Данная статья посвящена рассмотрению вопросов интернационализации образовательных программ высшего образования в России как необходимого и своевременного процесса. В условиях глобализации всех мировых процессов высокая адаптивность выпускника будет способствовать его успешной профессиональной деятельности. Именно это качество в совокупности с наличием у выпускника необходимых компетенций с определенным набором дескрипторов сегодня особенно востребовано на рынке труда. Реализация совместных программ обучения с использованием различных форм интернационализации, начиная с краткосрочных курсов и специализированных программ до программ двойного диплома, создают для обучающихся в российских вузах возможность осваивать необходимые компетенции с учетом современных тенденций экономики, социологии, политики, культуры не только внутри страны, но и в мире. Рассмотрение вопросов адаптивности существующих программ, их значимости для российского высшего образования, освещение имеющегося опыта повышает актуальность рассмотренных в статье проблем, возникающих в процессе практической реализации интернационализированных программ подготовки в России.
интернационализация, образовательная программа, высшее образование, программа двойного диплома, учебный план, современные образовательные технологии.
1. ВВЕДЕНИЕ
В современном мире система высшего образования переживает период преобразований, связанных с переходом к инновационным технологиям и принципам интернационализации. Процесс интернационализации образования берет свое начало в конце XX в. В настоящее время он охватывает как страны с развитой, так и страны с развивающейся экономикой. С первых примеров академической мобильности российских студентов и преподавателей многоаспект ность этого явления, изменяющиеся социальные и образовательные потребности превратили интернационализацию в предмет научного исследования учеными в области образования, социологии, экономики и управления. По мнению О.Н. Пинигиной, с позиции государственных интересов развитие этого процесса содействует повышению эффективности регионального рынка труда, обмену квалифицированными специалистами, перераспределению бюджетных средств, подготовке профессиональных лидеров в различных сферах деятельности, формированию взаимопонимания элит разных стран, а также повышению конкурентоспособности национальной системы образования [8, с. 34]. Особую важность процесса интернационализации образования определяет его включение в качестве одного из показателей в мониторинг эффективности вузов РФ. Г.И. Леонтьева определяет процесс интернационализации как сферу взаимодействия разнонаправленных сил, ценностей и идеалов. При этом она считает, что без его рассмотрения как явления, отражающего сложную динамику радикальных перемен, нельзя понять закономерности изменений политической, экономической и социальной жизни в стране [7, с. 9].
1. Антонова К.Н. Интернационализация образования в свете глобальных социально-экономических процессов [Текст] / К.Н. Антонова // Вестник Национальной академии туризма. - 2014. - № 4 (32). - С. 69-71.
2. Богословский В.А. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты [Текст] / В.А. Богословский [и др.] - М.: Ассоциация классических университетов России, Межвузовский учебно-научный центр «Инновационное образование», 2010. - 263 с.
3. Болонский процесс: концептуально-методологические проблемы качества высшего образования [Текст]; под науч. ред. В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 341 с.
4. Виноградова М.В. Проблемы формирования траектории профессионально-ориентированного обучения менеджера [Текст] / М.В. Виноградова, И.А. Суслова: монография. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2010. - 222 с.
5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 800500 «Менеджмент». Степень (квалификация) - бакалавр менеджмента. - М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000. - 14 с.
6. Ларионова А.А. Подготовка бакалавров менеджмента на основе новых образовательных стандартов [Текст] / А.А. Ларионова // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2012. - № 3. - C. 67-75.
7. Леонтьева Е.Г. Интернационализация университетского образования: социально-философский аспект [Текст] / Е.Г. Леонтьева. - Томск, 2001. - 27 с.
8. Пинигина О.Н. Студенческая мобильность как фактор повышения качества обучения иностранным языкам и межкультурной коммуникации в вузах [Текст] / О.Н. Пинигина // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2012. - № 4 (23). - С. 33-37.
9. Ридингс Б. Университет в руинах [Текст] / Б. Ридингс; пер. с анг. - СПб.: Нева, 2010. - 115 с.
10. Суслова И.А. Подходы к характеристике результатов освоения основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Менеджмент» [Текст] / И.А. Суслова // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2012. - № 4 (23). - С. 38-43.
11. Суслова И.А. Исследование особенностей формирования программы двойных дипломов бакалавриата ФГ БОУ ВПО «РГУТиС» [Текст] / И.А. Суслова, Н.Л. Смит // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2014. - Т. 8. - № 3. - С. 94-101.
12. Трайнев В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс: обобщение отечественной и зарубежной практики [Текст] / В.А. Трайнев, С.С. Мкртчян, А.Я. Савельев. - М.: Дашков и К, 2010. - 328 c.
13. Трубников В.В. Имидж российского образования [Текст] / В.В. Трубников. - М.: РИЦ АИМ, 2006. - 218 c.
14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. - Российское образование. Федеральный портал. - URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm/ (дата обращения: 20.09.2015).
16. Образование в Российской Федерации: 2014 [Текст]: статистический сборник. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - 464 с.
17. World Higher Education Database (WHED) - Всемирная база данных по высшему образованию [Электронный ресурс]. - http://www.unesco.org/iau/onlinedatabases/ (дата обращения: 20.09.2015).
18. Доклад о развитии человека 2007/2008 [Электронный ресурс]. - http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr2007-2008/chapters/russian/ (дата обращения: 20.09.2015).
19. Доклад о мировом развитии - 2007 [Электронный ресурс]. - http://www.un.org/ru/development/surveys/economic.shtml/ (дата обращения: 20.09.2015).
20. Взгляд на образование: Показатели ОЭСР [Электронный ресурс]. - http://www.oecd.org/education/eag.htm (дата обращения: 20.09.2015).
21. Сравнение мировой статистики в области образования: Всемирный доклад по образованию. Монреаль (Канада): Институт статистики ЮНЕСКО, 2007 [Электронный ресурс]. - http://window.edu.ru/window_catalog/files/r54306/book224.pdf