АПОЛОГИЯ СУМАСШЕДШЕГО: ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ А.С. МАКАРЕНКО СЕГОДНЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В течение многих десятилетий творческое наследие А.С. Макаренко подвергалось различным видам толкования и искажений, зависящихся от преобладающего в то или иное время дискурса. Несмотря на данные обстоятельства, педагогическая теория и воспитательная практика А.С. Макаренко не потеряли свою актуальность до сегодняшнего дня. Целью настоящей статьи являет собой поиск ценностно-ориентированных и личностно-направленных установок творческого наследия А.С. Макаренко. Научная новизна статьи представляет собой осмысление вышеуказанных установок в рамках нескольких философских подходов, которые не только подчеркивают то, что воззрения А.С. Макаренко применимы современной воспитательной и образовательной системам, но раскроют глубокую антропрактическую суть педагогической теории и воспитательной практики А.С. Макаренко, что является главным результатом предлагаемой статьи.

Ключевые слова:
А.С. Макаренко, педагогика, воспитание, личность, ретроспективный анализ, актуализация, осмысление, применение.
Список литературы

1. Балабанович Е.З. Макаренко. Человек и писатель. Москва: Московский рабочий, –1963. – 471 с.

2. Беляев, Г. Ю. Системно-феноменологический метод в сфере воспитания / Г. Ю. Беляев // НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ и ОТКРЫТИЯ 2017: сборник статей III Международного научно-практического конкурса, Пенза, 05 октября 2017 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. – С. 184-189.

3. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. – В 2-х т. Т.1 – М.: Мысль, 1975. – 531 с.

4. Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии – М.:Академический проспект, 2009.– 496с.

5. Кораблева Т. Ф. Философско-этические аспекты теории коллектива А. С. Макаренко: автореф. дис. … канд. фил. наук: 09.00.05. М., 2000. 24 с.

6. Корнеенко Т. Н. Особенности феноменологического подхода в образовании сегодня //– МНИЖ. – 2013. – №4-3 (11). – С. 25-27.

7. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. / под ред. Н. К. Гончарова [и др.]; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогов. – Москва: Изд-во Акад. пед. наук, – 1957-1963. Т. 5: Детское коммунистическое движение, пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми / подготовка текста и примеч. Я. Н. Надеждина. – 1959. – 688 с.

8. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т. Т.1. – 1983. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. / редкол. М. И. Кондаков (гл. ред.) [и др.]; Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983-1986. Т. 1: [Педагогические произведения 1922-1936 гг.] / Сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. –1983. – 365 с.

9. Макаренко А.С. Ты научила меня плакать …»: Переписка А.С. Макаренко с женой (1927-1939): В 2-х т. – Москва: Витязь, –1994. Т. 1. 1994. –215 с. (Серия «Неизвестный Макаренко»).

10. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Полная версия /Сост., вступ. ст., примеч., коммент. С.С. Невская. – Москва: Издательство АСТ, – 2018. – 640 с.

11. Макаренко А.С. Книга для родителей / Сост. С.С. Невская. –М.: Издательство ИТРК, – 2014. – 288 с.

12. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. / редкол. М. И. Кондаков (гл. ред.) [и др.]; Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983-1986. Т. 6: [«Флаги на башнях». Рассказы] / Сост.: М. Д. Виноградова, А.А. Фролов. – 1985. –383 с.

13. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. –СПб.: Азбука,2010. –288с.

14. Макаренко А.С. Воспитание гражданина – М.: Просвещение, 1988. – 304 с.

15. Мельникова Д.В. Учение А. С. Макаренко о коллективе // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс].Режим доступа URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018004365 (дата обращения: 24.02.2023 ).

16. Меттини Э. Аксиологические ориентиры воспитательной системы А.С. Макаренко: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01– Москва, 2019. – 216 с.

17. Меттини Э. Воспитание «нового человека» в педагогическом наследии А. С. Макаренко и в повести «Собачье сердце» М. А. Булгакова // Учёные записки Забайкальского государственного университета. – 2021. – Т. 16, – № 5. – С.180–189. DOI:https://doi.org/10.21209/2658-7114-2021-16-5-180-189

18. Невская С.С. Гражданское воспитание личности в творчестве А.С. Макаренко: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 – Москва, 2006.– 407 с.

19. Ниязбаева, Н. Н. Экзистенциально-психологический подход в образовании: проблемы и перспективы // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. – 2011. – № 3. – С. 171-180.

20. Новикова Л.И., Кулешова И.В., Григорьев Д.В. Педагогическая реальность воспитательного пространства // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1998. № 3. – С. 14-20.

21. Остроменцкая Н. Ф. Навстречу жизни. Колония имени Горького. // “Народный учитель”– 1928, – 1-2 (янв-февр). – С. 42-77.

22. Соколов Р.В. А. С. Макаренко: «я – советская власть» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://intelros.ru/readroom/alternativi/alternativy-1-2012/13991-a-s-makarenko-ya-sovetskaya - vlast.html (дата обращения: 24.02.2023 ).

23. Хиллиг Г. Колония им. Горького – творческая лаборатория Макаренко [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://library.by/portalus/modules/shkola/readme.php?subaction=showfull&id=1193140966&archive=1195596785&start_from=&ucat=& (дата обращения 24.02.2023)

24. Mettini, E. & Tkachenko, A. (2022).Fighting for Survivor: Ideological and Ethical Conflicts of A.S. Makarenko with Dzerzhinsky Commune Espacio, Tiempo y Educación, 9(1), pp. 168-187. doi: http://dx.doi.org/10.14516/ete.498

Войти или Создать
* Забыли пароль?