УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
В работе рассмотрена система мотивации труда, ее сущность и ее основные формы, а также современные проблемы мотивации труда. Проанализирована действующего система мотивации трудовой деятельности персонала предприятия и проведена оценка их эффективности. Представлены пути совершенствования мотивации труда работников предприятия и резервы повышения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия на внедрения программы KPI - Drive. Труд является одним из факторов производства, его показатели влияют на ключевые индикаторы эффективности деятельности предприятия в целом. Система мотивации является важной составляющей системы управления персоналом, поскольку она нацелена на стимулирование сотрудников к более эффективной работе. Эффективная деятельность каждого сотрудника, в свою очередь, формирует показатели производительности труда в целом по предприятию. Обеспечению высоких результатов трудовой деятельности способствует актуальная система мотивации. Для формирования эффективного механизма управления персоналом, основанного на побуждении работников к производительному и творческому труду, требуется изучение их потребностей, мотивов, ценностей. Кадровый персонал на предприятиях испытывает потребности в повышении мотивационной составляющей и необходимости повышения квалификации. В условиях усиления конкуренции мотивация персонала является крайне необходимым мероприятием. Однако важно проводить также оценку эффективности выстроенной системы мотивации, что обусловливает актуальность темы исследования.
мотивация персонала, мотивация труда, управление персоналом, система мотивации, стимулирование персонала, эффективные методы управления персоналом, экономическая система, кадровый резерв программа KPI – Drive
Введение
В настоящее время мотивация труда сотрудников предприятий является ключевым направлением в управлении персоналом, так как она является основным фактором, влияющим на эффективность труда работников. Обеспечению высоких результатов трудовой деятельности способствует действующая и актуальная система мотивации. Эффективность мотивации труда возможна лишь при условии, что руководство сможет достичь и поддержать тот уровень производительности который соответствует оплате. Структурно мотив включает в себя такие важные аспекты, как: потребность, к удовлетворению которой сотрудник стремится и пути, ведущие к удовлетворению потребности человека [2;3;6].
По мнению Саркитова А. А.: «Мотивация – направленность побуждений человека и его активная деятельность в этом направлении. Действия и деятельность человека направлена на достижение целей, который оказывает влияние на самоопределение, который в последствии становится причиной удовлетворенности человека своим трудом» [9].
Создание эффективных методов управления персоналом является одной из ключевых задач современного менеджмента. Задача руководителей служб управления персоналом промышленных предприятий усложняется из-за разнообразия теоретических подходов к управлению мотивацией. Правильный выбор метода оценки мотивации определяет успешность всей системы стимулирования, от которой зависит степень удовлетворенности каждого работника, и в результате экономические показатели предприятия в целом [10].
Эффективность подразумевает не только результат трудовой деятельности, но и её экономичность, то есть способность достичь определённых результатов с наименьшими затратами. Система мотивации представляет собой уникальное мероприятие, разработанное с учетом основных ценностей и потребностей людей, работающих в компании [1].
Материал и методы исследования
В исследовании изучены теоретические основы системы мотивации персонала, проведен анализ действующей системы мотивации персонала на примере АО «Югорский лесопромышленный холдинг». Найдены недостатки, существующие в данной организации, а также рассмотрены основные направления решения найденных проблем. Проведен анализ на основе статистических данных организации.
В работе использовались общие и специальные методы экономических исследований: аналитический, графический, экономико-математический, факторный и сравнительный анализ, табличные, а также статистико-экономические приемы исследований. Рассмотрели основные методы оценки эффективности системы мотивации на предприятии [6]. Данные методы основываются на показателях производительности, которые в свою очередь, играют ключевую роль в общей системе мотивации, поэтому обоснованность установления того или иного показателя является важной составляющей общей оценки эффективности системы мотивации.
1. Бухалков, М. И. Управление персоналом: учебник / М. И. Бухалков. - Москва: ИНФРА-М, 2019. - 400 с.
2. Егоршин, А. П. Мотивация трудовой деятельности [Текст] : учеб. пособие / А. П. Егоршин. - М. : Инфра–М. – 2018. – 464 с.
3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст]: учеб. / Е. П. Ильин. – СПб : Питер, - 2016. – 259 с.
4. Ключков, А. Н. KPI и мотивация персонала [Текст] : учеб. / А. Н. Клочков. - М. : Проспект, 2018. – 233 с.
5. А. Я. Кибанова Управление персоналом организации [Текст] : учеб. для вузов / под ред. А. Я. Кибанова. – Москва : Изд-во Инфра-М, 2020. – 630 с.
6. Парабеллум, А. Персонал от А до Я. Подбор, мотивация и удержание высокоэффективных сотрудников [Текст] : учеб. пособие / А. Парабеллум, А. Балановский. - М. : Питер, 2019. - 208 с.
7. Рассадин, В. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала [Текст] : учеб. пособие / В. В. Рассадин. – Текст : непосредственный // Труд и социальные отношения, 2018. - №3. – 60 с.
8. Стрих Н. И., Фомин А. А. Управление человеческими ресурсами в условиях инновационной экономики на основе современных моделей. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023; 3-2: 130-138.
9. Саркитов А.А. Мотивация персонала и ее развитие. Материалы Международных научно-практических конференций Общества науки и творчества, Казань, декабрь 2015 г., 12(24); 712-715. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25338449
10. Уткин, Э. А. Мотивационный менеджмент [Текст]: учеб. / Э. А. Уткин. – М. : ЭКМОС, 2019. – 255 с.
11. Фомин А. А. Модели управления персоналом в цифровой экономике. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2023; 2: 14-18.