ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО БОТАНИКЕ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современном обществе из основных ориентиров для высшего педагогического образования, являющихся на данном этапе одними из самых актуальных и перспективных, выступает развитие цифрового общества. Целью биолого-экологического образования будущих учителей является овладение современными цифровыми технологиями. На современном этапе важнейшим условием процесса обучения биологии и экологии в педагогическом вузе является применение в образовательном процессе дистанционных технологий. Согласно требованиям ФГОС ВО определяются основные компоненты информационной культуры будущих учителей биологии: владение навыками получения необходимой информации из различных источников, умение ориентироваться в полученной информации, критически оценивать и интерпретировать информацию о природе, а также уметь использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения поставленных задач. Организация полевой практики студентов-биологов по ботанике в условиях дистанционного обучения является важной составляющей в предметной, метапредметной и методической подготовке будущих учителей биологии и специалистов-биоэкологов. Вовлекая студентов в учебную деятельность по изучению живой природы удаленно, с помощью мобильных устройств, виртуальной и дополненной реальности, преподаватель вуза формирует у них знания и умения по ботанике. Цель – повысить результативность организации и проведения полевой практики студентов-биоэкологов по ботанике в условиях дистанционного и смешанного обучения. Метод или методология проведения работы: публикация основывается на информационном, технологическом и компетентностном методологических педагогических подходах; использованы групповые естественно-научные и педагогические наблюдения, математические методы, анализ продуктов деятельности студентов в результате индивидуального самостоятельного сбора растительного материала с последующими анализом и их камеральной обработкой. Результаты: получены положительные результаты, позволяющие рекомендовать к внедрению дистанционные, мобильные и иммерсивные технологии для организации и проведения полевых практик по биологии. Область применения результатов: представленные результаты могут быть применены при проведении учебных занятий в вузах в условиях смешанного и инклюзивного обучения, в частности полевых практик по биологии on-line и off- line.

Ключевые слова:
дистанционное обучение, полевая практика, ботаника, экскурсия, иммерсивные технологии
Список литературы

1. Борисова Н.В. Формирование информационной культуры школьников на учебных занятиях по биологии средствами мобильных технологий обучения. / Н.В. Борисова, Е.Н. Арбузова – Омск: Издательский центр КАН, 2022. – 192 с.

2. Кашина В.Б. Принципы организации исследовательской деятельности бакалавров естественно-научного образования на полевой практике по ботанике. / В.Б. Кашина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб. – 2007. Т. 13, №36. – С. 192–197 (дата обращения: 26.12.2023).

3. Российская Федерация. Приказ. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации: Приказ N 397 от 14 марта 2020 г.: [принят Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. 2023–12–30: одобр. Ministerstvo nauki i vy`sshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii2023–12–30]. – М.: – 2020.

4. Полякова Н.В. Узловые моменты реализации учебных полевых практик по получению первичных профессиональных умений и навыков по экологии в контексте дистанционного обучения / Н.В. Полякова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2020. – 4(289). – С. 117–120.

5. Иванова О.Н. Применение MOODLE в обучении студентов медиков / О.Н. Иванова, О.Л. Софронеев // Евразийский союз ученых. – 2019. 4–4 (61). – С. 25–26.

6. Шурыгин В.Ю. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE / В.Ю. Шурыгин // Образование и наука. – 2015. – 8. – С. 125–139.

7. Самойлова Г.В. Синхронно-асинхронное взаимодействие преподавателя и студентов заоного отделения на образовательном портале университета при дистанционном обучении / Г.В. Самойлова , М.В. Пашина, Н.А. Макарова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2022. – 1(34). – С. 173–180.

8. Дроздова И.Л. Использование LMS MOODLE при проведении учебной практики по ботанике / И.Л. Дроздова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. Т. 10, № 1(34). – с. 89–92.

9. Булдакова Н.Б. Методический подход к организации полевой ботанико-зоологической практики у студентов педагогических вузов / Н.Б. Булдакова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. – 2(38). – с. 18–21.

10. Соловьева В.В. Роль учебной практики по ботанике в экологическом образовании бакалавров / В.В. Соловьева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6, № 4(21). – С. 406–409.

11. Курдюкова О.Н. Экологический подход при проведении учебной полевой практики по ботанике / О.Н. Курдюкова, К.А. Богова // Экологическое равновесие: геоэкология, краеведение, туризм : Материалы X международной научнопрактической конференции, Санкт-Петербург, 11 ноября 2021 года. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2021. – С. 134–137.

12. Ермолаева О.Ю. Применение компьютерных технологий в учебном процессе на кафедре ботаники ЮФУ / О.Ю. Ермолаева // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3(13). – С. 59–64.

13. Организация и проведение учебной или полевой практики по ботанике при введении ФГОС ВПО 3 поколения / И.В. Сергеева, Е.В. Гулина, Н.А. Спивак, Е.Н. Шевченко // Проблемы агропромышленного комплекса стран Евразийского экономического союза : материалы I Международной научно-практической конференции, Саратов, 5 сентября 2015 года. – Саратов: Центр социальных агроинноваций СГАУ, 2015. – С. 7–11.

14. Тетрадь по практике по получению первичных профессиональных умений и навыков по ботанике: для студентов 1 курса факультета естественно-научного образования // Сост. М.В. Пашина. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2020. – 40 с.

15. Зарипов Р.Г. Летняя полевая практика по ботанике: методич. руководство для студ. 1 курса хим.-биолог. фак. Ч.1. Морфология растений / Р.Г. Зарипов, М.В. Пашина – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. – 85 с.

16. Красноборов И.М. Определитель растений Новосибирской области / И.М. Красноборов, М.Н. Ломоносова, Д.Н. Шауло – Новосибирск: Наука, 2000. – 492 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?