Россия
УДК 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
В условиях стремительно меняющегося рынка труда и растущей конкуренции актуальность soft skills студентов и выпускников выходит на первый план. Эти навыки, включающие в себя коммуникативные способности, эмоциональный интеллект, креативное мышление и умение работать в команде, становятся критически важными для успешной профессиональной карьеры. Актуальность проблемы связана с повышенными требованиями к профессиональным и личностным качествам специалистов, в частности, менеджеров, управленцев и предпринимателей. Цель исследования заключается в разработке и апробации технологий, направленных на совершенствование коммуникативных soft skills будущих менеджеров на занятиях по английскому языку. Методы исследования включают анализ и синтез научной литературы по теме, экспериментальное обучение, наблюдение, опрос, а также качественные методы оценки результатов. Результаты исследования показали, что использование разработанных технологий значительно повышает уровень коммуникативных навыков студентов, улучшает их способность вести деловые переговоры, выступать перед аудиторией, решать конфликтные ситуации и взаимодействовать в международной среде. Установлено, что систематическое внедрение интерактивных методов обучения, таких как «мозговой штурм», дискуссии, дебаты, анализ реальных ситуаций (кейс-метод), деловые и ролевые игры, проекты, метод «Пазл» и создание интеллект-карт на английском языке, способствует развитию и совершенствованию коммуникативных soft skills, а также критического мышления и креативности у студентов. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к развитию коммуникативных soft skills через специализированные методики обучения английскому языку, интеграцию интерактивных педагогических технологий в образовательный процесс вуза, начиная с раннего этапа обучения. Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных технологий в образовательных учреждениях для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных эффективно работать в деловой среде. Результаты исследования могут быть применены для улучшения программ профессиональной подготовки менеджеров в связи с возросшими требованиями работодателей к soft skills выпускников.
высшее образование, soft skills, коммуникация, модель 4К, технологии обучения
1. Ермаков Д.С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков [Текст] / Д.С. Ермаков // Образовательная политика. — 2020. — № 1. — С. 104–112.
2. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. 2017. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-napravleniya-teoreticheskih-i-metodicheskihrazrabotok-v-oblasti-upravleniya-rol-soft-skills-i-hard-skills-vprofessionalnom
3. Малова М.М. Роль «мягких» навыков в современной профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник Самарского государственного технического университета. Психолого-педагогические науки. — 2019. — № 16(4). — C. 150–165. — URL: https://vestnik-pp.samgtu. ru/1991-8569/article/view/52399
4. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования https://mgimo.ru/sveden/files/000357. pdf (дата обращения: 05.04.2023).
5. Подольский А.И. Возможно ли создание универсальной модели ключевых компетенций [Электронный ресурс] // Материалы международной конференции «Ключевые компетенции XXI века: новые измерения грамотности современного человека». — М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2014. — URL: http://piaac.ru/conf2014/present/podolskiy.pdf
6. Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» https://mgimo.ru/upload/iblock/ddf/4a9725135y44uq04iq5zrw hf9vre5le5/angliyskiy-yazyk-kak-pervyy-inostrannyy-yazykmezhdunarodnyy-menedzhment-2022.pdf (дата обращения:
7. Раицкая Л.К. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта [Текст] / Л.К. Раицкая, Е.В. Тихонова // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2018. Т. 15. — № 3. — С. 350–363.
8. Степанова Л.Н. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов [Текст] / Л.Н. Степанова, Э.Ф. Зеер // Образование и наука. — 2019. — № 21(8). — C. 65–89.
9. Уварина Н.В. Профессиональная гибкость как “soft skills” педагога [Текст] / Н.В. Уварина, А.В. Савченков // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2019. № 3. — С. 27–35.
10. Фадель Ч. Четырёхмерное образование: компетенции, необходимые для успеха [Текст] / Ч. Фадель, М. Бялик, Б. Триллинг. — М.: Точка, 2018. — 240 с.
11. Чуланова О.Л. Социально-психологические аспекты управления: эмоциональная компетентность руководителя в структуре soft skills (значение, подходы, методы диагностики и развития) [Электронный ресурс] // Науковедение. 2017. — № 9(1). — URL: http://naukovedenie.ru/PDF/07EVN117. pdf
12. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. — 2021. — URL: https://www.cfin.ru/management/ people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 05.05.2022).
13. Cimatti Barbara. 2016. Definition, development, assessment of soft skills and their role for the quality of organizations and enterprises. International Journal for Quality Research. 2016, no. 10, pp. 97–130. URL: http://www.ijqr.net/journal/v10-n1/5. pdf (дата обращения: 10.03.2022).
14. Erskine J.A. Teaching with Cases / J.A. Erskine, Michiel R. Leenders, Louise A. Mauffette-Leenders. London: Canada, Leenders and Associates Inc., 2011. 262 p.
15. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Moore K.A. Workforce connections: key «soft skills» that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Child Trends Publication. 2015. 56 p.