ЭМОТИКОН КАК ПРИМЕР РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ЭМОТИОЛОГИИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Эмотиконы являются ярким примером развития графической эмотиологии в виртуальном пространстве. Цель – исследовать проблему развития графической эмотиологии на примере использования эмоти­кона в виртуальной коммуникации. Актуальность подхода обусловлена междисциплинарным характером, что позволяет объединить лингвистику с точными и естественными науками, в том числе с вопросами развития эмоционального искусственного интеллекта. Многообразие форм эмотиконов требует их упорядочивания (классификации), что будет способствовать упрощению их восприятия и толкования, что, в свою очередь, подкрепляет актуальность нашего исследования. Приоритет коммуникационного взаимодействия в виртуальном пространстве актуализирует поиск средств передачи психоэмоциональных переживаний, в частности с помощью пиктографики эмоций, для более точного понимания эмотивного содержания в сообщении за счет использования ассоциативных связей между изображением конкретного психоэмоционального состояния и его восприятием носителем конкретной лингвокультуры. Несмотря на универсальный характер базовых эмоций и унификацию интерпретации эмотиконов носителями разных лингвокультур, обнаруживается ошибочность в декодировании из-за разницы восприятия экспрессии эмоции в том или ином эмотиконе в разных этноязыковых сообществах, что может служить маркером в определении коммуникантов на оси свой – чужой. Эмотиконы являются наглядным примером развития семантики графической эмотиологии. Интерпретация эмотиконов представляет собой интересную задачу в аспекте формализации графической эмотиологии как понимания детализации эмотивных состояний в виртуальной коммуникации с использованием новых способов передачи переживания эмоции. Результаты исследования показали, что эмотиконы представляют собой четко выверенный репертуар эмотивных состояний, апелляция к которым возможна в виртуальной коммуникации. В связи с этим авторы предлагают новое научное направление – графическую эмотиологию как разновидность лингвосемиотики. Метафоричность эмотикона как кодируемой эмоции с дополнительными оценочными оттенками раскрывается за счет принятых эмотивных норм речевого поведения в обществе в виде некоего унифицируемого изображения или комплекса знаков. Проведенные эксперименты показывают актуальность использования эмотиконов в условиях компрессии виртуальной коммуникации. Виртуальное общение между представителями разных этнолингвокультур способствует обогащению эмотиконов в лингвострановедческом аспекте, что развивает графическую эмотиологию в международном плане.

Ключевые слова:
эмоции, эмотикон, графическая эмотиология, виртуальная коммуникация, графическая эмотивная метафора
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Амурская О. Ю. Изоморфизм и алломорфизм вербально-семантического уровня языковой личности русско­язычного и немецкоязычного чат-коммуниканта: на материале чатов общей тематики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2008. 25 с. https://elibrary.ru/zntqix

2. Анумян К. С. Категория «удивление» как маркер лингвокультурного шока мигранта: на примере России и Армении: дис. ... канд. филол. наук. М., 2022. 286 с. https://elibrary.ru/nsubdz

3. Анумян К. С., Арутюнян В. Н. Армянская диаспора в России: коммуникативно-эмотивная картина мира мигранта. Филологические науки: Научные доклады высшей школы. 2022. № 3. С. 66–71. https://doi.org/10.20339/PhS.3-22.066

4. Анумян К. С., Карабулатова И. С. Эмотикема «удивление» в аспекте проективно и прагматически построенной информации. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2022. № 2. С. 85–91. https://doi.org/10.18137/RNU.V925X.22.02.P.085

5. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Лексическая семантика. 2-е изд., испр. и доп. М.: Вост. лит. РАН, 1995. T. I. 472 с.

6. Арсеньев А. С., Ильенков Э. В., Давыдов В. В. Машина и человек, кибернетика и философия. Ленинская теория отражения и современная наука, ред. Ф. В. Константинов. М.: Наука, 1966. С. 263–284.

7. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: ЯРК, 1999. 896 с. https://elibrary.ru/ylawar

8. Балашова В. В. Эмоциональный интеллект как составляющая часть интеллекта личности. Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2011. № 9. С. 28–38. https://elibrary.ru/xqjdtv

9. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Либроком, 2010. 448 с.

10. Береснев Н. П. «Эмодзи» – иероглифы цифрового века. Студенческий форум. 2020. № 18-1. С. 78–80. https://elibrary.ru/tfranl

11. Бутакова Л. О., Вязигина С. Ю. Эмотивная составляющая воздействия текста интернет-блога. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2023. Т. 22. № 1. С. 39–52. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2023.1.4

12. Витгенштейн Л. Голубая и Коричневая книги: предварительные материалы к «Философским исследова­ниям». М.: Канон-Плюс, 2022. 384 с.

13. Гавриш А. Д., Гуляева Е. В., Компанеева Л. Г. Эмоционально-когнитивные блоки в современном медиапросранстве. Когнитивные исследования языка. 2024. № 1-2. С. 267–270. https://elibrary.ru/nsvgpy

14. Голев Н. Д. Аксиология ментально-коммуникативного плана современной виртуальной педагогической коммуникации: дискуссионные заметки. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2023. Т. 2. № 4. С. 204–214. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2023-2-4-204-214

15. Гох О. В. Графико-фонетические средства выражения эмоций в русском интернет-языке. Февральские чтения: конф. (Сыктывкар, 01–28 февраля 2015 г.) Сыктывкар: СГУ им. Питирима Сорокина, 2015. С. 34–41. https://elibrary.ru/zqajgn

16. Гуц Е. Н. Ассоциативный потенциал лексем – обозначений эмоций. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2023. Т. 22. № 1. С. 53–64. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2023.1.5

17. Двойникова А. А., Карпов А. А. Аналитический обзор подходов к распознаванию тональности русско­язычных текстовых данных. Информационно-управляющие системы. 2020. № 4. С. 20–30. https://doi.org/10.31799/1684-8853-2020-4-20-30

18. Дударева Я. А., Шпильная Н. Н. Диалог как текст, содержащий эмотиконы: юрислингвистический аспект рассмотрения. Юрислингвистика. 2023. № 27. С. 99–105. https://doi.org/10.14258/leglin(2023)2718

19. Калашникова А. А. Языковая личность в компьютерно-опосредованной коммуникации: вопросы теории и прагматики. Ростов н/Д: ДГТУ, 2017. 119 с. https://elibrary.ru/ypgllr

20. Карабулатов М. Н. Homo Digitalis и проблема искусства XXI века сквозь призму воззрений Э. В. Ильенкова. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2023. № 1. С. 15–22. https://doi.org/10.18137/RNU.V925X.23.01.P.015

21. Карабулатова И. С., Ко Ч., Сунь Ц., Иванова-Якушко М. М. Метафорическая эвфемизация нейропсихо­физиологической коммуникации в терминологии традиционной китайской медицины. Вопросы современной лингвистики. 2024. № 1. С. 33–51. https://doi.org/10.18384/2949-5075-2024-1-33-51

22. Карасик В. И. Языковая пластика общения. М.: Гнозис, 2021. 536 с. https://elibrary.ru/aiogmr

23. Карасик В. И. Языковая спираль: ценности, знаки, мотивы. М.: Гнозис, 2019. 422 с. https://www.elibrary.ru/sbjjwj

24. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. 2-е изд. М.: Гнозис, 2004. 390 с. https://elibrary.ru/qqwtkl

25. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. 8-е изд. М.: URSS, 2014. 264 с. https://elibrary.ru/sirwqn

26. Кормин Н. А. И. Кант: как возможно эстетическое? Философия и культура. 2022. № 4. С. 60–112. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2022.4.37815

27. Коростова С. В. Эмотикон языковой личности в текстах современных масс-медиа. Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2015. № 1. С. 77–87. https://elibrary.ru/tmgrjl

28. Кохановский В. А., Сергеева М. Х. Организация и планирование эксперимента. Ростов н/Д: ДГТУ, 2003. 167 с. https://elibrary.ru/qjmofd

29. Мамина Р. И., Пирайнен Е. В. Эмоциональный искусственный интеллект как инструмент взаимодействия человека и машины. Дискурс. 2023. Т. 9. № 2. С. 35–51. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-2-35-51

30. Мишланов В. А., Каджая Л. А., Кузнецова Ю. М. Лингвистические маркеры эмоционального состояния субъекта речи (к проблеме автоматического мониторинга текстов сетевой коммуникации). Медиалингвистика. 2020. Т. 7. № 4. С. 428–444. https://doi.org/10.21638/spbu22.2020.405

31. Недоступ О. И. Знак-эмотикон в семантико-прагматическом аспекте. Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020. Т. 11. № 4. https://doi.org/10.15862/47FLSK420

32. Орлова Н. Н. Риторика. М.: РГУ им. А. Н. Косыгина, 2017. 249 с. https://elibrary.ru/zprkvb

33. Петренко В. Ф., Коротченко Е. А., Супрун А. П. Натюрморт как визуальный афоризм. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 2. С. 26–44. https://elibrary.ru/qoymsz

34. Пиотровская Л. А. Эмоциогенность текста: психологический и лингвистический аспекты. Вестник Волго­градского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2023. Т. 22. № 1. С. 28–38. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2023.1.3

35. Пищальникова В. А. Принципы психолингвистического анализа текста и теория эмоций. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2023. Т. 22. № 1. С. 5–12. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2023.1.1

36. Рашевских В. О., Лаврова А. Г. Графический язык эмоджи как элемент дискурсивных практик в социальных сетях Интернет. Политический вектор-L. Комплексные проблемы современной политики. 2016. № 1-2. С. 163–170. https://elibrary.ru/xhwdoz

37. Романов А. А., Сорокин Ю. А. Вербо- и психосоматика: Две карты человеческого тела. М.: ИЯ РАН, 2008. 172 с. https://elibrary.ru/tvcbxx

38. Рябова М. Ю. Особенности этикета виртуальной коммуникации. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2023. Т. 2. № 4. С. 239–245. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2023-2-4-239-245

39. Суббота Н. С., Ильичева И. Л., Стрижевич Е. Н. Словообразовательный потенциал интернет-дискурса. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 4. С. 324–332. https://elibrary.ru/yrlshk

40. Шаховский В. И. Голос эмоций в языковом круге homo sentiens. М.: URSS; Либроком, 2012. 141 с. https://elibrary.ru/qxfgsl

41. Шаховский В. И. Эмотивная футурология: достигнут ли киберы эмоционального уровня человека? Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2021. № 2. С. 91–111. https://doi.org/10.31249/chel/2021.02.06

42. Bulegenova I. B., Karabulatova I. S., Kenzhetayeva G. K., Beysembaeva G. Z., Shakaman Y. B. Negativizing emotive coloronyms: A Kazakhstan-US Ethno-Psycholinguistic comparison. Amazonia Investiga, 2023, 12(67): 265–282. https://doi.org/10.34069/AI/2023.67.07.24

43. Dewaele J.-M., Wu A. Predicting the emotional labor strategies of Chinese English Foreign Language teachers. System, 2021, 103. https://doi.org/10.1016/j.system.2021.102660

44. Dürscheid C., Meletis D. Emojis: A grapholinguistic approach. Graphemics in the 21st Century: Proc. Grapholinguistics and its Applications, Brest, 13–15 Jun 2018. Brest: Fluxus Editions, 2019, 167–183. http://dx.doi.org/10.36824/2018-graf-duer

45. Joe B. Comparative review of using emoji in Russian and Chines new media. Foreign Languages in Uzbekistan, 2023, (3): 69–86. http://dx.doi.org/10.36078/1687760741

46. Karabulatova I. S., Aipova A. K., Butt S. M., Amiridou S. Linguocognitive conflict of digital and pre-digital thinking in online educational discourse during the pandemic: Social danger or a new challenge? Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2021, (14): 1517–1537. http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0836

47. Karabulatova I. S., Anumyan K. S., Korovina S. G., Krivenko G. A. Emoticeme SURPRISE in the news discourse of Russia, Armenia, Kazakhstan and China. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 2023, 14(3): 818–840. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-3-818-840

48. Konrad A., Herring S. C., Choi D. Sticker and emoji use in Facebook Messenger: Implications for graphicon change. Journal of Computer-Mediated Communication, 2020, 25(3): 217–235. https://doi.org/10.1093/jcmc/zmaa003

49. Miltner K. M. "One part politics, one part technology, one part history": Racial representation in the Unicode 7.0 emoji set. New Media & Society, 2020, 23(3): 515–534. https://doi.org/10.1177/1461444819899623

50. Nasukawa T., Yi J. Sentiment analysis: Capturing favorability using natural language processing. Proceedings of the 2nd international conference on Knowledge capture: Proc. Conf., Sanibel Island FL, 23–25 Oct 2003. NY: Association for Computing Machinery, 2003, 70–77. https://doi.org/10.1145/945645.945658

51. Qin M., Xiao D., Yuan L., Karabulatova I. Emotive tonality of the "Youth–Old Age" dichotomy in Russian and Chinese media discourses: The stage of psychosemantic expertise. Journal of Psycholinguistic Research, 2022, 52: 525–553. http://dx.doi.org/10.1007/s10936-022-09899-z

52. Seargeant P. The emoji revolution: How technology is shaping the future of communication. Cambridge: Cambridge University Press, 2019, 231. https://doi.org/10.1017/9781108677387

53. Thompson D., Filik R. Sarcasm in written communication: Emoticons are efficient markers of intention. Journal of Computer-Mediated Communication, 2016, 21(2): 105–120. https://doi.org/10.1111/jcc4.12156

54. Trushchelev P. N. Emotive pragmatics of popularisation discourse: The impact of contextualisation on reader's interest. Science Journal of Volgograd State University. Linguistics, 2023, 22(1): 173–185. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2023.1.14


Войти или Создать
* Забыли пароль?