Руза, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
Россия
Россия
Главной задачей кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации является повышение профессионализма сотрудников полиции, а также создание абсолютно нового образа сотрудника для формирования положительного имиджа. Объектом проведенного научного исследования является имидж сотрудника ГИБДД. Предметом – особенности представлений курсантов образовательной организации МВД России, будущих сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, об имидже сотрудника ГИБДД. Целью научной работы является изучение особенностей представления об имидже сотрудника ГИБДД. Методом исследования послужил анкетный опрос и анализ полученных данных. Имидж сотрудника ГИБДД складывается из большого количества элементов, они зависят от условий, в которых работают сотрудники и спецификой их деятельности в целом. Формирование мнения сотрудника о своей деятельности начинается с первого дня поступления на обучение в организацию высшего профессионального образования по данной специальности и в процессе обучения преобразуется в зависимости от большого количества факторов, как профессионального, так и личного характера (степени усвоения содержания изучаемых дисциплин, наличия успехов в учебе, отсутствия нарушений дисциплины).
имидж, профессиональный имидж, личностные качества, сотрудники ГИБДД, МВД России
Предметом научных исследований неоднократно становились особенности имиджа представителей той или иной профессиональной среды, в том числе имиджа и сотрудников органов внутренних дел. Результаты опросов показали, что в глазах граждан имидж сотрудников органов внутренних дел не высок. При этом, отвечая на вопросы, граждане ориентировались на стереотипное мнение об органах внутренних дел, которое в процессе передачи от одного человека к другому приукрашивается и сильно изменяется, а не на свой жизненный опыт взаимодействия с сотрудниками.
В сети медиа пространстве очень часто распространяются видеоматериалы, на которых запечатлены примеры негативного поведения сотрудников органов внутренних дел, в том числе от сотрудников подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Формирование положительного образа сотрудника ГИБДД – сложный процесс, имеющий на сегодняшний день стихийный характер [1, 8]. Исходя из этого важно учитывать многогранный характер имиджа, то есть с одной стороны – это непрекращающийся комплексная программа воздействия на восприятие гражданами сотрудников органов внутренних дел, призванная увеличить доверие населения к ним через средства массовой информации, с другой – сами сотрудники должны осознавать значимость и престижность своей профессии, а с третьей – государство должно обеспечивать высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников, а также постоянное повышение их квалификации, правовой культуры с помощью тренингов, семинаров и курсов повышения квалификации.
В научных работах отечественных ученых проблеме имиджа уделяется особое внимание [1, 2, 4-6, 7, 8]. Имидж – это изменчивая и нестабильная структура, зависящая от множества факторов, которые могут измениться в любое время. Имидж, из-за своей эмоциональной окрашенности может иметь как негативную, так и позитивную оценки. Его динамичность определяется рядом переменных, позволяющих ему отзываться на любое изменение ситуации.
Существует много подходов для структуризации имиджа сотрудника полиции. Имидж сотрудника полиции формируется постепенно, методом проб и ошибок, поэтому для того, чтобы изучить создание позитивного имиджа сотрудников полиции, нужно начать с их профессиональной подготовки.
Так, важную роль в формировании имиджа играет необходимость быстрого решения служебных задач с высокой степенью риска для здоровья и жизни сотрудника. Не менее важно то, что сотрудники при исполнении функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации участниками дорожного движения сотрудники руководствуются строго Конституцией Российской Федерации [Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View /00012 02007040001 (дата обращения: 05.12.2023)], Федеральными законами «О полиции» [Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»] и «О безопасности дорожного движения» [Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»], иными нормативными правовыми актами, не позволяющими отступления от их норм. Специфика деятельности сотрудников ГИБДД отличается высокими требованиями к личностным качествам. Кроме того, в деятельности сотрудников ГИБДД объектом труда выступает человек, чья деятельность проявляется в сфере дорожного движения.
Специфика деятельности сотрудников накладывает определенный отпечаток на их отношение к своей деятельности. Данный процесс берет свое начало не спустя некоторое время осуществления профессиональной деятельности и даже не с первого рабочего дня сотрудника. Формирование мнения сотрудника о своей деятельности начинается с первого дня поступления на обучение в организацию высшего профессионального образования по данной специальности и в процессе обучения преобразуется в зависимости от большого количества факторов, как профессионального, так и личного характера (степени усвоения содержания изучаемых дисциплин, наличия успехов в учебе, отсутствия нарушений дисциплины). Для выявления данной закономерности было проведено исследование мнения будущих сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения об имидже сотрудника ГИБДД.
Ответить на вопросы анкеты было предложено курсантам, будущим сотрудникам подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения 1, 2, 3 и 4 курса образовательной организации МВД России.
Ответы на вопрос 1: «Согласны ли Вы с утверждением, что имидж каждого сотрудника ГИБДД распространяется на организацию в целом?» представлены на диаграммах 1,2,3,4.
Диаграмма 1. 4 курс
Диаграмма 2. 3 курс
Диаграмма 3. 2 курс
Диаграмма 4. 1 курс
На первый вопрос респонденты всех курсов, за исключением 3 курса, единодушно ответили «да». Такие результаты опроса могут быть вызваны потерей ориентиров и личной ответственности пред организацией в целом, возникающей на средней ступени обучения, когда пройден значительный путь по освоению профессии, но он равен пути, который еще предстоит пройти, и у курсанта возникают сомнения в правильности выбора профессии.
Ответы на вопрос 2: «Верно ли утверждение, что ведущую роль в формировании имиджа подразделения ГИБДД играет мнение граждан об образе сотрудника?» отражены на диаграммах 5, 6, 7, 8.
Диаграмма 5. 4 курс
Диаграмма 6. 3 курс
Диаграмма 7. 2 курс
Диаграмма 8. 1 курс
На второй вопрос все респонденты 1 курса ответили утвердительно, но чем старше курс, тем больше процент отрицательных ответов. Такие результаты могут быть следствием получения некоторого багажа знаний, который вселяет в курсантов уверенность и ощущение, что их имидж, как сотрудников ГИБДД, в основном состоит из факторов, зависящих только от самого сотрудника, а не от мнения других людей.
На диаграммах 9,10,11,12 отражено мнение курсантов о том, что имидж является одной из составляющих профессионализма сотрудника ГИБДД.
Диаграмма 9. 4 курс
Диаграмма 10. 3 курс
Диаграмма 11. 2 курс
Диаграмма 12. 1 курс
Ответы на третий вопрос не однозначны. Треть курсантов 1 и 4 курсов уверена, что имидж сотрудника не связан с профессионализмом. Среди респондентов 2 и 3 курсов меньший процент ответил отрицательно. Такие ответы могут быть связаны с тем, что 2 и 3 курсы находятся на экваторе обучения и курсанты более подвержены критике со стороны. Курсанты 4 курса более уверены в себе, так как опираются на свои знания.
При ответе на вопрос: 4. «Верно ли утверждение, что главными в структуре имиджа являются профессиональные качества сотрудника ГИБДД, а морально-нравственные качества второстепенны», - большинство респондентов 3 и 4 курсов ответили утвердительно, такое же мнение выразили 52,4 % курсантов 1 и 53,8 % курсантов 2 курсов (диаграммы 13, 14, 15, 16). Данная тенденция, на наш взгляд, обусловлена влиянием процесса воспитания на формирование личности будущего сотрудника подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения. Курсанты осознают, что не только овладение профессиональными качествами, но и морально-нравственные характеристики важны для успешной деятельности сотрудника. Причем, часть обучающихся 1, 2, 4 курсов отметила равное значение в структуре имиджа сотрудника и профессиональных, и морально-нравственных качеств личности.
Диаграмма 13. 4 курс
Диаграмма 14. 3 курс
Диаграмма 15. 2 курс
Диаграмма 16. 1 курс
Анализируя мнение курсантов о том, что в большей степени играет роль в формировании отношения к сотрудникам ГИБДД - собственный опыт общения с сотрудниками или средства массовой информации (СМИ), Интернет, кино, литературные произведения, следует отметить: большая часть респондентов полагается на свой собственный опыт общения с сотрудниками: 4 курс - 66,7 %¸3 курс - 90,9 %, 2 курс -46,2 %, 1 курс - 81 %, (диаграммы 17, 18, 19, 20).
Тем не менее, на втором курсе больше половины опрошенных ориентируется на СМИ и другие источники информации, что может являться следствием отсутствия у данных курсантов водительского удостоверения на право управления транспортным средством и возможности личных контактов с сотрудниками ГИБДД.
Диаграмма 17. 4 курс
Диаграмма 18. 3 курс
Диаграмма 19. 2 курс
Диаграмма 20. 1 курс
Отвечая на вопрос 6: «Влияет ли на имидж качественное исполнение сотрудниками ГИБДД их служебных обязанностей?», большинство опрошенных ответило утвердительно. Следовательно, курсанты осознают значимость своих действий и их влияние на имидж всей организации. Такая осознанность наиболее полно проявляется на старших курсах обучения (диаграммы 21, 22, 23, 24).
Диаграмма 21. 4 курс
Диаграмма 22. 3 курс
Диаграмма 23. 2 курс
Диаграмма 24. 1 курс
Оценивая влияние средств массовой информации (СМИ) на укрепление доверия граждан к сотрудникам ГИБДД, большинство респондентов: 2 курс – 92,3 %, 3 курс – 90,9 %, 1 курс – 81 % положительно относится к влиянию на доверие граждан освещения в СМИ деятельности сотрудников ГИБДД. Но более половины обучающихся 4 курса считает, что СМИ оказывает негативное влияние на имидж сотрудников ГИБДД (диаграммы 25, 26, 27, 28). Такое мнение может складываться, например, в результате частого и подробного освещения негативной информации о деятельности сотрудников ГИБДД, наличия в сети Интернет провокационных видеоматериалов с их участием.
Диаграмма 25. 4 курс
Диаграмма 26. 3 курс
Диаграмма 27. 2 курс
Диаграмма 28. 1 курс
Перечисляя качества, которыми должен обладать сотрудник ГИБДД большинство опрошенных единодушно отметило такие качества, как профессионализм, коммуникабельность, ответственность, образованность, эмоциональная устойчивость, смелость и честность. Такие качества обусловлены спецификой деятельности сотрудников ГИБДД. Результаты исследования свидетельствуют о том, что, курсанты понимают важные аспекты своей будущей деятельности и в процессе обучения совершенствуют свои навыки в данных направлениях.
Оценивая главные личностные качества сотрудника ГИБДД, большинство респондентов указало, что главными личностными качествами сотрудника ГИБДД являются честность, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость и ответственность. Любой сотрудник полиции, в том числе и сотрудник ГИБДД, должен собой являть пример добропорядочного человека для граждан, на которого должны равняться другие.
Большинство из респондентов: от 90,9 % - 3 курс, до 61,9 % - 1, 2 курсы высоко оценивает качество работы сотрудников ГИБДД в своем регионе (диаграммы 29, 30, 31, 32). В данном случае для будущих сотрудников и положительный, и отрицательный опыт может стать мотивацией для поступления на службу. В первом случае, чтобы пополнить ряды добросовестных сотрудников, которые произвели на курсантов положительное впечатление, во втором, чтобы самому стать примером и защищать честь профессии, производя положительное впечатление на коллег и граждан.
Диаграмма 29. 4 курс
Диаграмма 30. 3 курс
Диаграмма 31. 2 курс
Диаграмма 32. 1 курс
Подводя итог вышесказанному нельзя не отметить то, что каждый курсант уникален, при этом большинство из них сходится в жизненных взглядах и представлениях о своей будущей профессии. Заметна тенденция повышения уровня осознанности на старших курсах, в процессе обучения курсанты лучше понимают феномен имиджа сотрудника ГИБДД, его составные части, а также их принадлежность к имиджу подразделения и организации. Тем не менее, обучающиеся младших курсов также знают основные направления своей деятельности и качества, которые должны выработаться у них в процессе обучения, понимают, что в будущем с помощью их эффективных действий и правильного общения с гражданамив процессе служебной деятельности сможет повысить имидж подразделений ГИБДД и в целом полиции в глазах общественности.
Исходя из анализа имиджа сотрудника ГИБДД можно сделать вывод, что формирование его положительного образа невозможно без целенаправленной работы в данном направлении. Нельзя не отметить, что имидж сотрудника значительно улучшится в глазах населения, если он сам будет о себе лучшего мнения. Это важно потому, что сотрудник, понимающий значимость и престижность своей профессии будет стараться придерживаться заданной им планки и реже отступать от обозначенных в нормативных правовых актах профессиональных обязанностей [4]. Для граждан, взаимодействующих с данным сотрудником, он будет олицетворять всю организацию, тем самым улучшая мнение населения об органах внутренних делах в целом. Формировать у сотрудника перечисленные выше качества эффективнее всего при обучении - на этапе освоения профессии. В процессе формирования положительного образа сотрудника ГИБДД важно совмещать все его компоненты, так как большинство из них, например, такие как пунктуальность и дисциплинированность, не могут существовать без тесной взаимосвязи. Тем не менее, вопреки распространённому мнению, воспитание в будущем сотруднике качеств, составляющих его имидж, как будущего сотрудника ГИБДД, не нарушает этических норм и не разрушает структуру личности, а напротив, способствует ее развитию. Когда сотрудник заботится о своем имидже, он стремится к идеалу, и для того, чтобы приблизится к нему, сотрудник саморазвивается, самораскрывается и самовыражается, то есть развивает главные личностные качества, реализует профессиональный и творческий потенциал, способствует дальнейшему развитию личности.
Для того, чтобы сотрудник соотносил себя и свои действия с организацией, которую он представляет, а также для осознания им степени влияния личных действий на имидж всей структуры, в которой он состоит, важно, чтобы интересы сотрудника ГИБДД совпадали с интересами общества. Сотрудник, обладающий такими качествами, как объективность, открытость, естественность и коммуникативность, вызывает доверие у граждан и может быстрее и эффективнее установить контакт с населением.
Высоким уровнем профессиональной подготовки обладает сотрудник, у которого есть такие качества, как: ответственность, эрудированность и коммуникабельность, которые способствуют выполнению сотрудником обязанностей, а морально-нравственные качества контролируют его действия со стороны морали и этических правил общения.
Для того, чтобы большая часть населения знала реальное положение дел и была осведомлена о работе сотрудников ГИБДД, средства массовой информации (СМИ) освещают наиболее важные события в данной сфере. Опрошенные курсанты склонны считать, что СМИ транслируют положительный образ сотрудника ГИБДД, что повышает доверие населения и позволяет сотрудникам легче установить контакт для эффективного и продуктивного взаимодействия. Был период, когда СМИ подрывали доверие граждан к сотрудникам ГИБДД и полиции в целом, что провоцировало увеличение недовольства, как со стороны граждан, так и со стороны сотрудников. В наши дни ситуация значительно улучшилась, но для того, чтобы количество не коррумпированных и законопослушных сотрудников только росло, важно через средства массовой информации освещать подвиги сотрудников органов внутренних дел, а не только на их проступки, граждане должны видеть объективную ситуацию, а не стереотипную картину из желтой прессы. Не стоит и забывать о том, что информирование самих сотрудников позволяет воспитывать корпоративное чувство причастности к общему делу, а также помогает сориентироваться и найти стимул тем, кто разочаровался в профессии из-за завышенных ожиданий.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что необходимым условием для формирования позитивного образа сотрудника ГИБДД является применение коммуникативных технологий. По мнению О. В. Ушаковой, основной особенностью данного процесса является стереотипность имиджа сотрудника полиции, которую можно изменить только в результате устойчивого коммуникативного воздействия для создания позитивного образа [10].
Формирование имиджа сотрудника органов внутренних дел происходит благодаря качественной профессиональной подготовке, воспитанию моральных и нравственных качеств личности, такой вывод можно сделать исходя из анализа литературных источников, а также опыта практической деятельности педагогов. Профессиональная подготовка сотрудников ГИБДД в образовательных организациях МВД России происходит во время обучения. Для становления положительного имиджа сотрудник должен стремиться к профессиональному росту, а также развивать свои коммуникативные способности. Для этого в образовательных организациях применяются методы активного обучения, то есть тренинги, деловые игры, используются возможности сети Интернет, и многое другое. Для того, чтобы такие методы интересовали будущих сотрудников ГИБДД, были увлекательными, эффективными и полезными, преподаватели и руководители должны проходить подготовку к работе с личным составом. Также в этом может помочь создание единой педагогической воспитательной среды образовательной организации МВД России, так как будет, например, единство требований всех участников учебно-воспитательного процесса, поощрение положительного имиджа курсантов. Важное значение также имеет индивидуальность обучающихся, что предполагает уникальных подход к каждому.
Подытоживая вышесказанное, важно отметить, что комплексная долгосрочная программа влияния на сознание людей, с целью повышения среди населения доверия к сотрудникам ГИБДД, осуществляемая через средства массовой информации, а также осознание самим сотрудником престижности своей профессии и значимости ее для других людей способствует созданию положительного имиджа сотрудника полиции.
1. Лебедева, М. Е. Роль руководителя в формировании морального облика сотрудника органов внутренних дел / М. Е. Лебедева // Морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел: современные подходы и перспективы развития : материалы всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 14 декабря 2022 года / Санкт-Петербургский университет МВД России. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. – С. 265-269.
2. Леонова, И. А. Нравственное воспитание и имидж сотрудника ГИБДД / И. А. Леонова // Современная наука. – 2021. – № 5. – С. 77-79. – DOIhttps://doi.org/10.53039/2079-4401.2021.7.5.017. – EDN AZUPGH.
3. Мальцева, Т. В. Перспективные направления психологической работы и психологических научных исследований в области совершенствования деятельности Госавтоинспекции / Т. В. Мальцева, В. Е. Петров // Прикладная психология и педагогика. – 2016. – Т. 1, № 1. – С. 1. – DOIhttps://doi.org/10.12737/18717. – EDN WJELIZ.
4. Мальцева, Т. В. Психологические аспекты деятельности руководителя органов внутренних дел и их влияние на социально-психологический климат в служебном коллективе (на примере Госавтоинспекции Свердловской области) / Т. В. Мальцева, О. А. Коновалова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. – 2023. – Т. 12, № 3. – С. 70-78. – DOIhttps://doi.org/10.12737/2306-1731-2023-12-3-70-78. – EDN NFAKJY.
5. Передня, Д. Г. Имидж сотрудников полиции сквозь призму социальных ожиданий граждан / Д. Г. Передня, Д. В. Захаров // Социально-гуманитарные знания. – 2018. – № 2. – С. 141-149. – EDN YVQXIV.
6. Передня, Д. Г. Образ российской полиции в сознании молодежи / Д. Г. Передня // Труды Академии управления МВД России. – 2015. – № 2(34). – С. 87-89. – EDN UBYEOB.
7. Передня, Д. Г. Самоимидж и воспринимаемый имидж полиции России / Д. Г. Передня // Социологические исследования. – 2016. – № 1(381). – С. 152-157. – EDN VSLXAB.
8. Современный имидж правоохранительных органов: мифы и реалии / Д. Р. Белодед, А. А. Бровкина, Е. Е. Гаврина [и др.]; отв. ред. Е. Е. Гаврина, А. Л. Журавлев. – Москва : Издательство Проспект, 2024. – 312 с. – ISBN 978-5-7743-1103-3. – EDN QAMNRI.
9. Управление персоналом в системе МВД России : Учебник / Н. В. Сердюк, Г. П. Лозовицкая, В. В. Вахнина [и др.]. – Москва : Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. – 252 с. – ISBN 978-5-907530-46-1. – EDN AJNWXG.
10. Ушакова О. В. Процесс формирования образа сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (На примере участковых уполномоченных полиции хабаровского края) 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Хабаровск – 2015. [Электронный ресурс // время доступа 08.12.2021 г. 14.45].