Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Актуальность представленного исследования определяется необходимостью изменения подходов к преподаванию базовых экономических дисциплин адекватно условиям трансформации модели экономического развития страны. Целью представленного исследования является поиск рациональных подходов к преподаванию базовых экономических дисциплин, наилучшим образом отвечающим процессам трансформации национального экономического развития. Новизна полученных результатов заключается в формировании совокупности постулатов преподавания базовых экономических дисциплин в высшей школе, отвечающих условиям трансформации модели экономического развития общества. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования изложенных авторских подходов при преподавании базовых экономических дисциплин в высшей школе с учетом процессов трансформации модели экономического развития общества.
авторские подходы, преподавание базовых экономических дисциплин, условия трансформации, модель экономического развития
1. „Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем рассказать им, что делать; мы нанимаем умных людей, чтобы они могли рассказать нам, что делать.“. https://ru.citaty.net/tsitaty/477646-stiv-dzhobs-ne-imeet-smysla-nanimat-tolkovykh-liudei-a-zatem-r/?ysclid=ltr3daod5u66168685 (дата обращения 19.03.2024)
2. «Мы пытаемся дать высшее образование людям, не имеющим среднего…». https://www.business-gazeta.ru/article/553448?ysclid=ltr2dl2fzy320792600 (дата обращения 19.03.2024)
3. Акимбаева К.Т. Современная методика преподавания экономических дисциплин в ВУЗе с применением инновационных технологий обучения. https://pandia.ru/text/85/384/94058.php?ysclid=lscvfzchdz958531089 (дата обращения 19.03.2024)
4. Анзорова С.П., Торбик Е.М. Педагогические подходы к вопросу преподавания экономических дисциплин // Journal of Monetary Economics and Management. 2023. №2, с.34-41.
5. Бердыбекова А.Л., Алимбекова Д.Д. Роль преподавания экономических дисциплин в школах и вузах // «ОҚМПУ Хабаршысы – Вестник ЮКГПУ» №2 (36), 2023. С.134-145.
6. Больше половины выпускников российских вузов работают не по специальности. https://rg.ru/2009/01/27/magistr.html (дата обращения 19.03.2024)
7. Воробьёва, Е.Г. Инновационный подход в преподавании экономических дисциплин в вузе: технологии и методы обучения / Е.Г. Воробьёва, Е.А. Плеханова, И.Г. Кильдюшкина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2014. — №3. — С. 219-233.
8. Дробашко М.В. Инновационные технологии в преподавании экономических дисциплин // Електронно научно списание «Парадигма». 2019, №1, с.53-58.
9. Калашникова, Е. Ю. Методика преподавания экономических дисциплин в современных условиях модификации / Е. Ю. Калашникова, И. А. Коновалова, В. В. Ловянникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 901-903.
10. Касьянова А.К. Инновационные подходы к преподаванию экономической теории в современных условиях высшей школы // Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2009. № 3 (22). C. 75-80. www.gramota.net/materials/1/2009/3/
11. Кондратьев А.Ю. Сурат Л.И., Тебекин А.В. Информатизация методических систем обучения в предметной области и метапредметное применение цифровых ресурсов в образовании // Журнал педагогических исследований. 2023. Т. 8. № 3. С. 14-25.
12. Кондратьев А.Ю., Сурат Л.И., Тебекин А.В. Технология "Цифровой куратор" как инструмент повышения эффективности методических систем обучения в предметных областях на базе информатизации В сборнике: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы VII Международной научной конференции. Красноярск, 2023. С. 361-365.
13. Кондратьев Н.Д., Опарин Д.И. Большие циклы конъюнктуры: Доклады и их обсуждение в Институте экономики. — 1-е изд. — М., 1928. — 287 с.
14. Ломакин О.Е., Тебекин А.В. Анализ спроса сотрудников, работающих в системе Росгидромета на обучение по программам дополнительного профессионального образования // Журнал педагогических исследований. 2022. Т. 7. № 5. С. 85-95.
15. Ломакин О.Е., Тебекин А.В. Определение основных направлений программы развития дополнительного образования в системе Росгидромета на период 2023-2030 годов // Гидрометеорология и образование. 2023. № 1. С. 64-77.
16. Ломакин О.Е., Тебекин А.В. Переход системы дополнительного профессионального образования в структуре Росгидромета к сопряженной модели развития. // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 328-335.
17. Маркова Н. Н. Экономические дисциплины в ссузе: инновационные методики. https://pedsovet.su/publ/164-1-0-3752?ysclid=lscvaaifd3686520939 (дата обращения 19.03.2024)
18. Минобрнауки: практически половина выпускников вузов России работают не по специальности. https://www.gazeta.ru/business/news/2022/12/15/19277791.shtml (дата обращения 19.03.2024)
19. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Вероятные тренды трансформации содержания программы бакалавриата по направлению подготовки «менеджмент» в условиях постиндустриальной экономики. // Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(3):3921-3937.
20. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Методы принятия управленческих решений на основе инструментов теории массового обслуживания // Журнал исследований по управлению. Том 5 № 6 , 2019, с.34-54.
21. Мясников А.А. Роль математики в преподавании базовых экономических дисциплин: мнение российских преподавателей (препринт). http://journal.econorus.org/pdf/Myasnikov_preprint.pdf?ysclid=lsc2yg748r284816965 (дата обращения 19.03.2024)
22. Не будем себя обманывать: экспортно-сырьевая экономика обречена. https://www.business-gazeta.ru/article/579069?ysclid=ltrhjh8qka136748712 (дата обращения 19.03.2024)
23. Россия выходит из Болонской системы: кого и как это коснётся. https://www.rbc.ru/spb_sz/28/05/2022/628e29749a794747a1ee085d?ysclid=lth8pzpw94842943455&from=copy (дата обращения 19.03.2024)
24. Слуцкий Б.А. Физики и лирики. // Собрание сочинений в 3т. М.: Художественная литература, 1991. Т. 1. С. 351–542.
25. Сулейманова Г.Г. Использование инновационных форм преподавания экономических дисциплин. https://scientific-publication.com/images/PDF/2016/13/ispolzovanie-innovatsionnykh-form-prepodavaniya.pdf?ysclid (дата обращения 19.03.2024)
26. Сурат Л.И. Тебекин А.В., Обоснование требований к разработке новой национальной модели развития системы высшего образования (Часть 1). // Журнал педагогических исследований. 2023. Т. 8. № 1. С. 55-68.
27. Сурат Л.И., Тебекин А.В. Задачи педагогики высшей школы в свете вызовов современности. // Журнал педагогических исследований. 2022. Т. 7. No4. С. 8-19.
28. Сурат Л.И., Тебекин А.В. Закономерности взаимодействия теоретико-методологических и практических аспектов обучения в системе высшего образования и последующей трудовой деятельности обучаемых // Журнал педагогических исследований. 2023. Т. 8. № 5. С. 41-49.
29. Сурат Л.И., Тебекин А.В. Разработка оригинальной методики электронного обучения в предметных областях психологии и педагогики. В сборнике: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы VI Международной научной конференции: в трех частях. 2022. С. 341-345.
30. Сурат Л.И., Тебекин А.В. Теоретические основы развития подходов к обучению в системе высшего образования // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4 (57). С. 306-312.
31. Тебекин А.В. Использование стратегии обучения в развитии профессиональной организации: теоретико-методологический аспект // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 4. С. 623-636.
32. Тебекин А.В. Проблемы интеграции производства, науки и образования в современных условиях // Журнал педагогических исследований. 2020. Т. 5. № 1. С. 23-39.
33. Тебекин А.В. Современные проблемы развития экономической теории / А.В. Тебекин // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2019. — №1. — С. 264-266.
34. Тебекин А.В. Современные проблемы экономической безопасности страны // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2023. № 2 (45). С. 7-13.
35. Тебекин А.В., Хорева А.В. Концептуальные подходы к обеспечению качества подготовки кадров // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 3. С. 3036-3053.
36. Тебекин А.В., Хорева А.В. Учет влияния суперпозиции циклов экономической активности при трансформации управленческих институтов в современных условиях // Управление и политика. 2023. Т. 2. № 1. С. 8-32.