синтеза и др. В частности, при работе с показателями особое внимание уделялось соответствующим актуальным нормативно-правовым актам, а именно Методическим рекомендациям по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием (утв. Минцифры России) [9], Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция, исправленная и дополненная) (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. N ВК 477) [8], Приказу Минэкономразвития России от 28.12.2018 N 748 (ред. от 30.08.2024) "Об утверждении Методики расчета показателей производительности труда предприятия, отрасли, субъекта Российской Федерации и Методики расчета отдельных показателей национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" [11]. Основным методом при работе с расчетными показателями из вышеуказанных документов являлся системный анализ.

 

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время существует различное количество методик по оценке эффективности внедрения цифровых технологий, однако же не разработана единая система оценивания, которая могла бы универсальным образом помочь определить эффективность внедряемых мероприятий применительно к сфере услуг [5].

В таком случае, необходимо создать комплексную систему оценки эффективности интеграции цифровых технологий в сфере услуг, которая будет включать в себя показатели, способные наиболее полным образом отразить эффект от реализации тех или иных мероприятий.

Внедрение любого цифрового новшества в сфере услуг будет иметь наибольшую выгоду, если оно, помимо экономического эффекта, будет нести в себе полезность как для конечного потребителя, т.е. клиента или заказчика, так и для непосредственного оператора/пользователя данной технологии, т.е. сотрудника организации, в которой это будет внедряться. Совокупная схема такой комплексной оценки представлена на рисунке 1.

Список литературы

1. Rha, J.S. Research trends in digital transformation in the service sector: a review based on network text analysis / J.S. Rha, HH. Lee // Serv Bus 16. – 2022. – P. 77–98.

2. Бондаренко, В. Н. Влияние развития ит-отрасли на трансформацию сферы услуг в условиях развития цифровой экономики / В. Н. Бондаренко // Современные проблемы туризма и сервиса: сборник статей научных докладов по итогам V Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 28 апреля 2022 года / ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса». – Москва: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2022. – С. 18-27.

3. Галяпа, И.М. Цифровизация бизнес-процессов предприятий сферы услуг как ключевой показатель конкурентоспособности / И. М. Галяпа // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. – 2023. – № 6(72). – С. 14-18.

4. Глоссарий WebAsk. – URL: https://webask.io/glossary/ (дата обращения: 01.10.2024).

5. Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 332 с.

6. Ключевые показатели эффективности (KPI) цифровой трансформации – URL: https://silaunion.ru/articles/klyuchevye-pokazateli-effektivnosti-kpi-cifrovoy-transformacii/ (дата обращения: 01.10.2024).

7. Макаров, Е.И. Оценка роли сферы услуг в экономике страны и тренды ее развития / Е. И. Макаров, М. В. Семенов, Р. М. Тайдаев, Е. А. Шубина // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2023. – Т. 11, № 1(60). – С. 45-56.

8. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция, исправленная и дополненная) (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. N ВК 477). – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200005634/ (дата обращения: 03.10.2024).

9. Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием (утв. Минцифры России). – URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/7342/ (дата обращения: 08.10.2024).

10. Молчанова, С. М. Направления цифровой трансформации сферы услуг / С. М. Молчанова // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – Т. 4, № 6(138). – С. 201-207.

11. Приказ Минэкономразвития России от 28.12.2018 N 748 (ред. от 30.08.2024) "Об утверждении Методики расчета показателей производительности труда предприятия, отрасли, субъекта Российской Федерации и Методики расчета отдельных показателей национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" // СПС «КонсультантПлюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_315668/ (дата обращения: 20.09.2024).

12. Семенов, М.В. Оценка уровня цифровизации сферы услуг в России / М. В. Семенов // Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации: материалы XI Международной научно-практической конференции, 20 апреля 2023 г. / редкол: Ю. В. Вакулин [и др.]; Воронежский филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга». – 2023. – C. 449-453.

13. Семенов, М.В. Современные тенденции цифровой трансформации сферы услуг / М. В. Семенов, Е. И. Макаров // Проблемы развития современного общества: Сборник научных статей 9-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 3-х томах, Курск, 23–24 января 2024 года. – Курск: ЗАО "Университетская книга 2024. – С. 504-508.

14. Сидоров, А.А. Развитие сферы услуг в условиях цифровой трансформации национальной экономики / Сидоров А.А. // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. № 1. – С. 39-47.

15. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г. / Г. И. Абдрахманова, К. Б. Быховский, Н. Н. Веселитская, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; рук. авт. кол. П. Б. Рудник; науч. ред. Л. М. Гохберг, П. Б. Рудник, К. О. Вишневский, Т. С. Зинина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 239 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?