Калуга, Калужская область, Россия
В статье рассматриваются ключевые факторы, определяющие профессиональный выбор молодых людей, а также сложности, зачастую возникающие на пути профессионального самоопределения, указаны аспекты, влияющие на выбор профессии молодёжью. Проведено обращение к отдельным исследованиям зарубежных и отечественных исследователей, рассматривающих проблемы профессионального самоопределения молодежи. Представлены результаты социологического опроса, проведенного среди студентов 1–3 курсов Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.
выбор профессии, профессиональное самоопределение, фактор, мотив, молодежь
1. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. Ярославль: Центр «Ресурс», 2019. - 152 с.
2. Березова Е. А. Профессиональное самоопределение молодежи // Образование. Карьера. Общество. - 2021. - №2 (38). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoesamoopredelenie-molodezhi (дата обращения: 20.07.2024).
3. Веселкова Е.А., Веселков А.В. Готовность к профессиональному самоопределению // Интерэкспо Гео-Сибирь.- 2020. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-kprofessionalnomu-samoopredeleniyu (дата обращения: 20.07.2024).
4. Володин В.Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Телескоп. - 2023. №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-molodezhi-1 (дата обращения: 20.07.2024).
5. Воронцова И. А. Программа профориентации в школе как система профессионального самоопределения молодежи // Журнал педагогических исследований. 2022. – Т.7. – № 3. – С. 49-56.
6. Иванова И.В. Профессиональный выбор и его значение для жизненного самоопределения личности // Журнал педагогических исследований. - 2020.- Т.5.- №2. - С.3-9.
7. Малахова Н.Н., Свободина Ю.В. Реализация модели организации системы профориентационной работы с учащимися в учреждении дополнительного образования // Образовательные технологии. – 2023. – №2. – С.67-71.
8. Приказ Министерства Образования и Науки Калужской области от 30 декабря 2020 г. №1829 «Об утверждении региональной модели системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций, находящихся на территории Калужской области». – URL: http://kgiro.kalugaedu.ru/index.php?option=com_phocadownload&view=category&download=1044:-30122020-1829&id=155:2021-06-28-10-26-22&Itemid=312 (дата обращения: 20.07.2024).
9. Рекомендации подросткам по профессиональному самоопределению | Консультация по психологии (5-9 класс). Образовательная социальная сеть. – URL: http://nsportal.ru (дата обращения: 20.07.2024).
10. Рогозинская А.А. Профориентационная работа с современной молодежью //Журнал педагогических исследований. - 2023. – Т.8. - №1. - С.75-83.
11. Федеральная служба государственной статистики. – URL: http://rosstat.gov.ru (дата обращения: 20.07.2024).
12. Яковлев С.В. Воспитанность как социокультурная идентичность систем ценностей базовой культуры личности и традиционной культуры общества // Журнал педагогических исследований. - 2024. – Т.9. - №1. - С.54-68.