Москва, Россия
В статье раскрывается потенциал курса внеурочной деятельности в формировании осознанного чтения и преодоления трудностей, возникающих у младших школьников в ходе овладения ими читательской деятельностью. На примере курса «Раскрываем секреты текста» рассматривается подход к выстраиванию целевых ориентиров и отбору содержания курса, позволяющего реализовать дифференцированный подход и оказать адресную помощь читателям с разным уровнем овладения чтением.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Федеральная образовательная программа начального общего образования; внеурочная деятельность; младшие школьники; навыки осознанного чтения; работа с информацией
1. Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии // дис. … д-ра психол. наук (Москва, 2009) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dissercat.com/content/rannie-etapy-stanovleniya-chitatelskoi-deyatelnosti-v-norme-ipri-otkloneniyakh-v-razvitii (дата обращения: 10.09.2024).
2. Григоренко Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками // дис. … д-ра психол. наук (Москва, 2012) [Электронный ресурс]. – URL: https://istina.msu.ru/dissertations/22483391/ (дата обращения: 10.09.2024).
3. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации / утв. Распоряжением правительства РФ от 03.06.2017 № 1155-р [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201706070006?ysclid=lmrb8fhqwg999088293& index=2 (дата обращения: 10.09.2024).
4. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М.; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 534 с.
5. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.
6. Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов: методическое пособие для учителя начальной школы / Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе; под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Изд-во Института стратегии развития образования, 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://edsoo.ru/profilaktika-ikorrekcziya-trudnostej/ (дата обращения: 10.09.2024).
7. Раскрываем секреты текста: рабочая программа курса внеурочной деятельности (начальное общее образование). – М.: Изд-во Института стратегии развития образования, 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/11/pvd_raskryvaem-sekretyteksta.pdf (дата обращения: 10.09.2024).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс]. – URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/%D0%9F%D1%80%D0% B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7-%E2%84%96286-%D0%BE%D1%82-31.05.2021-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%9D%D0%9E%D0%9E.pdf (дата обращения: 10.09.2024).
9. О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 / утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 [Электронный ресурс]. – URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7-%E2%84%96569%D0%BE%D1%82-18.07.2022.pdf (дата обращения: 10.09.2024).
10. Федеральная образовательная программа начального общего образования / утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 [Электронный ресурс]. – URL: https://static.edsoo.ru/projects/upload/FOP_NOO.pdf (дата обращения: 10.09.2024).