СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется отношение к школе родителей младших школьников с учетом основных структурных элементов школы (учителя, учащиеся, образовательный процесс, помещения и оборудование). В эксперименте приняли участие 38 родителей учеников 4-х классов общеобразовательной школы г. Нижнего Новгорода. Из них 20 матерей и 18 отцов. Возраст респондентов представлен в диапазоне 29 – 45 лет. В исследовании были использованы методы: теоретический анализ научных источников по теме исследования, опросник для родителей В.Я. Ясвина, методы количественной и качественной обработки и представления результатов, обобщение, метод Манна — Уитни. Данное исследование носит пилотный характер. Были выявлены качественные характеристики отношения родителей к школе. Отношение родителей к школе в больший степени носит эмоциональный характер. Высокую эмоциональную заряженность демонстрируют родители к учителям и образовательному процессу. Так же отношение родителей к школе неоднородно и противоречиво. Разные структурные компоненты школы имеют разную значимость для родителей. Один и тот же компонент может оцениваться по-разному. Родители выражают высокую готовность помогать учителям. При этом им не важна информация про учителя, помощь учителю часто выражается формально. Для родителей важно быть информированными по вопросам образования и воспитания детей. Родители показывают хорошую готовность участвовать в создании комфортных, хорошо оборудованных помещений школы. Максимальная заинтересованность связана с учениками. Им важно иметь полную быструю информацию по успехам и сложностям детей в обучении. взаимодействие семьи и школы, педагогическое взаимодействие, младшие школьники, субъективное отношение к школе.

Ключевые слова:
Совет обучающихся, управление, образовательная организация, администрация, педагогический совет, учащиеся, родители, учителя, функционал
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. — М.: Аспект-Пресс, 2022. -290 с.

2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья [Текст] / Е.П. Арнаутова. М.: Карапуз, 2002. — 263 с.

3. Ворошилов Е.М. Проблемы взаимодействия семьи и начальной школы. Анализ мнений ученых и педагогов [Текст] / Е.М. Ворошилов, Е.В. Минаева // Проблемы и перспективы развития начального образования: сборник статей по материалам 3-й Всероссийской научно-практической конференции (18 апреля 2023 г.). — Нижний Новгород: Мининский университет, 2023.

4. Грязнова Е.В. Антропологический фактор педагогической деятельности в начальной школе как основа цифровой педагогики [Текст] / Е.В. Грязнова, Е.М. Богатырева, В.Д. Ворошилова, В.Д. Деева // Глобальный научный потенциал. — 2023. — С. 56–57.

5. Духновский С.В. Комплексная диагностика межличностных отношений субъектов образовательного процесса [Текст] / С.В. Духновский // Педагогические измерения. 2015. — С. 29–51.

6. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1–4 классы [Текст] / Н.И. Дереклеева. — М.: ВАКО, 2004. — 252 с.

7. Иванова Н.В. Анализ зарубежного опыта организации взаимодействия образовательного учреждения и родителей детей младшего школьного возраста [Текст] / Н.В. Иванова, Е.В. Минаева, Н.А. Воробьева // Педагогика и образование. — 2018. — № 4. — С. 27–42.

8. Иванова Н.В. Барьеры на пути развития взаимодействия родителей и школы: анализ зарубежных исследований [Текст] / Н.В. Иванова, Е.В. Минаева, С.Н. Столярова // Кант. — 2019. — № 1. — С. 21–27.

9. Иванова Н.В. Совместная деятельность в детско-родительских отношениях как фактор развития личности младшего школьника: теоретико-экспериментальное исследование [Текст] / Н.В. Иванова, Д.Д. Яркова // Вестник Мининского университета. — 2024. — Т. 12. — № 2. — URL: https:// www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1607/1012 (дата обращения: 19.07.2024).

10. Игнатьева Е.А. Анализ практики использования креативных технологий в образовании [Текст] / Е.А. Игнатьева // Вестник Мининского университета. — 2024. — Т. 12. № 1. — URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/ 1494 (дата обращения: 19.07.2024).

11. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: И; Академия, 2000. — 176 с.

12. Минаева Е.В. Изучение тем трудных жизненных ситуаций и способов их преодоления у младших школьников [Текст] / Е.В. Минаева, Н.В. Иванова, О.В. Суворова // Проблемы современного педагогического образования. — 2023. № 81-2. — С. 745–749.

13. Современная зарубежная социальная психология [Текст] / под ред. Г.А. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А.Петровской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 169 с.

14. Чикина Ю.Ю. Пути создания комфортного социально-психологического климата на уроках в условиях информатизации образования (на примере уроков географии) [Текст] / Ю.Ю. Чикина // Вопросы журналистики, педагогики, лингвистики. — 2020. — С. 66–74.

15. Эпштейн Дж.Л. Партнерство школы, семьи и сообщества [Текст] / Дж.Л. Эпштейн. — Нью-Йорк, 2002. – 510 с.

16. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к дизайну [Текст] / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. — 345 с.

17. Ясвин В.А. Субъективное отношение к школе. Методика психологической диагностики и анализ эмпирических данных [Текст] / В.А. Ясвин // Школьный психолог. 2009. — № 12. — URL https://psy.1sept.ru/view_article. php?ID=200901210 (дата обращения: 19.07.2024).

Войти или Создать
* Забыли пароль?