Кемерово, Кемеровская область, Россия
с 01.01.2017 по настоящее время
Кемерово, Кемеровская область, Россия
Кемерово, Кемеровская область, Россия
На современном этапе развития образования все более востребованными являются технологии виртуальной реальности, которые позволяют пользователю переместиться в виртуальную среду и смоделировать обстановку или процессы, аналогичные реальным. В образовательной сфере это позволяет эффективно отрабатывать действия, формирующие и закрепляющие необходимые компетенции у обучающихся. Данная статья посвящена рассмотрению возможностей обучения студентов с помощью виртуальной реальности и отработки практических навыков в виртуальной среде, связанных с проектированием производственных площадок в области пищевой индустрии. Главной целью предлагаемых решений в рамках этого научного исследования является создание самостоятельной виртуальной симуляции, где студенты могут создавать собственные проекты и разработки. Новизна проекта заключается в разработке улучшенного аналога импортозамещенного программного обеспечения, которое позволяет создавать реалистичные модели пищевых производств, включающие различные цеха, для отработки и оптимизации всех ключевых параметров и технологических процессов. С помощью вновь созданной программы возможно воссоздавать множество технологических решений в виртуальной реальности, которые позволяют упростить, ускорить и удешевить отработку навыков, связанных с проектированием производственных площадок. Представленный подход является наиболее перспективным направлением использования такого класса программного обеспечения, как виртуальная реальность, особенно в образовании. Разработанный в лаборатории виртуальной реальности Кемеровского государственного университета программный продукт позволяет проектировать производственные здания различного размера, цеха и производственные помещения различной мощности, планировать места общественного питания, дизайн и интерьер, а также существуют возможности проектировать открытые пространства, в том числе городские парки, застройки и др. Одной из главных составляющих разработанного программного продукта является база данных, которая предназначена для хранения и использования разработанных в университете обучающих материалов, проектных заготовок, готовых 3D-моделей оборудования, которые используются в практической работе в среде виртуальной реальности, в частности в Unreal Engine. База 3D-моделей содержит цифровые модели реально существующих аппаратов и оборудования, использующихся в производстве на предприятиях пищевой промышленности. Это позволяет в визуальной цифровой среде отображать спроектированные производственные цеха, изучать принципы работы оборудования, отслеживать и изменять параметры различных элементов, имитировать неисправности и отклонения в проектах. Разработанная база дает возможность проектировать работу от малых предприятий до крупных промышленных комплексов производства продуктов питания, применяя современные технологии VR.
виртуальная реальность, VR, проектирование, пищевые производства, импортозамещение
1. Аксенова Е. И., Горбатов С. Ю. Технологии виртуальной и дополненной реальности в здравоохранении. Московская медицина. 2022. № 1. С. 76–87. https://elibrary.ru/cnojph
2. Алексеева Н. А. Эффекты и алгоритмы внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности в строительстве. Менеджмент: теория и практика. 2022. № 3-4. С. 57–65. https://elibrary.ru/gzugrx
3. Бычков В. В., Маньковская Н. Б. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта. Вопросы философии. 2006. № 11. С. 47–59. https://elibrary.ru/hyjneh
4. Женжебир В. Н., Сурай Н. М., Скрынченко Б. Л. Современные тенденции развития цифровых технологий в ритейле. Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. № 2. С. 637–648. https://doi.org/10.18334/epp.12.2.114170
5. Завьялов А. Е. Развитие кадров в Российской Федерации в условиях цифровых трансформаций. Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5. № 6. С. 28–31. https://elibrary.ru/dsqail
6. Иванько А. Ф., Иванько М. А., Бурцева М. Б. Дополненная и виртуальная реальность в образовании. Молодой ученый. 2018. № 37. С. 11–17. https://elibrary.ru/uzqppb
7. Крюк Р. В., Котов Р. М., Курбанова М. Г., Ворошилин Р. А., Туров С. В. Основы проектирования предприятий отрасли с использованием систем автоматизированного проектирования. Кемерово: КемГУ, 2024. CD-ROM.
8. Мурашов А. А., Смоленцева Л. В. Виртуальная реальность и дополненная реальность. Взгляд на будущее. Сборник трудов молодых ученых УВО «Университет управления "ТИСБИ"», науч. ред. А. Н. Грязнов. Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2016. С. 91–96. https://elibrary.ru/yhwbmn
9. Пиков Н. О. Виртуальная реальность (VR) и сохранение культурного наследия. Сибирский антропологический журнал. 2022. Т. 6. № 1. С. 58–68. https://elibrary.ru/rwclem
10. Питько О. А. Виртуальная реальность как атрибут бытия человека. Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2014. № 1. С. 58–64. https://elibrary.ru/rwydci
11. Славин О. А., Гринь Е. С. Обзор технологий виртуальной и дополненной реальности. Труды Института системного анализа Российской академии наук. 2019. Т. 69. № 3. С. 42–54. https://doi.org/10.14357/20790279190304
12. Тамилин Р. В. Возможности технологий виртуальной реальности для сохранения и развития культуры коренных народов Российской Федерации. Цифровизация. 2022. Т. 3. № 2. С. 49–56. https://elibrary.ru/kopvwv
13. Хачатурова С. С. Виртуальная и дополненная реальность. Вестник педагогических наук. 2022. № 2. С. 30–33. https://elibrary.ru/pczilz
14. Axelsson Ö., Nilsson M. E., Berglund B. A principal components model of soundscape perception. The Journal of the Acoustical Society of America, 2010, 128(5): 2836–2846. https://doi.org/10.1121/1.3493436
15. Jeon J. Y., Hong J. Y., Lee P. J. Soundwalk approach to identify urban soundscapes individually. The Journal of the Acoustical Society of America, 2013, 134(1): 803–812. https://doi.org/10.1121/1.4807801
16. Jeon J. Y., Lee P. J., You J., Kang J. Acoustical characteristics of water sounds for soundscape enhancement in urban open spaces. The Journal of the Acoustical Society of America, 2012, 131(3): 2101–2109. https://doi.org/10.1121/1.3681938
17. Egorova V. I. Virtual space – a platform for implementation of virtual images. Russian Linguistic Bulletin, 2020, (2): 111–114. https://doi.org/10.18454/RULB.2020.22.2.9