с 01.01.2023 по настоящее время
г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Статья посвящена вопросу формирования у студентов в процессе профессиональной подготовки системного мышления с возможностью построения моделей разновидовых систем. Отсутствие конкретных требований к дисциплине, отвечающей за формирование данного типа мышления, позволяет в вариативной части использовать разные подходы при обучении и способствует повышению интеллектуального мышления в целом. Рассматривается понятие “системное мышление” с выявлением ключевых особенностей данного процесса мыслительной деятельности. Особенности и сравнение с другими видами мышления. Проведен анализ рабочих программ вузов РФ с целью изучения содержания курсов и дисциплин, удовлетворяющих ФГОС 3++. Анализ результатов исследования ставропольского учёного подтверждает, что формирование системного мышления повышает уровень знаний студента и компетентность. Предложенная модель по формированию системного мышления опирается на требования ФГОС, обосновывая необходимость внедрения данной дисциплины с первого курса обучения в образовательных организациях высшего образования.
системное мышление, рабочая программа, ФГОС, модель, понятие, виды мышления
1. Асманова И.Ю.Развитие системного мышления студента как условие фундаментализации и профессионализации усваиваемых знаний : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2004. — 22 с.
2. Ермолаева Е.П.. СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИИ И АНАЛИЗ ПРИЧИН. PROBLEMS OF EDUCATION IN THE 21st CENTURY Volume 4, 2008, с. 89-95
3. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь / под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – М.: Педагогика-Пресс, 1997 – 77/440 с.)
4. Коротков, Э. М. Исследование систем управления : учебник и практикум для вузов / Э. М. Коротков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 105/226 с.
5. Кургузов Антон Владимирович. Развитие элементов системного мышления на дисциплине информационного цикла. Pedagogical Journal. 2022, Vol. 12, Is. 6A, Part II,pl. 645-650.
6. Лапин Н.И.. Смена парадигм системного мышления и антропно-деятельностное понимание неравновесных социокультурных систем/ ФИЛОСОФСКИЙ ЖУРНАЛ. №: 1 (12), 2014, С. 95 (93-106)
7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. Т. 2 – М.: Педагогика, 1983 – 29\392 с
8. Лившиц В.Н. Основы системного мышления и сиситемного анализа. – М.: Ин сти тут эко но ми ки РАН, 2013. –5\ 54 с.
9. Маскинсков А. Б.. ВЛИЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ НА ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ СТУДЕНТАИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.автореферат/ https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002612618.pdf/( дата обращения: 15.05.2024)
10. Перченко Е. Л., Сборцева Т. В., Красавцева Е. М., Ловкова Е. А., Табунов И. А. Развитие системного мышления у студентов в проектной деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 4 (109). С. 179–196. / [Электронный ресурс]/URL: https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-4-109-16 \ (дата обращения:20.05.2024)
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 115\712 с
12. Саенко Л. А., Соломатина Г. Н. . АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ СТУДЕНТОВ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, УРОВНИ РАЗВИТИЯ, ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2021. 4 (38), стр.68-75
13. Сапожкова Н.А. Формирование системного мышления будущего педагога в вузе на основе технологии контекстного типа\диссертация../ Воронеж – 2022\ http://www.science.vsu.ru/dissertations/10896/Диссертация_Сапожкова_Н.А..pdf /(дата обращения: 25.04.2024)
14. Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. – СПб.: Питер,2006 – 459\589 с
15. Сычев И.А., Сычев О.А. Формирование системного мышления в обучении средствами информационно-коммуникационных технологий. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2011. – 37\161 с
16. Толкачев В.К Роскошь системного мышления. Издательство: Академия системного мышления В.К. Толкачева Год: 2011 Страниц:57\ 464
17. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012 15\288 с.
18. Шакирова Д. М.. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология. Educational Technology & Society 9(4) 2006,pl. 284-292
19. НЧКОУ ВО «Армавирский гуманитарно-социальный институт». Рабочая программа “ Б.1.В.03 СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ”Направление подготовки: 37.03.01 Психология (бакалавр ), Армавир,2023-с.19/[Электронный ресурс] / URL: https://agsi.ru/sveden/files/B.1.V.03_Sistemnoe_myshlenie.pdf/ (дата обращения:20.04.2024)
20. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Рабочая программа “СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ И АНАЛИЗ”. Направление подготовки: 38.04.01 - Экономика (магистр), Казань,2018-с.11/[Электронный ресурс] / URL: https://kpfu.ru/pdf/portal/oop/250511.pdf/(дата обращения:20.04.2024)
21. АНО ВО «Универсальный университет». Рабочая программа “СИСТЕМНОЕ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ”. Направление подготовки: 07.03.01 Архитектура (бакалавр), Москва, 2022-с.29 / [Электронный ресурс]/ / URL : https://u.university/upload/uu_2/news_files/РПД_Системное-и-критическоемышление.pdf?ysclid=ly8k98zrsr795038665 / (дата обращения:20.04.2024)
22. Mann, C. R. A study of engineering education: prepared for the Joint committee on engineer ing education of the national engineering societies / C. R. Mann. – New York: Merrymount Press, 1918. – 170 р
23. Soft skills training boosts productivity: University of Michigan press release. – 2017. URL: https://news.umich.edu/soft-skills-training-boosts-productivity / (дата обращения:15.05.2024).